Айтишник тратит свои кровные деньги, чтобы латать дороги: сделал улицу ровнее, чем у коммунальщиков (фото)
- Автор
- Дата публикации
- Автор
За три с лишним года таким образом волонтер вложил в асфальт около 100 тысяч гривен
На улице Леонида Каденюка в поселке Новые Санжары Полтавской области практически нет ни одной выбоины. Что очень контрастирует с другими улицами бывшего райцентра, которые совершенно разбиты. Наверное, и "Леонида Каденюка" ожидала бы такая же печальная участь, если бы на ней не поселилась семья 40-летнего Вадима Осовца — внутреннего переселенца из Дергачей Харьковской области. Семья с двумя маленькими детьми, убегая от российского вторжения в феврале 2022 года, остановилась в Новых Санжарах, примерно в 160 километрах от родного дома. Как раз столько тогда можно было проехать на автомобиле за световой день в условиях массовой миграции.
"Это может каждый!"
Увидев ужасающее состояние асфальтового покрытия в Новых Санжарах, Вадим взялся самостоятельно его ремонтировать. Первую яму на своей улице он ликвидировал 3 июня 2022 года, что подтверждает селфи с указанной датой.
— Мы с женой Еленой купили дом и начали там ремонт, — рассказывает Вадим о том, что его побудило к такой благотворительности. — По нескольку раз в день (Елена у меня тоже активный водитель, поэтому поддерживает мою инициативу) ездили туда-сюда по разбитой улице: то перевозили вещи из Дергачей, то возили строительные материалы. Старшую дочь подвозили в школу, на кружки и забирали оттуда. Приходилось тратить много времени на то, чтобы объехать самые большие ямы. Тот, кто водит машину, может представить наше состояние. Поэтому я не выдержал и засыпал несколько самых больших ям щебнем. Но он пролежал там всего полтора месяца — до первого дождя.
После этого я начал думать о том, что можно сделать с теми выбоинами, искал информацию в интернете. Решение пришло однажды в "Эпицентре", где часто делал закупки. Увидев в продаже холодный асфальт, представляющий собой битумно-минеральную смесь, решил попробовать залатать им ямы. Для начала взял пару мешков. Эффект меня поразил. По крепости, как оказалось, сделанное мной ничем не уступало тому, что когда-то делали дорожники по традиционной технологии.
Постепенно латание ям на дорогах переросло в хобби. Теперь мужчина почти каждый месяц, за исключением зимних, покупает 20 мешков холодного асфальта по 245 гривен каждый, общим весом почти полтонны, и десятилитровое ведро битумного праймера стоимостью 1,5—2 тысячи гривен. У него есть специальные щетка и веник, которыми он вычищает ямы, кельма для укладки асфальта и трамбовка, которую для него сделал неравнодушный к его занятию сосед.
— Не я один это могу купить, – убежден Вадим. — Если бы каждый житель залатал за свой счет хоть две-три ямы возле своего дома, то у нас были бы почти идеальные улицы! Это не суперсложно. Холодный асфальт достаточно прост в применении, он не требует катка, поскольку твердость приобретает благодаря движению автомобильных колес по отремонтированному участку.
У меня есть понимание: если мы не сделаем, никто не сделает. Конечно, своими силами и за свой счет ремонтировать дороги не слишком эффективно, но некоторые проблемные места можно закрыть.
Впрочем, ремонтировать дороги своими силами украинцам запрещает законодательство. Потому что для этого есть специальные службы. Но если у людей лопается терпение, то тогда кто-то засыпает ямы щебнем, кто-то закладывает кирпичом или заливает бетоном. Помню, в Полтавской области даже коврами застилали выбоины. Но это самодеятельность, которая облегчает жизнь водителям или велосипедистам только на короткий срок и служит предметом грустных шуток.
Вадим Осовец, досконально изучив вопрос, подошел к делу со всей ответственностью. Он обязательно использует битумный праймер, которым обрабатывает не только края выбоин, но и дно, что обеспечивает надежное прилегание нового материала к старому и не позволяет просачиваться влаге. По его наблюдениям, новая яма может образоваться рядом, но не в залатанном месте.
— Кроме того, постоянно слежу за состоянием своих заплаток, — отмечает. – И если на них начинают появляться трещины, начинаю ремонтировать. Это гораздо дешевле, чем потом снова все делать с нуля. Так что у меня все по европейским стандартам!
Холодный асфальт любит тепло
Мой собеседник не смог ответить сразу, сколько денег он уже вложил в свое хобби. Поэтому берется за подсчеты.
— Тысяч двадцать-тридцать в год выходит, — в конце концов называет цифру. — То есть за три с лишним года до сотни тысяч гривен набежало.
О количестве залатанных выбоин у него можно не спрашивать, потому что он такой статистики не ведет. К тому же ямы, как известно, бывают разные — большие, маленькие, глубокие и не очень. В зависимости от этого и расход материала разный.
