"Система будет работать сама": Иван Тимочко о будущем ТЦК и цифровой мобилизации

Читати українською
Автор
8595
Иван Тимочко Новость обновлена 23 октября 2025, 22:23
Иван Тимочко. Фото Коллаж "Телеграфа"

Работу ТЦК постепенно передают системам и алгоритмам.

Украина переходит в новую фазу мобилизации – цифровую. Приложение "Резерв+" интегрируется с госреестрами, алгоритмы анализируют данные о призывниках, а система автоматически отслеживает нарушителей военного учета. Значит ли это, что скоро ТЦК станут ненужными? Через какие государственные реестры можно было "увидеть" больше лиц, которые отказываются выполнять свой долг перед государством?

Об этом "Телеграф" поговорил с Иваном Тимочко — военным экспертом и председателем совета резервистов Сухопутных войск ВСУ.

Человеческий фактор в мобилизации можно убрать

— Резерв+ активно развивается, а искусственный интеллект все активнее используется в политических и военных процессах . Как видите будущую роль ТЦК в таких условиях? Возможна ли "цифровая мобилизация", когда алгоритмы Резерв+ будут самостоятельно формировать списки без участия ТЦК?

— На самом деле, здесь вопрос следует ставить несколько иначе. Следует говорить не о самих центрах комплектования или рекрутинговых центрах, а о защищенности сервисов и реестров, которые формируют и предоставляют информацию о потенциальном призывнике.

Тогда не будет большого значения — это центр комплектования, или рекрутинговый центр, или коммуникация с человеком происходит напрямую, или дистанционно.

Если сервисы будут хорошо разработаны, например, человек получает одно или несколько уведомлений о необходимости явиться в центр комплектования. Если не появляется — система автоматически фиксирует это и рассылает информацию в соответствующие структуры об уклоняющемся, с последующим прекращением предоставления определенных услуг в соответствии с законом. Тогда вопрос человеческого фактора вообще исчезает.

Государственные сервисы и услуги очень разные, обширные и сложные. Человек часто не понимает этого, пока не потеряет доступ к ним.Таким образом, система будет работать сама, без ручного вмешательства. Это позволило бы сузить фокус вопроса к работе центров комплектования и одновременно гарантировать автоматизацию процесса.

Кроме того, ТЦК не единственные службы, занимающиеся мобилизацией. О чем идет речь? Органы местного самоуправления и исполнительной власти тоже обязаны осуществлять уведомления, мобилизационные мероприятия и доставлять призывников в учебные центры. За нарушение этих обязанностей предусмотрены штрафы. Впрочем, обычно это административные штрафы, и они не оказывают существенного влияния на эффективность выполнения мобилизации.

Реестр избирателей – один из самых полных источников данных для мобилизации

— Система "Резерв+" уже объединена с разными госреестрами и базами данных. Имело ли это смысл на практике? Каковы результаты этого объединения в контексте количества и качества призывников?

— Конечно. Выглядит так, что скоро должен заработать единственный крупный сервис, сегментированный по направлениям. В таких условиях соответствующие службы, включая ТЦК, будут иметь доступ только к той информации, которая необходима для их работы и ничего лишнего.

Они будут обобщать данные других сервисов. И это очень хорошо. Например: центр комплектования посылает повестки человеку, а реестр актов гражданского состояния уже зафиксировал, что этот человек умер. То есть система позволяет избегать ошибок и дублирования данных.

Имея доступ к конкретному пункту такого реестра, работник центра комплектования или тот, кто формирует повестки, сразу узнает важную информацию. Возможно, человек уже много лет не живет в Украине, имеет инвалидность, статус многодетного отца или другие основания для увольнения. Сотрудник центра сразу видит, что повестка не нужна.

Так же система учитывает судебные решения. Если человек осужден или находится в тюрьме — центр тоже не будет тратить время на его вызов.

Без такого встроенного доступа процесс был долгим и сложным. Сотрудники ТЦК направляли повестку человеку, который фактически не может служить и только потом начинали выяснять ситуацию. Этот сервис позволит реально оценивать цифры уклоняющихся — сколько людей действительно избегают призыва, а сколько вообще не могут служить по законным причинам.

К тому же, он минимизирует коррупционные риски и позволяет всем соответствующим структурам более эффективно проводить стратегическое и оперативное планирование.

— Помогло ли бы государству объединить "Резерв+" с банковскими счетами граждан? Сколько человек, которые ранее "скрывались" от военного учета, могли бы оказаться в поле зрения?

Справка: доступ государства к банковским счетам граждан регулируется законодательством о банковской тайне. В Украине такая интеграция потребовала бы четкого законодательного обоснования.

— Это имело бы значение только в том случае, если бы в законе о мобилизационной службе было прописано, что должники или кредиторы подлежат призыву. Если этого нет в законе, никто не получает доступ к такой информации и она не используется.

Алгоритмы формируют информацию в соответствии с четкими критериями: подпадает ли человек под военную службу или нет. Это производится автоматически на основе реестров и публичных данных.

