Вето Орбана не останавливает процесс вступления Украины в ЕС, — интервью с министром по европейским делам Дании

Читати українською
Автор
1313
Мари Бьерре Новость обновлена 03 ноября 2025, 08:56
Мари Бьерре. Фото Европейский парламент

Дания выступает за изменение подхода к принятию решений в ЕС.

Дания председательствует в Совете ЕС до конца 2025 года и ставит поддержку Украины в приоритет. И путь в Европу упирается в вето Будапешта. Как преодолеть сопротивление Венгрии, может ли ЕС изменить свои правила — и что Европа получит от вступления Украины? Об этом — в интервью "Телеграфа" с министром европейских дел Дании Мари Бьерре.

*Интервью было записано во время Конгресса партии ALDE в Брюсселе.

Читайте в интервью:

  • Как Дания ищет пути для обхода вето Венгрии
  • Какие преимущества получит ЕС от членства Украины
  • Получит ли Киев репарационный кредит от ЕС

Процесс вступления Украины в ЕС не остановлен

— Министр, мой первый вопрос касается нынешнего блока переговоров о вступлении Украины в ЕС. Есть ли у датского председательства новые идеи, как с этим справиться?

— У нас было, до сих пор есть, много идей.

Вступление Украины в ЕС – один из наших приоритетов. Мы с самого начала четко заявляли об этом — это вопрос безопасности Европы, и это один из лучших способов долгосрочно поддержать Украину.

Мы действительно стремимся к достижению прогресса. Конечно, лучше было бы официально открыть не только первый кластер, но и все переговорные кластеры. Скрининг [законодательства] завершен, и Украина готова.

Однако мы не можем снять блокирование, установленное Венгрией. Важно поддерживать процесс на правильном пути и сохранять надежду и мотивацию для украинцев.

Пока процесс вступления не остановлен: Украина продолжает выполнять свои обязательства, как и Европейская комиссия и Совет ЕС. Мы работаем технически, готовя все необходимые документы. Это значит, что когда мы наконец-то откроем первый кластер — что уже поддерживают 26 государств-членов — мы сможем двигаться довольно быстро.

Именно на этом мы сейчас сосредоточены и, конечно, делаем все возможное, чтобы давить на Будапешт.

— Итак, сейчас идея состоит в том, чтобы двигаться вперед технически в направлении реформ и ждать политической договоренности?

— В настоящее время мы работаем на техническом уровне. Это может показаться немного сложным.

Но на самом деле это не так — значит, что процесс вступления все еще продолжается. Когда придет время, мы будем готовы и сможем действовать быстро.

Неправильно, что одна страна злоупотребляет правом вето

— Изменится ли ситуация после выборов в Венгрии? Речь идет о стратегии переждать этот период до апреля 2026 года?

— Я не хочу много спекулировать по этой теме. Для меня важно, чтобы Венгрия сняла свое блокирование — независимо от того, сделает ли это действующее правительство или новое. Я считаю неправильным, что одна страна злоупотребляет своим вето и именно это сейчас происходит.

— Существуют ли рычаги влияния на Венгрию, например финансовые меры?

— Мы изучаем их аргументы относительно причин блокирования. По сути, они говорят, что это связано с венгерским меньшинством в Украине. Но Украина уже многое сделала в этой сфере. Комиссар по вопросам расширения Марта Кос посещала венгерское меньшинство в Украине, и если спросить его представителей, они на самом деле поддерживают евроинтеграцию.

Многие политики, к сожалению, считают, что дело в другом.

*В течение определенного времени Будапешт заявляет, что будет блокировать вступление Украины в ЕС из-за якобы нарушений прав венгерской общины в Закарпатье, численность которой составляет около 150 тысяч человек.

В 2024 году Виктор Орбан выдвинул Украине 11 требований в обмен на поддержку ее евроинтеграционного пути. Они в основном касались вопросов языка, образования, политического представительства и прав меньшинства.

Украина со своей стороны разработала План действий по защите прав национальных меньшинств, в котором были учтены все эти предложения.

— Насколько я знаю, даже существуют письма от венгерской общины в Украине к Орбану, где они отмечают, что все хорошо.

— Конечно, если у Венгрии есть законные беспокойства, мы хотим их решить — и Украина активно работает над этим путем диалога с Будапештом.

— В то же время продолжаются обсуждения изменения внутренних процессов принятия решений в ЕС — например, перехода от принципа единогласия к другим форматам, таким как голосование квалифицированным большинством.

