Александр Гайду, глава агрокомитета ВР: "Господдержка молочной отрасли однозначно должна быть"
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Парламентарий из провластной фракции прокомментировал "Телеграфу", можно ли спасти молочную сферу страны от системного кризиса
В Украине на уровне парламента и Министерства агрополитики возобновились дискуссии по поводу действенных механизмов государственной поддержки сектора АПК и отдельных его сегментов. Так, на прошлой неделе в Киевской области состоялось выездное слушание агрокомитета ВР по проблемам молочной отрасли. В заседании приняли участие как народные депутаты с представителями МинАПК, так и производители молочной продукции, работодатели и ученые. Главная тема слушаний — как можно вывести молокопроизводство из кризисного состояния и какие есть риски для страны в контексте продбезопасности.
"Телеграф" спросил Александра Гайду (председатель комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, член фракции "Слуга народа") о некоторых подробностях этого диалога между властью и бизнесом и, наконец, будет ли страна с отечественным молоком.
— Раньше прозвучали предложения от молочников , как улучшить развитие их отрасли и нарастить производство. Что планируется прописать в рекомендациях по результатам комитетского слушания?
— Во-первых, основная задача нашего аграрного комитета — помощь аграриям, фермерам, товаропроизводителям, переработчикам. Поэтому мы делаем это всегда и в каждом отдельном сегменте.
Во-вторых, на прошлой неделе мы рассматривали вопросы, касающиеся именно молочной отрасли. Действительно, в ней очень много проблем, очень много вопросов и вызовов именно в этой сфере. Мы слышали об этом уже несколько лет, но сегодня мы наконец-то начали такое более углубленное общение с представителями ассоциаций, производителями молока и переработчиками молокопродукции.
Многие вопросы, которые они на заседании озвучивали, мы вместе с министерством уже будем прорабатывать, чтобы сделать определенные выводы и определенные действия.
— Какие, кроме государственных правительственных программ, могут быть законодательные инициативы (законы, законопроекты), касающиеся непосредственно молочников?
— Действительно, законодательные инициативы могут быть. Но для этого мы уже, как я говорил выше, должны очень глубоко проработать эти вопросы. Возможно, потребуются какие-то изменения. На слушаниях много говорили о фальсификате и о том, как выйти на рынок продажи теневой продукции, чтобы она продавалась по-белому, а не так, как сейчас, когда есть некоторые недоброжелательные продавцы. Действительно, здесь потребуются изменения в законодательстве и ужесточение уголовной ответственности. Возможно увеличение штрафов и так далее.
То есть это все будем отрабатывать, когда вся проблематика будет расписана более подробно.
Также с представителями Госпотребслужбы и Нацполиции проговорили то, как мы будем совместно обсуждать вопросы и нарабатывать методологии выявления этих фальсификатов и определенные действия, чтобы такие нечестные продавцы были привлечены к ответственности.
— Какой, по вашему мнению, оптимальный механизм помощи молокопроизводителям — гранты, кредиты или целевая государственная поддержка с выделением средств из госбюджета?
— Считаю, что это симбиоз всего, что вы сейчас назвали. Потому что государственная поддержка (молочной отрасли. — Авт.) должна быть однозначно. Тем не менее, без кредитования сейчас очень тяжело и средним, и крупным предприятиям. О маленьких я уже молчу.
Потому нужны и кредитные, и правительственные программы. Возможно, нужны дотации и от наших международных партнеров в виде грантов. Следовательно, все эти позиции на данном этапе будем использовать именно для улучшения ситуации в молочной отрасли.
— Насколько реально внедрение дополнительных механизмов поддержки молокопроизводителей и переработчиков в этом году и 2025-м, учитывая, что госбюджет на 2024-й уже сформирован?
— Как говорил первый заместитель министра МинАПК Тарас Высоцкий, в этом году уже есть работающие программы. В частности, речь идет о "5-7-9". На комитете по аграрной политике мы проговаривали увеличение объемов кредитования на одного сельхозпроизводителя с 90 миллионов гривен до 180 млн грн. Тем не менее, мы хотим поднять эту планку для кредитования, чтобы данные кредитные средства могли привлекать крупные сельхозпроизводители.
Кроме того, есть еще другие государственные программы, однако они все же относятся к более мелким производителям и переработчикам. Следовательно, на слушаниях мы больше говорили о крупных компаниях, которые в принципе и дают дополнительные поступления в бюджет нашего государства, а также формируют дополнительную добавленную стоимость продукции. Поскольку это – переработка.
Поэтому, как на комитетском слушании говорил генеральный директор ФРУ Руслан Ильичев, в принципе будущее (в послевоенный период) — именно за крупными компаниями. Мы же как аграрный комитет должны помогать всем фермерам: и маленьким, и средним, и крупным компаниям. Поэтому наша задача все это объединить, сделать определенные правила на рынке, чтобы каждый из этих фермеров (по количеству производимой продукции) или сельхозпроизводителей могли воспользоваться поддержкой государства.
— По нашим впечатлениям ранее Минагрополитики как-то сторонилось проблем молочников и дискуссий о господдержке этой отрасли. На комитетских слушаниях был представитель министерства — Тарас Высоцкий. Насколько по вашей оценке сегодня этот лед тронулся в вопросе диалога и здоровых дискуссий между Минагро и молокопроизводителями?
— Действительно, как вы сказали, лед сдвинулся с места. Мы об этом говорили уже не первый год. И если не ошибаюсь, то в позапрошлом, 2022 году, вопрос поддержки обсуждался в министерстве с главой Минагрополитики Николаем Сольским, вице-премьер-министром Юлией Свириденко, с президентом Владимиром Зеленским и тому подобное.
Тогда речь шла, как развивать именно молочную отрасль. Это был довольно серьезный разговор для поддержки именно всей молочной сферы, а также для популяризации употребления молока как напитка. Для того, чтобы украинские дети больше потребляли отечественного молока, ведь этот напиток очень полезен для здоровья. Мы обо всем этом говорили в контексте, как создать механизм, позволяющий внедрять детское молоко в школах, как это когда-то было с раздачей бесплатного стакана с молоком для учеников.
Мы все это обсуждали, но, если честно, не доработали до конца этот механизм. Это очень сложная история, где взять на это деньги, кто за эту программу будет платить, как ее развивать и так далее. Главный диетолог страны тогда тоже говорил, что это очень полезно для детей. Однако здесь дополнительно возникли сопутствующие вопросы: использовать ли безлактозное молоко, или обычное, и т.д. Таким образом, столько навалилось других дополнительных проблем, что они и застопорили развитие этой беседы с идеей.
На прошлой неделе было первое такое комитетское слушание по проблемам молочной отрасли, но и раньше наши коллеги общались с производителями, выезжали по приглашению ассоциаций и также смотрели на эти проблемы, посещая предприятия для углубленного изучения ситуации. Поэтому, общаясь уже не первый год с представителями молочной сферы, мы решили их поддержать и поднять проблематику молокопроизводителей на более высокий уровень.
Вижу, что и Министерство аграрной политики тоже готово поддержать производителей, и Госпотребслужба. В принципе, никто не против. Сейчас мы должны вместе разработать программу, которая помогла бы развивать эту отрасль.