Айтишник тратит свои кровные деньги, чтобы латать дороги: сделал улицу ровнее, чем у коммунальщиков (фото)

Читати українською
Автор
2785
Вадим Осовец за работой Новость обновлена 17 ноября 2025, 17:04
Вадим Осовец за работой

За три с лишним года таким образом волонтер вложил в асфальт около 100 тысяч гривен

На улице Леонида Каденюка в поселке Новые Санжары Полтавской области практически нет ни одной выбоины. Что очень контрастирует с другими улицами бывшего райцентра, которые совершенно разбиты. Наверное, и "Леонида Каденюка" ожидала бы такая же печальная участь, если бы на ней не поселилась семья 40-летнего Вадима Осовца — внутреннего переселенца из Дергачей Харьковской области. Семья с двумя маленькими детьми, убегая от российского вторжения в феврале 2022 года, остановилась в Новых Санжарах, примерно в 160 километрах от родного дома. Как раз столько тогда можно было проехать на автомобиле за световой день в условиях массовой миграции.

"Это может каждый!"

Увидев ужасающее состояние асфальтового покрытия в Новых Санжарах, Вадим взялся самостоятельно его ремонтировать. Первую яму на своей улице он ликвидировал 3 июня 2022 года, что подтверждает селфи с указанной датой.

Вадим на фоне первой залатанной ямы – селфи от 3 июня 2022 года
Первую яму в Новых Санжарах Вадим, как видно на фото, залатал 3 июня 2022 года

— Мы с женой Еленой купили дом и начали там ремонт, — рассказывает Вадим о том, что его побудило к такой благотворительности. — По нескольку раз в день (Елена у меня тоже активный водитель, поэтому поддерживает мою инициативу) ездили туда-сюда по разбитой улице: то перевозили вещи из Дергачей, то возили строительные материалы. Старшую дочь подвозили в школу, на кружки и забирали оттуда. Приходилось тратить много времени на то, чтобы объехать самые большие ямы. Тот, кто водит машину, может представить наше состояние. Поэтому я не выдержал и засыпал несколько самых больших ям щебнем. Но он пролежал там всего полтора месяца — до первого дождя.

После этого я начал думать о том, что можно сделать с теми выбоинами, искал информацию в интернете. Решение пришло однажды в "Эпицентре", где часто делал закупки. Увидев в продаже холодный асфальт, представляющий собой битумно-минеральную смесь, решил попробовать залатать им ямы. Для начала взял пару мешков. Эффект меня поразил. По крепости, как оказалось, сделанное мной ничем не уступало тому, что когда-то делали дорожники по традиционной технологии.

отремонтированная дорога
Отремонтированная дорога

Постепенно латание ям на дорогах переросло в хобби. Теперь мужчина почти каждый месяц, за исключением зимних, покупает 20 мешков холодного асфальта по 245 гривен каждый, общим весом почти полтонны, и десятилитровое ведро битумного праймера стоимостью 1,5—2 тысячи гривен. У него есть специальные щетка и веник, которыми он вычищает ямы, кельма для укладки асфальта и трамбовка, которую для него сделал неравнодушный к его занятию сосед.

— Не я один это могу купить, – убежден Вадим. — Если бы каждый житель залатал за свой счет хоть две-три ямы возле своего дома, то у нас были бы почти идеальные улицы! Это не суперсложно. Холодный асфальт достаточно прост в применении, он не требует катка, поскольку твердость приобретает благодаря движению автомобильных колес по отремонтированному участку.

У меня есть понимание: если мы не сделаем, никто не сделает. Конечно, своими силами и за свой счет ремонтировать дороги не слишком эффективно, но некоторые проблемные места можно закрыть.

Впрочем, ремонтировать дороги своими силами украинцам запрещает законодательство. Потому что для этого есть специальные службы. Но если у людей лопается терпение, то тогда кто-то засыпает ямы щебнем, кто-то закладывает кирпичом или заливает бетоном. Помню, в Полтавской области даже коврами застилали выбоины. Но это самодеятельность, которая облегчает жизнь водителям или велосипедистам только на короткий срок и служит предметом грустных шуток.

Вадим Осовец, досконально изучив вопрос, подошел к делу со всей ответственностью. Он обязательно использует битумный праймер, которым обрабатывает не только края выбоин, но и дно, что обеспечивает надежное прилегание нового материала к старому и не позволяет просачиваться влаге. По его наблюдениям, новая яма может образоваться рядом, но не в залатанном месте.

— Кроме того, постоянно слежу за состоянием своих заплаток, — отмечает. – И если на них начинают появляться трещины, начинаю ремонтировать. Это гораздо дешевле, чем потом снова все делать с нуля. Так что у меня все по европейским стандартам!

Холодный асфальт любит тепло

Мой собеседник не смог ответить сразу, сколько денег он уже вложил в свое хобби. Поэтому берется за подсчеты.

— Тысяч двадцать-тридцать в год выходит, — в конце концов называет цифру. — То есть за три с лишним года до сотни тысяч гривен набежало.

О количестве залатанных выбоин у него можно не спрашивать, потому что он такой статистики не ведет. К тому же ямы, как известно, бывают разные — большие, маленькие, глубокие и не очень. В зависимости от этого и расход материала разный.