*Совет ЕС должен принимать решение единогласно по ключевым вопросам — внешняя политика и политика безопасности, членство стран в Союзе, финансы и так далее.

— Это тоже одно из решений, которые мы рассматриваем. Когда я говорила, что у нас много идей — это одна из них. Об этом упоминал и Антониу Кошта (президент Европейского совета — Ред. ): просто перейти к голосованию квалифицированным большинством.

Сам Договор о Европейском Союзе не требует единогласия. Но этот шаг также сложен, ведь в переговорной рамке, по которой Украина и Молдова стали странами-кандидатами, единогласие является обязательным условием. Чтобы изменить это сейчас, также нужно единогласное решение.

Антониу Кошта и Владимир Зеленский во время заседания Евросовета 23 октября 2025 года
Антониу Кошта и Владимир Зеленский во время заседания Евросовета. Фото: Совет ЕС

— Выходит замкнутый круг.

— Мандат на переговоры должен был быть другим, но это не так, и именно поэтому изменения пока достаточно сложно реализовать.

— Цель состоит в том, чтобы предотвратить ситуацию, когда меньшинство блокирует решение большинства. Возможно ли это в ближайшие годы? Ведь это более широкая проблема — мы видим, что не только Венгрия, но и Словакия использует право вето, например, при рассмотрении санкционных пакетов.

— Дания поддерживает введение голосования квалифицированным большинством для более широкого круга политических решений, в частности, в вопросах внешней политики. Например, мы считаем, что для принятия санкционных пакетов не должно быть нужно единогласие, ведь это мешает Европе говорить одним голосом.

Должна быть откровенной: это тоже сфера, в которой я лично изменила свое мнение. Раньше я относилась скептически к отказу от принципа единогласия, ведь Дания — небольшая страна, и мы не хотели, чтобы большие государства нас просто "переступали".

Но сегодня мы находимся в новой геополитической ситуации. Если Европа хочет быть сильной, мы должны стать политически сильнее — способными действовать и реагировать единым голосом.

Следует сосредотачиваться на позитивных аспектах вступления Украины в ЕС

— Возвращаясь к вопросу Украины и ее места в ЕС, некоторые страны выражают обеспокоенность по поводу вступления Киева, особенно в чувствительных сферах, таких как сельское хозяйство. Как можно снять эти опасения?

— Я тоже слышу эти беспокойства, и они отличаются от страны к стране. По мере продвижения переговоров с Украиной такие опасения, вероятно, будут расти. Мы видели то же во время последнего большого расширения в 2004 году — и эти вопросы нужно решать как со стороны ЕС, так и Украины.

Например, некоторые волнуются, что люди могут оставлять Украину ради более высоких зарплат в странах ЕС. Нам нужно найти способы этого предотвратить, скажем, введя определенный переходный период, как это делалось во время предыдущих расширений.

Когда я общаюсь с украинскими коллегами, они часто говорят: "Посмотрите, дело не в нашем аграрном секторе". Опасения в этой сфере в значительной степени преувеличены — в частности, относительно возможных финансовых потерь.

На самом деле, сегодня ЕС тратит гораздо больше на поддержку Украины в войне, чем ему пришлось бы тратить на аграрную поддержку, если бы Украина уже была государством-членом по действующим условиям.

Лучший способ развеять опасения – сосредоточиться на позитивных аспектах вступления Украины в ЕС. У Украины много преимуществ. Одна из них – конкурентоспособный и продуктивный аграрный сектор, который усилит продовольственную безопасность в ЕС и укрепит позиции Союза на мировом рынке.

В сфере обороны у Украины одна из самых технологичных военных промышленностей в Европе — с продуктами, проверенными в реальных боевых условиях. Это огромное преимущество.

Когда Виктор Орбан говорит: "Мы не хотим приглашать войну в ЕС", это абсурдно. Вместе с Украиной мы пригласим в ЕС одну из самых развитых военных индустрий Европы.

— В заключение — о репарационном кредите. Ожидалось, что во время октябрьской встречи евролидеров мы увидим больше прогресса в этом вопросе. Как вы оцениваете дальнейшее развитие дискуссий?

— Это сложные дискуссии, и мы продолжим их во время нашего председательства. Дания является решительным сторонником Украины, и для нас важно найти модель, которая будет приемлемой для всех государств-членов. Нам нужно участие каждого из них. Я верю, что это возможно, но впереди — непростая работа.