ИИ уже помогает писать законы: Роман Грищук рассказал, смогут ли технологии заменить политиков
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Нейросети анализируют законопроекты, но урегулирование искусственного интеллекта остается открытым вопросом
В Верховной Раде нардеп от партии "Слуга народа" Роман Грищук — один из немногих, кто пришел в политику по шоубизнеса. Сегодня он является членом Комитета по вопросам образования, науки и инноваций, а также возглавляет подкомитет по вопросам образования на протяжении жизни и внешкольного образования.
В блицинтервью "Телеграфу" Грищук рассказал, почему теперь шутит редко, как искусственный интеллект помогает анализировать законопроекты и как внедрял фискализацию для малого бизнеса, за что чуть не получил скандал дома.
— В парламент вы строили карьеру успешного актера в шоу "Мамахохотала". Не жалеете, что сменили сцену на парламентскую трибуну? Где было больше шуток – в студии или в Раде?
— Мне кажется, что студией я занимался даже меньше лет, чем работаю в парламенте. Сейчас ушел седьмой год моей работы в Верховной Раде. Студия, кажется, просуществовала около шести или шести с половиной лет как студия. Однако я никогда не был актером — это очень сложная профессия, и я с большим уважением отношусь к людям, которые ею занимаются. Я больше был продюсером, ведущим организатором команды талантливых людей.
Иногда наблюдаю со стороны, несколько раз ходил к ребятам на концерты, смотрю их фильмы. В октябре они запускают новый фильм "Родительское собрание", который сняли в студии, — обязательно пойду, чтобы увидеть ребят снова.
Времена своей работы там вспоминаю с ностальгией, потому что там действительно было много шуток. В Раде же мне не до шуток, это серьезная работа, и я отношусь к ней ответственно. Поэтому сейчас шучу редко, особенно публично. Возможно, даже наоборот — предыдущая профессия заставляет быть более сдержанным и сосредоточенным на работе.
— Замечаете ли вы злоупотребление системой образования во избежание мобилизации? Какие инициативы или законопроекты вы рассматриваете для предотвращения этого?
— Да, к сожалению, такое действительно случается. В рамках действующей 23 статьи Закона о мобилизации и мобилизационной подготовке существуют легальные механизмы, позволяющие получить отсрочку от мобилизации во время получения высшего образования. Впрочем, проблема в том, что некоторые идут учиться не для того, чтобы получить знания, а лишь для того, чтобы избежать службы.
Это уже не образование. Такой подход дискредитирует саму идею обучения, университеты и процесс получения образования в целом. Именно поэтому и Служба безопасности Украины, и законодатели время от времени вносят изменения в эти нормы, чтобы образование оставалось образованием, а люди поступали в вузы ради знаний, а не отсрочки.
— Обновленный предмет "Защиту Украины" уже запустили в некоторых школах. Когда вы говорите о "новых технологиях современной войны", пожалуй, имеете в виду FPV-дроны. Не возникает ли риск, что ребенок после такого обучения сможет самостоятельно купить детали на Aliexpress, собрать дрон, оборудовать его самодельной взрывчаткой и использовать не по назначению? Что в программе обучения предусмотрено против таких рисков?
— Наш главный риск – это Россия, которая стремится нас уничтожить. Поэтому если школьник научится собирать дрон и управлять им, в этом меньше риска, чем в том, что он вырастет и не будет понимать, что нам придется жить рядом с врагом всю жизнь.
Если посмотреть на количество военных, которые уже овладели управлением дронами, то так — после победы могут возникнуть другие вызовы. Однако сейчас главной задачей является отразить вооруженную агрессию. А готовиться к этому нужно еще со школьной скамьи.
В рамках предмета "Защита Украины" есть модуль, который называется "Новые технологии войны". Он не только о дронах или противовоздушной обороне. Когда его разрабатывали вместе с Министерством образования, военными и общественными организациями, не ставили цель просто учить руководить Mavic или FPV-дронами.
Поскольку боевые технологии меняются очень быстро (вчера Mavic, сегодня FPV, завтра что-то другое), эксперты в армии советуют учить людей мыслить технологически, а не только работать с текущими образцами.
