Цифры пугают: за два года войны госдолг Украины удвоился. Насколько это критично?

Читати українською
Автор
1831
Государственный долг приближается к размеру нашего ВВП
Государственный долг приближается к размеру нашего ВВП

Долг Украины растет ежемесячно. Какие риски?

Министерство финансов 30 января обнародовало данные по государственному и гарантированному долгу Украины. Есть новый исторический рекорд : госдолг стал более 5,5 триллионов гривен. Это 145,3 млрд долларов. За прошедший год он вырос на 1,4 трлн грн (35,4%), в валютном эквиваленте на $33,9 млрд (30,4%). Только за декабрь 2023 сумма государственного и гарантированного государством долга увеличилась на 4,49 млрд долларов.

Цифры пугают. Соотношение госдолга к ВВП выросло до 85% (с 78,4% в 2022 году). В 2024 году объем государственного долга по базовому макроэкономическому сценарию должен составить 95% ВВП, а в 2025 году очень вероятно превышение отметки 100% ВВП. Цифра в "100 процентах" рядового гражданина если не пугает, то ошеломляет, да и некоторые экономисты видят в этом критическое соотношение долга к ВВП. Так считает Алексей Кущ, эксперт аналитической компании "Объединенная Украина". "Это очень опасная ситуация для украинской экономики. Это состояние, предшествующее дефолту государства. При таком положении вещей оно не сможет исполнять обязанности перед кредиторами, обслуживать долги ему будет не по силам", — говорит эксперт.

Соотношение украинского государственного долга и ВВП
Соотношение украинского государственного долга и ВВП

Однако большинство финансовых экспертов не считают ситуацию ни критической, ни приведшей к дефолту. Экс-член Совета НБУ Виталий Шапран отмечает, что критического соотношения долга к ВВП не существует. "Это своего рода порождение мифа из учебника. Например, соотношение госдолга к ВВП Японии 263,9% и страна хорошо себя чувствует. Просто стоимость заимствований для правительства Японии составляет где-то 0,73%, а облигации правительства на 30-50 лет там — привычное явление. Так что если стоимость долга низкая, а дюрация (его срок погашения) значительна, то и 200% не является проблемой", — объясняет он. "В мировой практике нет четко определенного критического предела объема государственного долга. Маастрихтские критерии Евросоюза, в который интегрируется Украина, определяют безопасным уровнем государственного долга 60% ВВП. Поскольку наша стратегическая цель — евроинтеграция, этот показатель является нашим стратегическим указателем. На самом деле многие члены ЕС не придерживаются его (например, Греция, Испания, Италия, Бельгия, Португалия, Франция имеют государственный долг более 100% ВВП). Но аргумент слишком высокого долга всегда может быть использован как формальный шлагбаум интеграции страны в Евросоюз", — добавляет Алексей Блинов, экономист Blinov Forecasting. .

Вариантов у страны немного. "Украина не имеет цели накапливать долги, нам нужно финансировать дефицит бюджета, возникший исключительно из-за российского нападения", — говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Именно так на вопрос долга смотрит большинство экспертов. И считает этот вопрос второстепенным. "Иностранные коммерческие заемщики украинский бюджет с начала войны не финансируют, поэтому пока неважно, какой у нас уровень долга. Весь долг, что правительство сегодня берет — это либо политический иностранный долг, либо внутренний коммерческий", — добавляет Паращий. "Растущая долговая нагрузка не ограничивает возможность Украины накапливать долги в следующем году, в 2025 году", — говорит Шапран.

Именно политическая составляющая является сегодня едва ли не решающим фактором украинского государственного долга. "Для того чтобы снизить долговую нагрузку достаточно принятия одного двухпартийного законопроекта в США о конфискации суверенных активов РФ в пользу Украины, №HR4175 кстати он уже прошел профильный комитет Конгресса США", — отмечает Виталий Шапран.

На динамику долга влияют два основных фактора: дефицит государственного бюджета и изменение курса гривны к доллару и другим валютам внешней задолженности (таких как СДР, евро). "Если до полномасштабного вторжения доля валютных обязательств в государственном долгу составила 63%, то сейчас она составляет 73% и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Это означает большую угрозу скачку объема государственного долга и расходов на его обслуживание из-за ослабления обменного курса гривны", – считает Алексей Блинов. В 2023 году, как и в 2022 году, примерно 6/7 рост всего государственного долга обусловлен увеличением внешней задолженности. Совокупный внешний госдолг Украины в 2023 году увеличился на 42,3% (30,23 млрд долларов) – до 101,70 млрд долларов. Тогда как совокупный внутренний – на 13,3% (194,6 млрд грн) – до 1,656 трлн грн.

"Изменение курса гривны одновременно является и фактором, и риском увеличения государственного долга. И последний риск стремительно растет, поскольку Украина заимствует прежде всего в иностранной валюте", — предупреждает Блинов. С ним согласен Паращий. "Многое зависит от обменного курса (вероятно, курс доллара будет ниже забюджетированного), реальной потребности в средствах (потребность может оказаться большей) и соотношения грантового к долговому финансированию (бюджет закладывает 100% долговое, тогда как есть шанс на существенную долю грантов)", – говорит он.

Важно измерять долговую нагрузку не только объемом долга, но и стоимостью его обслуживания. Следовательно, актуальным будет уменьшение ставок по долгу и увеличение сроков обращения ОВГЗ. Так, 67,21% госдолга имеет фиксированную процентную ставку, 11,34% — привязано к ставке МВФ, 8,82% — к SOFR, 3,83% — к EURIBOR, 0,65% — к TORF. "Значительная часть в нашем портфеле – это долги от ЕС, они в евро и под довольно низкую ставку, которая отличается от рыночной в разы", – объясняет Виталий Шапран. "Некоторые займы военного времени для Украины являются льготными, например, это кредиты ЕС, некоторые подорожали — например, кредиты МВФ, ставка по которым привязана к ставкам стремительно возросших на последние годы ставок ведущих центробанков", — рассказывает Алексей Блинов. "Конечно, в идеале мы хотели бы видеть грантовое финансирование, но, к сожалению, объемы такого финансирования очень ограничены. Соответственно, есть большая потребность в долговом финансировании", — добавляет Александр Паращий.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2023 году составили 8,2% расходов общего фонда государственного бюджета (6,5% в 2022 году и 12,4% в 2021 году). "Это произошло за счет остановки обслуживания внешнего долга (еврооблигации на сумму 21 млрд долларов США) — Украина не платит по ним ничего в течение сентября 2022 года — августа 2024 года. Сейчас остро стоит вопрос их реструктуризации, которая смягчит долговую нагрузку и дальше", – напоминает Блинов.

По списанию внешних долгов Шапран выступает категорически. "Я считаю, что такие разговоры о реструктуризации, отсрочке и даже списании вредны для текущей способности Минфина занимать ресурсы на том же рынке ОВГЗ. Ну кто будет одалживать Минфину средства под аккомпанемент разговоров о списании долгов? Долги у нас возникли из-за России, поэтому им их и платить, денег там вполне достаточно", — говорит он. Но в отношении замороженных активов России экспертное сообщество категорична. "Пока у нас нет понимания, когда закончится война и когда Украина сможет вернуться на коммерческий рынок долга, рано думать о снижении долговой нагрузки. Но можно уже начинать говорить о том, что государственный долг может быть снижен за счет страны-агрессора, — настаивает Паращий – Пока не будет победы, и пока западные правительства не решатся на конфискацию российских государственных средств, нам придется думать исключительно о том, где взять очередной долговой транш».