Ни евро для Венгрии? Интервью с министром Швеции по делам ЕС о давлении на Будапешт и поддержке Украины

Читати українською
Автор
2837
Швеция всячески поддерживает евроинтеграцию Киева Новость обновлена 28 октября 2025, 09:39
Швеция всячески поддерживает евроинтеграцию Киева. Фото Getty Images

Большинство граждан Швеции видят пользу в присоединении Украины к ЕС.

Швеция постоянно призывает оказывать давление на Венгрию, которая не только блокирует начало переговоров о вступлении Украины в ЕС, но и имеет проблемы с верховенством права внутри страны. Почему поведение Будапешта противоречит принципам Союза, какие ограничения могут быть наложены на Венгрию и чему Евросоюз может поучиться у Украины?

Об этом и другом в интервью "Телеграфу" рассказала Джессика Розенкранц, министр Швеции по делам Европейского Союза.

*Интервью было записано 24 октября на полях Европейского Совета в Брюсселе.

Европа будет безопаснее с Украиной как государством-членом ЕС

— Мой первый вопрос касается переговоров о вступлении Украины в Европейский Союз. Ожидаете ли вы какого-либо прогресса на этом пути до конца этого года?

— Я очень надеюсь. Это именно то, над чем активно работает Швеция.

Шведское правительство считает, что наша поддержка Украины является важнейшим приоритетом внешней политики, и это, в частности, включает поддержку вступления Украины в ЕС. Мы подчеркиваем коллегам из всех стран, которые принимают решение по этому вопросу, что дискуссия о членстве Украины — это не только вопрос украинской безопасности, но и европейской.

Мы убеждены, что Европа будет более безопасной с Украиной как государством-членом ЕС. Речь также об объединении нашего континента, ведь Украина принадлежит к европейской семье.

Вы выполнили большую часть "домашнего задания". Оценка Еврокомиссии четко показывает, что Киев готов начать переговоры по открытию первого кластера. Мы полностью поддерживаем это.

26 стран решительно выступают за продолжение процесса, но в настоящее время существует блокировка со стороны одной страны — и это совершенно неприемлемо. Я считаю, что на Венгрию нужно оказывать большее давление.

Для справки: реформы и приведение украинского законодательства к требованиям Европейского Союза должны проходить по 35 главам, сгруппированным в шесть кластеров (это называется acquis ЕС). Первый переговорный кластер называется "Основы" и сосредоточен на верховенстве права, демократических институтах, защите прав человека и эффективности государственных учреждений. Помехой его открытия не первый месяц продолжает стоять премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

— В СМИ появлялись сообщения о том, что ЕС ищет креативные способы разблокировать или хотя бы технически продолжить переговорный процесс с Украиной. Действительно ли "на столе" есть новые идеи, как это сделать?

— То, что сейчас делает Венгрия, противоречит принципу, который мы все согласовали, — подходу, основанному на заслугах. То есть, если Украина или любая другая страна выполняет формальные требования для начала переговоров, то их следует начинать. А Европейский Союз должен принимать необходимые решения, чтобы продвигать процесс дальше.

Это совместно утвержденная рамка. Но сейчас Венгрия действует вопреки ей, поэтому опять-таки важно оказывать на нее давление. Мы открыты для рассмотрения различных вариантов, как двигаться вперед.

Никакого финансирования для Будапешта?

— Состоялись уже девятые по счету слушания по Венгрии по статье 7 Договора о Европейском Союзе, касавшиеся нарушения принципа верховенства права в стране. Каковы были результаты? Возможно ли применить к Будапешту эту статью?

Для справки: статья 7 Договора о Европейском Союзе — это механизм, позволяющий ЕС реагировать на серьезные и постоянные нарушения государством-членом принципов Союза, таких как уважение демократии, верховенства права и прав человека.