Сегодня в школах, где есть технические возможности, оборудование и подготовленные преподаватели, дети действительно проходят практические занятия. Однако главное изменение предмета "Защита Украины" — ментальное. Раньше это была допризывная подготовка юношей, ориентированная только на ребят и с акцентом на строевую подготовку. А теперь это о моральной готовности и ребят, и девушек защищать свою страну и понимать, почему это важно. Изменилась самая мировоззренческая парадигма предмета. И главное сейчас, чтобы учителя смогли донести эту новую идею ученикам.
— Работает ли комитет над другими законодательными новациями, которые вскоре могут изменить что-нибудь для учеников, студентов или учителей?
— Да, постоянно. Собственно, это и есть основная работа комитета — рассматривать инициативы, касающиеся изменений в системе образования.
С 1 сентября планировалось ввести базовую общую военную подготовку для всех студентов заведений профессионально-технического, профессионального высшего и высшего образования. Эта норма уже прописана в законе.
Однако в той форме, которую сначала планировали [с полигонами и присвоением военно-учетных специальностей], она пока не заработает. Вместо этого будет внедрен предмет "Основы национального сопротивления", который будет преподаваться всем без исключения студентам и студенткам. Это скорее теоретический курс, который станет логическим продолжением школьного предмета "Защита Украины".
Сначала речь шла именно о практической базовой подготовке, но практика показала, что этот подход следует немного упростить. Однако сама идея продолжения военно-гражданского образования остается.
– Сейчас активно развивается искусственный интеллект. Используется ли ИИ в работе парламента, например, для подготовки законов или упрощения рабочих процессов?
— Мы однажды даже экспериментировали с этим в комитете. Дали искусственному интеллекту задачу: написать законопроект о регулировании ИИ в системе образования. И он действительно создал вполне логичную структуру законопроекта. Мы даже думали зарегистрировать его и посмотреть, поймут ли стейкхолдеры, Главное научно-экспертное управление или Академия наук, что этот закон написан не человеком, а искусственным интеллектом. Однако, в конце концов, этого не сделали.
Вопрос регулирования ИИ пока остается открытым. У нас еще нет четкого понимания, как именно правильно его урегулировать.
— Назовите трех депутатов парламента, которых, по вашему видению, можно было бы заменить искусственным интеллектом.
— Искусственный интеллект этого сделать не сможет. Задача депутата – принимать решение, а не просто анализировать данные. Однако ИИ может оказаться полезным инструментом для аналитики. К примеру, когда нужно проработать большой массив законопроектов, он помогает быстрее понять их структуру, выявить риски, преимущества и недостатки.
Если законопроект не относится к сфере моей компетенции, иногда я использую ИИ, чтобы получить общий анализ: какие там потенциальные плюсы, минусы, риски. Затем, опираясь на эти подсказки, уже более подробно изучаю конкретные нормы. В этом смысле искусственный интеллект действительно помогает – он ускоряет проработку документов.
Однако заменить человека он пока не способен — по крайней мере, не в принятии решений, требующих нравственного, политического или человеческого измерения.
— У вашей жены Ани Гресь есть собственный бизнес. Не возникает ли конфликта интересов, когда вы голосуете за экономические законы?
— Меня едва не выгнали из дома, когда нужно было голосовать за фискализацию — за то, чтобы даже малый бизнес и ФЛП работали с чеками. Но теперь я понимаю, как это было правильное решение.
Сейчас это уже воспринимается как нечто обычное, как, скажем, чистить зубы. Хотя если вспомнить 2019-2020 годы, когда фискализацию только вводили, это был настоящий ужас и люди возмущались, ругали реформу, как могли. Теперь все привыкли и понимают, что это правильный шаг. Вот такой показательный пример моего опыта.
Справка: Жена Романа Грищука занимается развитием бренда, специализирующегося на шелковых изделиях. Ранее народный депутат отмечал, что бизнес жены позволяет ей зарабатывать даже больше, чем он, и это помогает семье поддерживать стабильность.
— Какое свое личное главное достижение за этот год вы считаете самым ценным?
— Я горжусь тем, что я отец. Мое наибольшее достижение — мой ребенок, который в этом году, в пятилетнем возрасте, пошел в первый класс здесь, в Украине, в обычную коммунальную школу. Он для меня настоящая гордость.