Дешевое автотопливо исчезнет: Кабмин снова изменил правила игры на рынке нефтепродуктов

Читати українською
Автор

Украина запрещает "грязные" бензин и дизель стандартов Евро-3 и Евро-4

Кабмин вчера, 23 января, фактически запретил использование автотоплива стандартов ниже Евро-5. Постановление вступает в силу после опубликования. И, скорее всего, это произойдет через несколько дней.

Топливо стандартов Евро-3 и Евро-4 было запрещено до 24 февраля 2022 года. Но после вторжения страна столкнулась с дефицитом топлива. Поэтому правительство снизило планку и позволило реализовать топливо не только Евро-5, но и более низкого уровня. Тогда ослабление вводили до окончания военного положения.

Война еще продолжается, но Кабмин решил, что с топливом в стране все уже хорошо, так что можно закручивать гайки. Постановление Кабмина вступит в силу после официального опубликования, то есть уже совсем скоро.

Бензин на дизель Евро-3 и Евро-4 — это самые дешевые виды топлива, поэтому водителям следует готовиться к ценовым сюрпризам.

Повысили планку

О запрете продаж топлива Евро-3 и Евро-4 сообщил в своем телеграмме представитель правительства в Верховной Раде Тарас Мельничук. Он отметил, что 23 января Кабмин внес изменения в Технический регламент относительно требований к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу, в частности, в части возобновления действия требований по качеству топлива на уровне не ниже Евро-5.

Текст самого постановления правительства пока не обнародован. Но ее проект есть на сайте Министерства энергетики. Он очень короткий. Указано, что исключается пункт о разрешении изготовления и обращения в Украине топлива Евро-3 и Евро-4, прописан запрет реализации этилированного бензина. Этот запрет в том числе действует и для обеспечения ВСУ. Таким образом, технические требования возвращаются к прописанным в европейских директивах.

Как отмечено в пояснительной записке, послабления по топливу вводились в марте 2022 года, и тогда в этом была необходимость, "учитывая критическую ситуацию, сложившуюся из-за разрушения нефтебаз, нефте- и газоперерабатывающих заводов, а также блокирование традиционных путей поставок нефтепродуктам вследствие вооруженной поставки ".

Но ситуация стабилизировалась. Поэтому ослабление можно отменять. Это, якобы, будет "предотвращать реализацию некачественных нефтепродуктов".

Изменится ли что-то для водителей, и как "новый старый" запрет на "грязные" бензин и дизель повлияет на топливный рынок?

"Смерть для двигателя"

Топливо стандартов Евро-3 и Евро-4 плохо влияет на двигатели автомобилей, выпущенных после 2000 года. "Если коротко, может очень существенно сократиться время безремонтной эксплуатации. Поломки зависят от примесей в топливе, они могут отличаться от партии к партии, например, если много серы, страдает топливный фильтр, а как много бензолов, то вообще смерть для двигателя", — объяснил "Бизнес-Телеграфу" руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

К тому же как только в 2022 году снизили планку по топливу, ресурс Евро-3 и Евро-4 начали производить мини-НПЗ. Оценить объемы реализации такого ресурса очень сложно. Но, по данным Рябцева, он продается не только из-за мелких заправок, но и в крупных сетях.

"На самом деле, никто не проверяет, что нам продают под видом бензина и дизеля. Государственного контроля за качеством топлива сейчас практически нет. Есть подозрения, что то, что нам продают по 50 гривен как "обычный" бензин и дизель, то и есть те Евро". -3 и Евро-4", — говорит Рябцев. Поэтому как только новое постановление Кабмина вступит в силу, сегмент самого дешевого топлива в теории должен вообще исчезнуть из продажи. Что может оказаться неприятным сюрпризом для экономных водителей.

Но свернут ли "распродажи" на практике — вопрос открыт. "Для этого нужно не только постановление, но и государственный надзор. Если его не восстановят, то все останется как есть", — считает Рябцев.

В топливных сетях от продажи "грязных" бензина на дизеле открещиваются. "Ресурса Евро-3 и Евро-4 вообще очень мало в Украине. И тот иду на нужды военной техники, а не на АЗС. Так что для водителей ничего не изменится", — пояснил "Бизнес-Телеграфу сети "БРСМ-Нафта" директор по стратегического маркетинга Александр Мельниичук.

Для Укрнефти и армии?

Более оживленно на профильном рынке запрет "грязного" топлива обсуждается в контексте перераспределения сфер влияния. "Топливо Евро-3 и Евро-4 производят, в основном, отечественные мини-НПЗ. Они конкурируют за сырье с государственной "Укрнафтой", которую власти пытаются превратить в "топливного монстра". Поэтому малых производителей хотят выжать с рынка", — говорит. владелец сети "Прайм" Дмитрий Левушкин.

Сколько в Украине работают мини-НПЗ, кто где и сколько производит топлива — информация закрыта (что и понятно в условиях войны). По данным Левушкина, легально работает около 10 предприятий, всего около 25. Но эти цифры постоянно меняются.

На этапе жесткого топливного дефицита власти включили для мини-НПЗ зеленый свет — стране потребовалось топливо, любое. Но впоследствии "малыши", особенно не платящие налогов, начали откровенно раздражать. Еще летом прошлого года временная следственная группа по экономической безопасности взялась за расследование по уклонению от уплаты налогов на рынке горючего. "Наблюдаем рост тени до 10-15% по рынку, расцвет мини-НПЗ и "бочки" для реализации", — отмечал тогда нардеп Ярослав Железняк.

А нынешнее повышение планки по топливу – это еще один удар по мини-НПЗ. На этот раз уже технологичен. По словам Рябцева, далеко не все мини-НПЗ могут производить топливо стандарта Евро-5. "Все зависит от оборудования и сырья. Если покупают газовый конденсат, то его испортить тяжело, а вот нефть — сырье на менее качественное топливо", — отметил Рябцев.

В Украине около 2 млн тонн сырья для автомобильного топлива в год. Этот ресурс продается на аукционах. И если мини-НПЗ не будут на него претендовать, "Укрнафта" сможет получать сырье дешевле. "За счет этого она даже сможет снизить ценники на своих АЗС, по крайней мере на время. И потеснить на рынке другие сети эконом- и среднего класса. Таким образом, будет "Укрнафта" для бедных и "зеленые" (так на рынке называют сети ОККО и WOG — "БТ") — для богатых. А все остальные крохи будут подбирать", — рассуждает Левушкин.

Впрочем, в пояснительной записке к проекту постановления Минэнерго намекнуло еще и на контрабанду российской нефти, которая может направляться на производство топлива Евро-3 и Евро-4.

В документе говорится, что еще летом 2023 было заседание СНБО, по результатам которого Кабмину поручили принять меры по обходу санкций в топливно-энергетическом комплексе. Упоминается также об обеспечении качественным топливом военных. Каких-либо дополнительных подробностей авторы проекта не раскрывают.

Еще осенью прошлого года были предложения маркировать топливо для ВСУ. "Таким образом хотели выявить пути поступления некачественного ресурса. Ведь если старые отечественные танки в целом не слишком требовательны к топливу, то западная техника на плохом дизеле может и не уехать", — добавил Рябцев.