Когда я когда-то перечислял все реестры, люди мало на что обратили внимание, но очень заинтересовались, когда я вспомнил реестр избирателей. Заголовки сразу были: "Кто голосовал, будет призван в армию". На самом деле реестр избирателей действительно один из самых полных. Нет никакого повода бояться этого.

Меньше стереотипов — меньше разговоров о принудительном призыве женщин

— Какова ваша позиция по формированию резерва у женщин? Есть ли в этом военная целесообразность?

— У нас целесообразность во всем. Если мы говорим об учете, то логично и правильно (да и по закону) вести реестр определенных специальностей, которые могут потребоваться во время мобилизации: медики, медсестры, бухгалтеры, юристы и другие специальности.

Считать, что какие-то профессии "мужские" или "женские" неправильно. Женская служба у нас добровольная. И я постоянно говорю: чем меньше женщины будут прятать за своей спиной мужчин, тем меньше голосов будет за призыв женщин под давлением. Это одна сторона вопроса.

Надо говорить об этом открыто и дискутировать. Если мы будем молчать, противник будет сеять между нами раздор и панику. Во многих странах женщины служат в вооруженных силах – Израиль, скандинавские государства, Австрия, даже некоторые арабские страны. Там не совершают трагедии из того, что женщина проходит службу. Поэтому бояться этого не стоит и не нужно искажать ситуацию.

Другой вопрос – целесообразность призыва в каждом конкретном случае. Логично ли замещать женщинами производственные профессии, где сейчас мужчины массово призываются? Это нужно обсуждать. Лично моя жена служит и я бы предпочитал, чтобы она была рядом, а не "за спиной".

Военная служба – это не только работа на фронте. Есть сотни профессий, где не нужен тяжелый физический труд: информационная сфера, киберпространство, бухгалтерия, юриспруденция, кадровики, журналистика и т.д. Наша война гибридна, потому и эти направления очень важны.

К тому же у каждого из нас есть знакомые женщины, которые служат или служили в украинской армии – это нормально. К сожалению, политики часто манипулируют темой. Когда поднимается вопрос учета или призыва женщин, одни популисты мгновенно устраивают шоу: "Я не дам призывать женщин!" Это пустые слова. Они создают панику и отвлекают внимание от содержательного разговора.

И еще: враг не различает мужчин и женщин, когда обстреливает города — бомбы не спрашивают, кто ты по полу. Поэтому нам нужно обсуждать тему взвешенно и ответственно, а не поддаваться эмоциям и манипуляциям.

Все студенты, которые принесут военную присягу, станут резервистами

— Пользователи приложения "Резерв+" начали замечать отметку "Нужно пройти БОВП". После прохождения студенты получают военно-учетную специальность и приносят присягу. Причислят ли их к резервистам автоматически, когда им исполняется 25? Как это интегрируется в резервную систему?

— Они становятся резервистами, когда принесут военную присягу. Сколько им лет значение не имеет. После 25 лет эти люди подлежат призыву при условии, что их социальный статус, состояние здоровья и другие критерии отвечают требованиям отбора, тогда они становятся военнообязанными.

Если же их не призовут сразу, они будут оставаться в резерве личного состава до тех пор, пока не придет потребность или мобилизация.

Базовая общая военная подготовка (БОВП) – это учебные программы под эгидой Министерства обороны и Министерства образования. Их проходят абитуриенты и студенты вузов. Это не то же, что общая военная подготовка, проходимая мобилизованными в учебных центрах или во время получения военной специальности.

Студент, прошедший БОВП и достигший 25 лет, как и остальные военнообязанные во время мобилизации может быть вызван, но государство не будет автоматически давать приоритет только тем, кто прошел БОВП. Сначала всех ставят на военный учет, а критерии отбора будут определять потребность по специальности и специальности.

— Год назад вы анонсировали обязанность местных администраций участвовать в резервировании и мобилизации. Как эта норма работает на практике и есть ли результаты, которые можно уже оценить?

— Даже во Львовской области два мэра слезы лили, потому что их оштрафовали за невыполнение мобилизационных мероприятий. Они чувствовали себя почти как жертвы террора.

Справка: В этом году за невыполнение мобилизационных планов штрафовали городских и поселковых голов в Дрогобыче, Бориславе, Трускавце. Штрафы составили около 34-36 тысяч гривен. Мэр Дрогобыча Тарас Кучма выражал эмоции из-за этих штрафов и собирался обжаловать решение в суде. Чиновники объясняют, что делают все возможное, однако заставлять силой мобилизовать людей они не могут, и часть резерва уже мобилизована с 2022 года.

Также скоро заработает подготовка граждан – базовая военная подготовка (БВП). Меры и ответственные органы будут обязаны формировать группы и доставлять людей в учебные центры для подготовки, которая продлится от двух до пяти месяцев — в зависимости от программы. Это касается не только людей в возрасте 18–25 лет, а всех, кто не имеет военной специальности.