В Европарламенте заговорили о влиянии РПЦ на Молдову: угрожает ли это позициям Санду?

Читати українською
Автор
Новость обновлена 25 сентября 2025, 11:49

Россия ведет гибридную войну через религию.

В ходе заседания специального комитета Европейского парламента "European Democracy Shield" (EUDS) эксперты и евродепутаты подняли вопрос влияния российской церкви на ход выборов в Молдове. Об этом сообщает корреспондентка "Телеграфа".

В частности, говорили о попытках России расширять экспансию на территории бывшей Российской империи и использовать церковь как инструмент влияния на этом пути.

Москва пользуется доверием людей к церкви

Евродепутат от Румынии Василе Дынку во время дискуссий привел статистику о том, что в целом уровень доверия к церкви в восточных странах Европы составляет 70-80%, поэтому, по его словам, "самый мощный инструмент "мягкой силы" России основывается именно на огромном доверии людей к своим церквям".

Дынку обратил внимание на это в контексте парламентских выборов, которые пройдут в Молдове уже 28 сентября.

"Молдова сегодня находится в большой опасности, потому что там существуют две церкви: одна – православная, непосредственно подчиняющаяся Москве, и другая – подчиняющаяся Румынской православной церкви в Бухаресте", — заявил он

По словам Дынка, парадокс в том, что церковь, подчиненная Москве, имеет больше прихожан. "Это опасная ситуация. Думаю, мы должны делать все, чтобы изменить ее", – отметил евродепутат.

Впрочем, как именно Европейский Союз может противодействовать влиянию православных церквей, подконтрольных Кремлю, пока остается открытым вопросом.

Политическое влияние как франшиза: почему в Европарламенте заговорили о Молдове

Глава спецкомитета Натали Луазо обосновала опасения относительно перспектив использования церкви как политического инструмента историческими параллелями.

Она подчеркнула, что ранее в Грузии "Грузинская православная церковь стала одним из главных руководителей антиевропейских нарративов, в том числе под лозунгом "семейных ценностей".

По словам политики, это постоянно находит отражение и в ряде других стран:

"На парламентских выборах в Черногории в 2020 году имело место российское влияние через Сербскую православную церковь, которая впервые с момента обретения независимости страны привела к власти пророссийскую коалицию. Церковь сыграла центральную роль в отборе кандидатов и мобилизации избирателей. Речь идет о стране-кандидате на вступление в ЕС".

Инструмент в руках Путина: как церковь в России стала лояльной к власти

Ужесточение государственного влияния на церковь Луазо описала со времен большевиков. Она напомнила, что после Октябрьской революции 1917 года религия оказалась в немилости, а большая часть духовенства была казнена или отправлена в ГУЛАГ.

Впрочем, "советский подход изменился в сталинский период, когда религию начали использовать как инструмент общественного единства перед лицом бурлившей войны", — добавила Натали Луазо.

Постепенно вместо ликвидирования СССР ввел систему постепенного налогообложения и контроля православной церкви.

"Церкви потеряли землю, финансирование, институциональную независимость, а священники получали зарплату от государства, что создавало механизм прямого контроля. В постсоветские времена, особенно после прихода Путина к власти, православная церковь снова стала главным инструментом государственной власти и оправдания экспансии".

Она напомнила, что Московский патриархат заявляет, что его религиозная власть распространяется на все территории бывшей Российской империи, "предоставляя идеологическое оправдание политическому вмешательству и территориальным претензиям", и заявила, что Москва давно определила свои политические амбиции, провозгласив себя третьим Римом и обозначив экспансию как "божественную миссию, направленную на защиту и руководство православным христианством".

Для справки: концепция "Москва — Третий Рим" — это теологическая и политическая идея, возникшая после падения Константинополя в 1453 году, по которой Москва стала считать себя наследницей Римской империи и Византии, а также центром православного мира. Эта идеология послужила основой российской национальной идеи, утверждая роль России как духовного центра и защитницы православия.

Похожее мнение и Томаш Здеховский — депутат Европейского парламента от Чехии. Он подчеркнул, что Путин не является религиозным человеком и только пользуется церковью.

"Это очень важно — понимать менталитет. Путин приходит в церковь не потому, что он религиозный человек, а с целью использовать религию, чтобы люди были на его стороне и чтобы продолжать эту войну", — отметил Здеховский.

Не только православие: как РПЦ влияет на независимые церкви

По словам Луазо, вмешательство России выходит за пределы православной церкви, охватывая и другие христианские конфессии, включая Армянскую апостольскую церковь — одну из самых древних в мире.

Она, в частности, вспомнила, как в конце июня двух влиятельных архиепископов Армянской апостольской церкви арестовали по уголовному делу о попытке захвата власти, а Армянское правительство обвинило настоятеля церкви, Гарегина II, в поддержке так называемого "российско-вдохновленного переворота" и призвало его уйти в отставку.

"Эти события разворачивались в условиях стратегической переориентации страны и ее удаления от влияния России", — преодолевала Луазо.

Торнике Горадзе, старший научный сотрудник Института Жака Делора, выступая перед евродепутатами, добавил: и в Армении, и в Грузии церкви были союзниками пророссийских или посткоммунистических правительств и крайне враждебно относились ко всем проевропейским правительствам.

"Если посмотреть на современную историю Грузии, то у Грузинской православной церкви очень хорошие отношения с Шеварднадзе, постсоветским лидером Грузии, а теперь – с "Грузинской мечтой" и Иванишвили, пророссийским руководителем.

В то же время немало напряжения возникало при первом президенте Грузии Гамсахурдии, который был антироссийским националистом, и при проевропейском, либеральном правительстве Михеиле Саакашвили.

В Армении ситуация схожая. Первый президент Левон Тер-Петросян имел отдаленные отношения с Армянской апостольской церковью, в то время как посткоммунистические лидеры с 1998 по 2018 год – Серж Саргсян и Роберт Кочарян – поддерживали с ней очень тесные отношения.

В то же время у нынешнего проевропейского правительства Пашиняна серьезные проблемы с церковью", — рассказал эксперт.

При этом ни грузинская, ни армянская церкви не имеют институциональной зависимости от РФ.

"Грузинская православная церковь имеет автокефалию, а Армянская апостольская церковь вообще не считается православной", — напомнил он.

Существующее положение вещей он сравнил с поздней Византией и Османским периодом, "когда некоторые православные клирики предпочитали султанский тюрбан, а не папскую митру".