— Бывают такие большие и глубокие, что в них сразу девять мешков асфальта нужно положить, — продолжает Вадим. – А на небольшую яму идет два-три. Хотя латание больших выбоин занимает меньше времени, чем несколько небольших. Ведь каждую, какого бы размера она ни была, нужно предварительно подготовить: выбросить остатки щебня или кусочки поврежденного асфальта. В среднем на то, чтобы уложить двадцать мешков холодного асфальта, трачу три-четыре часа. Зато уверен, что заплатка может простоять год или несколько и что по улице можно нормально ездить.
Лучше всего заниматься этим делом летом, при комфортных температурных показателях. Тогда холодный асфальт такой, как нужно: он сам буквально заполняет собой яму.
Поэтому Вадим никогда не кладет асфальт под дождь или снег, что нередко практикуют профессиональные асфальтоукладчики.
— Это абсолютно неэффективно! – убежден Вадим. — В таких погодных условиях новый материал не слипнется со старым так, как надо, поэтому заплата долго не простоит, скорее всего, сойдет с первым дождем или снегом. Поскольку я делаю все за свой счет, то, конечно, не хочу тратить деньги впустую.
Обустроив улицу Леонида Каденюка, Вадим взялся за ремонт соседних, а сейчас ремонтирует улицу Соборности, соединяющую Новые Санжары с близлежащим селом Лелюховкой. Пока еще более-менее позволяет погода, хочет полатать дорогу до конца осени.
Заработал в ІТ-сфере – вложил в благотворительность
— Вас кто-то попросил это сделать или опять по собственной инициативе?
— Ну я же говорю, что это мое хобби! – улыбается. — Мне нравится делать ровные дороги. Где вижу проблемное место, стараюсь его отремонтировать.
— А жители поселка не присоединяются к вам?
— Состояние дорог в Новых Санжарах — больная тема для многих. Люди, видя, как я заделываю какую-то ямку, никогда не остаются равнодушными: здороваются, улыбаются, благодарят. И это для меня самая большая награда. У меня есть единомышленники, готовые в складчину заняться ремонтом дорог, по которым они чаще всего ездят.
Кто-то помогает деньгами на материалы, кто-то физически. Бывает, просят отремонтировать какой-то участок. Но последователей моей идеи в поселке нет.
— Как реагируют на вашу самодеятельность представители местных властей?
— Подходили, интересовались, чем занимаюсь. Ну и все. Мне же не нужно какого-то признания властей или еще чего-то. Я просто делаю это для себя и для людей.
Считаю, что экономлю громаде деньги. Пусть бы они пошли на покупку беспилотников или еще чего-то важного для фронта.
Кстати, Вадим Осовец – один из самых активных волонтеров Новосанжарщины. Практически сразу после переезда он организовал группу "Маскировочная сотня" по плетению маскировочных сеток, которая имеет свои ячейки в Полтавской, Харьковской и Кировоградской областях. Сетки плетут в школах, детсадах, домах культуры…
Каждую неделю Вадим отправляет их на фронт по 30—35 штук. Либо "Новой почтой", либо лично возит собственной Suzuki Jimny с прицепом в составе других гуманитарных грузов.
На Харьковское, Сумское, Покровское направления. Словом, туда, где нужна помощь. В списке гуманитарных грузов теплые вещи, матрасы, одеяла, продукты питания.
Для ускорения сборов организуют благотворительные ярмарки и концерты, на которых выставляют военные атрибуты — отстрелянные гильзы и тубусы, переданные бойцами с фронта. Также устраивают мастер-класс по росписи гильз под руководством Ольги Ковалевой, также внутренней переселенки из Харькова.
Сейчас жители громады собирают средства для подразделения своего земляка-военнослужащего на детектор дронов (ссылка на банку здесь).
Но Вадим Осовец в первую очередь специалист в ІТ-сфере. Вот уже двенадцать лет он владеет собственной студией разработки ПО для мобильных платформ Apple и Android. Среди заказчиков продукции отечественные и зарубежные потребители. Но с начала полномасштабного вторжения многие сотрудники эмигрировали за границу, объемы работы резко упали, поэтому офис в Харькове пришлось закрыть. В целом ІТ-сфера сегодня переживает не локальные, а глобальные проблемы. Однако команда Вадима, которая осталась, продолжает работать.
— И это позволяет заниматься волонтерством и ремонтировать дороги?
— Да. Я очень много работаю. Часто бывает, возвращаясь под утро домой из поездки в прифронтовую зону, не ложусь спать, а сажусь за компьютер. Ну а в свободное от работы время латаю дороги. Разве у меня есть выбор? – улыбается.
Фото предоставлены Вадимом Осовцом и "Суспільне Полтава"