Спецрежим для "избранных": как будет работать Defence City - Дмитрий Алексеенко

Читати українською
Автор
Новость обновлена 26 августа 2025, 14:10

Вице-президент ICC Ukraine рассказал, какой должна быть эффективная поддержка ОПК

Верховная Рада Украины 21 августа 2025 года приняла два законопроекта о создании Defence City – специального правового режима для поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса. Инициатива призвана стимулировать развитие отечественного ОПК путем предоставления значительных налоговых льгот и упрощения таможенных процедур. Впрочем, детальный анализ предлагаемой модели вызывает серьезные вопросы относительно ее эффективности и справедливости.

Механизм работы Defence City

Законопроекты №13420 и №13421 вносят изменения в Налоговый и Таможенный кодексы, а также другие законы Украины. Новый правовой режим предусматривает внедрение системы стимулов для резидентов Defence City до 2036 года или вступления Украины в Европейский Союз. Основными преимуществами станут освобождение от налога на прибыль при его реинвестировании, отсутствие налога на землю и недвижимость для производственных мощностей, а также освобождение от экологического налога. Дополнительно вводятся упрощенные таможенные процедуры во время военного положения и в течение года после его завершения.

Особенностью Defence City становится упрощенный режим международной передачи оборонной продукции, облегчающий экспортные операции. Государство также обязуется поддерживать релокацию предприятий и меры по повышению защиты производственных мощностей. Формирование перечня участников возлагается на Министерство обороны, которое должно создать Реестр резидентов Defence City вместо существующего перечня предприятий ОПК.

Главным требованием для участия становится структура доходов: не менее 75% дохода предприятия за предыдущий календарный год должно формироваться за счет реализации оборонной продукции собственного производства. Исключение предусмотрено только для самолетостроения, где предел снижается до 50%. Также установлены требования по стратегическому значению для обороноспособности, соответствия стандартам прозрачности и отсутствия связей с государством-агрессором.

Особой новацией становится системное ограничение доступа к информации о резидентах Defence City. В течение военного положения и еще года после его завершения данные о таких предприятиях исчезнут из публичных электронных реестров, включая Единый государственный реестр юридических лиц, реестры недвижимости и земельный кадастр. Финансовую отчетность резиденты также смогут не обнародовать до прекращения военного положения.

Официально такие ограничения обосновываются необходимостью защиты критической информации об оборонном производстве, учитывая воздушные атаки со стороны РФ. Однако создание "непрозрачной зоны" вокруг предприятий отрасли вызывает обоснованные вопросы возможностей общественного контроля и предотвращения злоупотреблений.

Программа для "избранных"

Анализ критериев участия в Defence City проявляет их дискриминационный характер. Требование относительно 75% доходов от оборонного производства может исключить значительную часть эффективных предприятий отрасли, имеющих диверсифицированную бизнес-модель. Такая диверсификация часто вынуждена из-за существующего запрета экспорта вооружения во время войны и нерегулярности государственного заказа.

Национальная ассоциация оборонной промышленности Украины, объединяющая более 100 ведущих негосударственных предприятий ОПК, провела собственный анализ и пришла к выводу, что значительная часть эффективных и критически важных предприятий не попадут в список резидентов. Парадокс заключается в том, что предприятия со 100% оборонной специализацией, которые уже признаны стратегическими, могут не отвечать формальным критериям из-за особенностей учета доходов или организационной структуры.

Такая селективность создает искусственную сегментацию рынка, где часть изготовителей получает существенные конкурентные преимущества, а другая вынуждена работать в худших условиях. Это противоречит декларируемым целям укрепления всей оборонной отрасли и может привести к искажению рыночных механизмов.

"Прихватизация" государственных активов ОПК

Параллельно с созданием Defence City происходят процессы реструктуризации государственного сектора ОПК, вызывающие серьезные вопросы сохранения государственного контроля над стратегическими активами. После начала полномасштабного вторжения РФ в Украину происходит системная передача наиболее перспективных разработок и перевод специалистов из государственных предприятий ОПК в частные структуры.

Схема функционирует через превращение государственных предприятий в субподрядчиков, тогда как статус главных подрядчиков оборонных контрактов переходит к частным компаниям. Это позволяет концентрировать основную норму прибыли в негосударственном секторе, оставляя государству только производственные функции, а также убытки.

Такая модель фактически означает приватизацию ценных активов государственного ОПК – интеллектуальной собственности и кадров под прикрытием "оптимизации" государственных предприятий оборонной отрасли.

Создание Defence City приобретает особое значение в свете подготовки так называемого Соглашения по дронам (drone deal) с Соединенными Штатами на 50 млрд долл. США. Соглашение предусматривает производство Украиной 10 млн дронов ежегодно в течение пяти лет после завершения российской вооруженной агрессии. Вопрос о том, кто станет исполнителем этих контрактов, может определить будущее всей оборонной отрасли.

Учитывая логику Defence City и параллельные процессы реструктуризации государственного ОПК, существуют обоснованные опасения, что наиболее прибыльные контракты достанутся уже определенным частным структурам, предварительно подготовившимся под критерии нового спецрежима.

Альтернативные подходы

Эффективная поддержка оборонно-промышленного комплекса требует сбалансированного подхода, который не будет создавать искусственные преимущества для отдельных групп предприятий. Критерии участия в льготных режимах должны быть основаны на объективных показателях эффективности и стратегической важности, а не на формальных характеристиках структуры доходов.

Анализ опыта других стран демонстрирует разные подходы к стимулированию развития оборонно-промышленных комплексов. Республика Корея представляет наиболее показательный пример успешной трансформации оборонной индустрии через системный государственный подход. За период с 2000 по 2025 год страна совершила настоящий прорыв, поднявшись с 31-го места до топ-10 крупнейших экспортеров оружия в мире. Годовой объем оборонного экспорта в 2024 году составил около 10 млрд дол. США, что явилось результатом долгосрочной стратегии развития.

Успех Республики Корея основан на гибридной модели государственно-частного партнерства с большими конгломератами (чеболями), которая обеспечивает синергию между государственным планированием и частной эффективностью. Ключевыми факторами стали конкурентные технологии, массовое производство, более низкие цены по сравнению с европейскими аналогами, быстрое производство продукции и дипломатическая поддержка правительства. Система налоговых льгот от 6 до 18 процентов для оборонных подрядчиков распространяется на все предприятия отрасли, отвечающие объективным критериям, без создания искусственных барьеров для участия.

Defence City в текущем виде больше напоминает инструмент селективной поддержки "правильных" предприятий, чем комплексную программу развития отрасли. Без кардинального пересмотра критериев участия и механизмов контроля эта инициатива рискует стать очередным примером того, как под лозунгами поддержки оборонной отрасли реализуются интересы приближенных к власти компаний.

Мнения, высказанные в рубрике блоги, принадлежат автору.
Редакция не несет ответственности за их содержание.