"Зона интересов" против "Оппенгеймера": есть ли шансы на "Оскар" у фильма про концлагерь

Читати українською
Автор
Концлагерь по другую сторону забора
Концлагерь по другую сторону забора. Фото kino-teatr.ua

В прокат выходит фильм претендующий на пять "Оскаров"

В украинский прокат 22 февраля выходит драма "Зона интересов", которая претендует на пять "Оскаров". Корреспондент "Телеграф" одним из первых посмотрел картину и оценил ее шансы на победу.

Ранее мы писали о главных фаворитах на победу в номинации "Лучший мультфильм".

Сомнения в том, что "Оскар" в номинации "Лучший фильм" получит "Оппенгеймер" улетучивается даже у самых прожженных скептиков. Однако это не значит, что "Зона интересов" не достойна внимания. Ее стоит посмотреть хотя бы потому что вы будете удивлены, как можно показать огромнейшую трагедию без единого убийства и пытки. И этому, кстати, возможно стоит поучиться украинским продюсерам и режиссерам, которые сейчас снимают или уже презентуют драмы об ужасах войны в Украине. Наши картины более лобовые, они вызывают у украинских зрителей слезы, а у западных некое отторжение, настолько им не хочется смотреть на зверства россиян.

Фильм рассказывает о небольшом периоде жизни коменданта концентрационного лагеря Освенцим Рудольфа Хёсса и его семьи. Он обустроил свой дом прямо через забор от лагеря. И это соседство совсем не смущает его жену, несмотря на то, что у них пятеро детей. Наоборот, они ведут размеренную жизнь, выращивают деревья и цветы. И в это же время их отец в семейной столовой со спокойным лицом обсуждает с конструкторами устройство новой печи, которая позволит сжигать заключенных больше и быстрее. А потом, когда они заработали и создали за окном зарево, садовник спокойно подсыпает пепел растениям, жена примиряет дорогую шубу, а дети играют ночью в постели золотыми зубами.

Семью Хесса не смущало, что через забор у них концлагерь

Здесь трогают зрителя не зверства, а циничность людей. Для них массовые смерти ничего не значат и не вызывают никаких эмоций. Нормальному человеку было бы счастьем покинуть этот дом. Так собственно и сделала мать, приехавшая погостить к дочери, когда увидела за окном зарево от работающих печей. Хотя до этого ходила и восхищалась домом и сетовала на то, что не смогла на аукционе купить шторы из дома ее бывшей хозяйки. А вот жена Хёсса, наоборот, не хочет покидать это место, потому что она здесь свила уютное семейное гнездышко.

При этом картина содержит много интересных метафор. Режиссер Джонатан Глейзер маленькими штрихами показывает падение этих людей. Жена Хёсса спускается по лестнице на фоне яркого голубого неба — как бы ее материнство и любовь к детям не индульгенция и не пропуск на небеса. А вот ее муж, вообще, спускается в преисподнюю. С каждым новом пролетом лестницы света все меньше и меньше и без видимых причин ему все хуже и хуже. Хоть он и находится в просторном здании, которое далеко от концлагеря, его все сильнее и сильнее начинает рвать от запахов его печей. И тут, как еще один маленький штришок, когда он на ночь читает сказку своим детям про Гензель и Гретель. Он спокойно проходит с ними то место, где сестра хитростью усаживает на лопату ведьму и засовывает ее в печь, а потом закрывает заслонку. В финале сказки говорится о том, что таким образом злой колдунье воздалось по заслугам за те зверства, которые она творила. Стоит понимать, что и Хёссу воздастся за его продуктивные печи.

Джонатан Глейзер мастерски создал атмосферу, где на фоне умиротворяющей природы тебе не спокойно. За кадром часто звучат крики заключенных и выстрелы, приказы расстрелять и плач людей. Этот режиссер в принципе, как бы профилируется на том, что с помощью простых приемов способен вывести человека из равновесия, но при этом удержать его перед экраном. До того как начать снимать художественные фильмы, он создал клипы культовым группам и исполнителям на одни из самых мрачных их песен. Среди них: целый ряд видео для Radiohead, включая песню "Street Spirit (Fade Out)", "Karmacoma" и "Live with Me" от Massive Attack и "Into My Arms" для Ника Кейва. А если говорить о метафорах и художественных решениях, то еще стоит добавить его клип "The Universal" для группы Blur, где музыканты стали персонажами "Механического апельсина" Стэнли Кубрика.

Вот и в фильме Глейзер показал, что зло это не какие-то монстры, а совершенно обычные люди. И, наверное, не стоит искать откуда оно взялось в людях и пытаться как-то их образумить или даже умолять о чем-то. Для них зверства, это обычная работа, поэтому и раскаяния от них ждать не следует. С ними нужно поступать также, как Гретель с ведьмой-людоедкой.

Что же касается шансов картины на "Оскар", то в таких номинациях как "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший адаптированный сценарий" очень велики. Ведь картина уже получила много международных призов, включая Каннский кинофестиваль.