Украину ждут 52 миллиарда евро или коллапс: эксклюзивные подробности из ЕС

Читати українською
Автор

Действительно ли страх перед Россией оставит Украину без финансовой поддержки?

Украине на 2026 год нужно 52 миллиарда евро внешнего финансирования, чтобы избежать вероятного коллапса, который создаст серьезную угрозу безопасности всей Европы, —именно такие разговоры сейчас можно услышать в высоких кабинетах в Брюсселе.

Как утверждают осведомленные собеседники "Телеграфа", единственный способ не допустить худшего сценария — репарационный кредит на основе российских замороженных активов, идею которого в сентябре выдвинула президент Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляен.

Что мешает принятию решения, и ждать ли денег от ЕС в следующем году — читайте дальше в материале.

Важно знать:

  • Украина критически нуждается в финансировании от ЕС на 2026 год
  • Брюссель продолжает работать над идеей репарационного займа
  • У Бельгии есть две причины не одобрять механизм кредита

Что говорят в украинском правительстве

Как сообщили по запросу "Телеграфа" в Министерстве финансов Украины, учитывая продолжающуюся полномасштабную агрессию России, государственный бюджет Украины на 2026 год формируется с учетом того, что боевые действия будут продолжаться.

"Основная часть расходов, более 60 млрд долларов США, направляется на сектор обороны и безопасности", — отметили в ведомстве.

При этом непокрытая потребность во внешнем финансировании составляет еще около 60 млрд долларов США (или упомянутые выше 52 млрд евро).

"Эти ресурсы критически необходимы для обеспечения социальных и гуманитарных расходов государства в полном объеме", — говорят в Минфине.

И признают, что механизм репарационного кредита рассматривается как один из ключевых инструментов для покрытия этих потребностей.

"В настоящее время над реализацией этой инициативы активно работают команды со стороны Украины и Европейского Союза.

Все детали практической реализации механизма, в частности, направления расходования средств, находятся на стадии согласования", — отметили в министерстве.

На деле главное, чем сейчас занимаются на уровне ЕС — убеждением бельгийского правительства.

Каких гарантий хочет Бельгия

Как объяснял ранее "Телеграф", после полномасштабного вторжения России в Украину западные государства ввели беспрецедентные финансовые санкции. Одним из ключевых решений стало замораживание российских государственных активов общей стоимостью около 200 млрд евро — прежде всего, валютных резервов Центробанка РФ, которые хранились в иностранных банках и международных финансовых учреждениях.

Львиная доля активов находится в депозитарии Euroclear в Бельгии. Активы, которые первоначально были сохранены в виде западных облигаций, постепенно превратились в наличный фонд в размере 175 млрд евро.

В настоящее время средства находятся на депозитном счете в Европейском центральном банке, который начисляет на них проценты. В 2024 году страны "Группы семи" (G7) пришли к соглашению о предоставлении Украине кредитов на сумму 45 млрд евро, которые постепенно погашаются за счет как раз доходов от замороженных активов. Так называемые windfall profits составляют около четырех миллиардов евро в год.

Сейчас идея следующая: вместо того, чтобы Euroclear вкладывал денежные средства в центробанк, средства будут инвестировать в специальный долговой контракт и использовать для постепенного предоставления кредита на сумму 140 миллиардов евро напрямую Украине.

РФ же сможет вернуть доступ к своим западным активам только при условии выплаты репараций Киеву. После этого Украина возвращает деньги Еврокомиссии, а та, в свою очередь, отдает их Euroclear. Если же РФ отказывается от выплат, наложенные на активы санкции остаются в силе. При этом Москва сохраняет все свои права на активы в соответствии с международным правом.

В Брюсселе считают, что схема должна быть "полностью гарантирована" 27 государствами-членами ЕС, которые должны будут самостоятельно обеспечить возврат средств Euroclear, если в конце концов Россия каким-то образом вернет себе замороженные активы без выплаты репараций. То есть, каждая страна должна взять на себя риск и ответственность не прекращать давление на Москву.

Чтобы минимизировать риски, в ЕС также выражают готовность изменить режим санкций, чтобы снизить вероятность случайного размораживания активов. В настоящее время антироссийские санкции продлеваются каждые шесть месяцев с необходимостью единогласного продления, поэтому замораживание активов также обновляется раз в полгода.

Однако премьер Бельгии Барт де Вевер утверждает, что операция, так или иначе, принесет огромные финансовые и юридические риски для его страны. В частности, он называл идею, что бельгийские налогоплательщики могут в конечном счете оказаться ответственными, "полностью безумной".

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер. Фото: Совет ЕС

Главное опасение премьер-министра: шаги, на которые может пойти Москва, когда потребует вернуть свои активы, а санкции будут отменены.

"Если вы заберете деньги у моей страны, если все пойдет не так, я не смогу и уж точно не захочу через неделю выплачивать 140 млрд евро. Поэтому я хотел бы надеяться, что все, кто действительно выступает за это решение, также готовы, хотят и могут дать гарантию, чтобы я мог спокойно спать по ночам, зная, что если все пойдет не так, как надо, то солидарность обеспечит уверенность, что деньги на самом деле есть.

На этот вопрос не было получено ответа, цунами энтузиазма за столом также не было", — сказал он.