— Бывают такие большие и глубокие, что в них сразу девять мешков асфальта нужно положить, — продолжает Вадим. – А на небольшую яму идет два-три. Хотя латание больших выбоин занимает меньше времени, чем несколько небольших. Ведь каждую, какого бы размера она ни была, нужно предварительно подготовить: выбросить остатки щебня или кусочки поврежденного асфальта. В среднем на то, чтобы уложить двадцать мешков холодного асфальта, трачу три-четыре часа. Зато уверен, что заплатка может простоять год или несколько и что по улице можно нормально ездить.

Лучше всего заниматься этим делом летом, при комфортных температурных показателях. Тогда холодный асфальт такой, как нужно: он сам буквально заполняет собой яму.

Поэтому Вадим никогда не кладет асфальт под дождь или снег, что нередко практикуют профессиональные асфальтоукладчики.

— Это абсолютно неэффективно! – убежден Вадим. — В таких погодных условиях новый материал не слипнется со старым так, как надо, поэтому заплата долго не простоит, скорее всего, сойдет с первым дождем или снегом. Поскольку я делаю все за свой счет, то, конечно, не хочу тратить деньги впустую.

Обустроив улицу Леонида Каденюка, Вадим взялся за ремонт соседних, а сейчас ремонтирует улицу Соборности, соединяющую Новые Санжары с близлежащим селом Лелюховкой. Пока еще более-менее позволяет погода, хочет полатать дорогу до конца осени.

Вадим Осовец, который самостоятельно асфальтирует дороги
Сейчас Вадим Осовец ремонтирует улицу Соборности, соединяющую Новые Санжары с Лелюховкой

Заработал в ІТ-сфере – вложил в благотворительность

Вас кто-то попросил это сделать или опять по собственной инициативе?

— Ну я же говорю, что это мое хобби! – улыбается. — Мне нравится делать ровные дороги. Где вижу проблемное место, стараюсь его отремонтировать.

А жители поселка не присоединяются к вам?

— Состояние дорог в Новых Санжарах — больная тема для многих. Люди, видя, как я заделываю какую-то ямку, никогда не остаются равнодушными: здороваются, улыбаются, благодарят. И это для меня самая большая награда. У меня есть единомышленники, готовые в складчину заняться ремонтом дорог, по которым они чаще всего ездят.

Кто-то помогает деньгами на материалы, кто-то физически. Бывает, просят отремонтировать какой-то участок. Но последователей моей идеи в поселке нет.

улица Соборности в Новых Санжарах вся в ямах
Состояние дорог в Новых Санжарах – больная тема. На фото – улица Соборности

Как реагируют на вашу самодеятельность представители местных властей?

— Подходили, интересовались, чем занимаюсь. Ну и все. Мне же не нужно какого-то признания властей или еще чего-то. Я просто делаю это для себя и для людей.

Считаю, что экономлю громаде деньги. Пусть бы они пошли на покупку беспилотников или еще чего-то важного для фронта.

Кстати, Вадим Осовец – один из самых активных волонтеров Новосанжарщины. Практически сразу после переезда он организовал группу "Маскировочная сотня" по плетению маскировочных сеток, которая имеет свои ячейки в Полтавской, Харьковской и Кировоградской областях. Сетки плетут в школах, детсадах, домах культуры…

Волонтер с командой
Волонтер с командой

Каждую неделю Вадим отправляет их на фронт по 30—35 штук. Либо "Новой почтой", либо лично возит собственной Suzuki Jimny с прицепом в составе других гуманитарных грузов.

Вадим с маскировочной сеткой
Каждую неделю Вадим отправляет на фронт по 30—35 маскировочных сеток

На Харьковское, Сумское, Покровское направления. Словом, туда, где нужна помощь. В списке гуманитарных грузов теплые вещи, матрасы, одеяла, продукты питания.

Вадим возит на фронт теплые вещи, матрасы, одеяла, пищевые продукты.
Вадим возит теплые вещи, матрасы, одеяла, продукты на Харьковское, Сумское, Покровское направления
Вадим с бойцами
Вадим с бойцами

Для ускорения сборов организуют благотворительные ярмарки и концерты, на которых выставляют военные атрибуты — отстрелянные гильзы и тубусы, переданные бойцами с фронта. Также устраивают мастер-класс по росписи гильз под руководством Ольги Ковалевой, также внутренней переселенки из Харькова.

Вадим на выставке военной атрибутики
Вадим на выставке военной атрибутики

Сейчас жители громады собирают средства для подразделения своего земляка-военнослужащего на детектор дронов (ссылка на банку здесь).

Но Вадим Осовец в первую очередь специалист в ІТ-сфере. Вот уже двенадцать лет он владеет собственной студией разработки ПО для мобильных платформ Apple и Android. Среди заказчиков продукции отечественные и зарубежные потребители. Но с начала полномасштабного вторжения многие сотрудники эмигрировали за границу, объемы работы резко упали, поэтому офис в Харькове пришлось закрыть. В целом ІТ-сфера сегодня переживает не локальные, а глобальные проблемы. Однако команда Вадима, которая осталась, продолжает работать.

И это позволяет заниматься волонтерством и ремонтировать дороги?

— Да. Я очень много работаю. Часто бывает, возвращаясь под утро домой из поездки в прифронтовую зону, не ложусь спать, а сажусь за компьютер. Ну а в свободное от работы время латаю дороги. Разве у меня есть выбор? – улыбается.

Фото предоставлены Вадимом Осовцом и "Суспільне Полтава"