Ожидалось, что прорывное решение произойдет на саммите лидеров в рамках Европейского Совета в конце октября — однако из официальных выводов встречи убрали упоминание о займе для Украины в знак уступки бельгийскому правительству.

Смягченный вариант лишь "призывает Европейскую Комиссию как можно быстрее представить варианты финансовой поддержки на основе оценки потребностей Украины". Хотя предполагалось, что Брюссель должен был официально получить задачу разработать правовой текст и техническое предложение кредитного механизма.

Однако не только где Вевер выражает беспокойство. К примеру, лидер бельгийской либеральной партии "Реформистское движение" Жорж-Луи Буше отметил во время общения с журналистами в Брюсселе: вопрос не в том, что Бельгия выступает против идеи, вопрос только в гарантиях для нее.

"Представьте, мы заберем все деньги у России, а затем, например, международный суд осудит Бельгию за то, что мы взяли эти средства. При этом право собственности на эти активы не принадлежит Бельгии. Единственная связь — это компания, через которую можно получить эти деньги", — сказал Буше.

И призвал, чтобы остальные европейские страны "брали на себя ответственность":

"Если остальная Европа скажет: "Мы берем ответственность вместе с Бельгией, мы разделяем риски, если когда-нибудь придется вернуть эти средства", — в таком случае для нас это не проблема.

Но если остальная Европа требует от Бельгии взять эти активы, а потом, если возникнет какая-то проблема, и когда наступит мир, придется их возвращать — и Бельгия останется одна — это несерьезно. Если мы хотим быть одной командой, то не только в хорошие времена, но и в сложные", — подчеркнул бельгийский депутат.

Он отметил, что бюджет страны не в лучшем состоянии, поэтому самостоятельно она не сможет справиться с потенциальным финансовым бременем.

"С гарантиями мы пойдем вместе с другими странами. Потому что Бельгия — это не государство, которое любит блокировать решение ЕС. Напротив, мы обычно являемся двигателем Европы", — отмечал Жорж-Луи Буше.

Дело не только в страхе судов?

Какие гарантии могут готовить для Бельгии? Как объясняет "Телеграфу" экономист, старший научный сотрудник аналитического центра Bruegel Николя Верон, между государствами-членами ЕС, вероятно, есть договоренность, что кредит для Украины обеспечат индивидуальными государственными гарантиями.

"То есть, если Россия по какой-либо причине не выплатит репарации Украине, кредит будет погашен благодаря гарантиям государств-членов", — сказал специалист

Главная противоречивость — именно в возможности российских мер против Бельгии, например, со ссылкой на советско-бельгийский инвестиционный договор, подписанный еще при СССР. Этот договор четко отмечает, что Бельгия не может отчуждать находящиеся под ее юрисдикцией советские (теперь российские) активы.

"Позиция Бельгии выглядит несколько странной, потому что, если мое понимание соглашения о репарационном кредите верно, то отчуждения российских активов под бельгийской юрисдикцией не происходит.

Суть схемы состоит в том, чтобы использовать финансовый потенциал, который создает замораживание активов в Европе, без их конфискации. Поэтому возникает вопрос, почему Бельгия так настаивает на ответных сценариях возможных российских действий, которые не имели бы оснований", — говорит Николя Верон.

Экономист Николя Верон. Фото: Peterson Institute for International Economics

Экономист также обращает внимание: чем дольше продолжаются переговоры по кредиту, тем больше налоговых поступлений получает Бельгия. Речь, по его словам, идет о 25% корпоративного налога на прибыль от процентов, которые Европа в настоящее время получает от своего избытка денежных средств. Если же займ под репарации будет реализован, поток налоговых доходов для государства прекратится.

"Существует мнение, и я не знаю, насколько оно является действительно важным фактором, что бельгийское правительство просто продолжает переговоры, чтобы получить немного больше налоговых поступлений ", — подчеркивает эксперт.

Вопрос, имеют ли российские юристы достаточно влияния, чтобы подавать иски, которых действительно могли бы бояться европейские страны, Николя Верон называет "сложным".

"Лично я не вижу, как Россия могла бы обосновать претензию об отчуждении активов, если их фактически не отчуждают. Это очень простой момент. Конечно, Россия может предпринимать односторонние действия, которые могут быть легальными или нелегальными в ее собственной правовой системе.

Такая практика уже имела место по отношению к Европе. Поэтому ситуация остается несколько туманной", — говорит эксперт.

Непростые дискуссии продолжаются

Следует отметить, что следующий этап обсуждений по репарационному кредиту ожидается в декабре во время очередной встречи европейских лидеров. И как рассказала "Телеграфу" министр европейских дел Дании Мари Бьерре, ныне ее страна, которая председатульсвтует в Совете ЕС, продолжает сложные дискуссии с партнерами.

"Дания является решительным сторонником Украины, и для нас важно найти модель, которая будет приемлема для всех государств-членов. Нам нужно участие каждого из них. Я верю, что это возможно, но впереди — непростая работа", — анонсировала министерша.

В то же время экономист центра Bruegel Николя Верон высказывает мнение, что декабрь является "реалистичным" сроком для принятия финального решения по репарационному кредиту для Киева.