В случае серьезного и длительного нарушения Брюссель может приостановить определенные права государства-члена, например, право голоса в Совете ЕС, что существенно уменьшает его влияние внутри Союза. Беспокойство ЕС относительно Венгрии касается функционирования конституционной системы и баланса между ветвями власти, борьбы против коррупции и защиты гражданского общества, соблюдения свободы медиа и академических свобод, защиты прав меньшинств, в частности, венгерского LGBTQI-сообщества.

— Для меня совершенно очевидно, что ситуация в Венгрии не улучшается, если речь идет о верховенстве права, скорее, наоборот. Мы практически не видим никаких улучшений.

Конечно, для этого нужно, чтобы многие государства-члены были готовы поддержать такой шаг. Для меня же этот вопрос касается фундаментальных правил и ценностей нашего Союза, которые мы все, как государства-члены, обязались уважать — и какие будущие члены также должны будут принять. Это верховенство права, уважение прав человека, условия для развития гражданского общества. Все эти важнейшие ценности должны соблюдаться.

Если этого не происходит, нужны конкретные действия. Мы уже действуем в отношении Венгрии различными способами, в частности в сфере бюджета, где мы продвигаем идею более строгой условности, связанной с соблюдением верховенства права. Ни одно евро не должно выплачиваться стране, которая не уважает этот принцип. Мы также работаем в рамках различных судебных процессов против Венгрии в Европейском суде, и статья 7 — еще один пример инструмента, который можно применять.

*В настоящее время Брюссель продолжает удерживать значительную часть из 18 миллиардов евро средств ЕС, предусмотренных для Венгрии. Они заморожены, в частности, из-за нарушений академических свобод и прав меньшинств в стране.

В то же время процесс расширения – это другой вопрос. Но и здесь мы очень сожалеем из-за блокировки со стороны венгерской стороны. Опять-таки, в этом направлении нужно давить на Будапешт.

Я также ощущаю большую поддержку благодаря чрезвычайно сильной общественной позиции шведов по членству Украины в ЕС. Мы получили результаты недавнего опроса Евробарометра (серия регулярных опросов общественного мнения, проводимых для изучения отношения граждан к разным вопросам, связанным с Европейским Союзом и обществом в целом — Ред. ), который показал, что именно Швеция является страной ЕС с высоким уровнем поддержки членства Украины. 91% шведов поддерживают вступление Украины в Европейский Союз.

Это не только заставляет меня гордиться, но и придает силы в моих усилиях обеспечить реальное продвижение в этом процессе.

Швеция настаивает на использовании замороженных российских активов

Благодарность вашей нации за это. На днях мы увидели положительные объявления об углублении сотрудничества между Швецией и Украиной, в частности, в оборонном секторе.

— Я рада, что Швеция и в частности компания Saab может помочь Украине развивать ее систему противовоздушной обороны.

Подписание письма о намерениях [закупки шведских истребителей Gripen E] стало важным шагом в углублении нашего сотрудничества в области воздушных сил, что может привести к поставке Украине от 100 до 150 европейских самолетов. Речь идет об усилении безопасности и в Украине, и в Европе.

— На повестке дня остается вопрос репарационного кредита для Украины. Я знаю, что некоторые страны не согласны с тем, на что следует потратить эти средства: только на оборону или другие цели. Какова позиция Швеции на этот счет?

— Наша позиция вполне четкая. Именно потребности Украины должны определять, куда следует направить эти средства. Мы не устанавливаем никаких ограничений или особых требований.

Украина лучше знает, где и какая потребность.

Это и моральный вопрос о том, чтобы заставить Россию заплатить за ущерб, который она нанесла Украине. Поэтому так важно принять это решение.

— Вы настроены положительно, что идея репарационного кредита будет реализована?

— Эта дискуссия продолжается достаточно давно. Швеция и несколько других стран настаивают на том, чтобы использовать замороженные российские активы.

Но иногда возникают существенные возражения по поводу юридических аспектов, поскольку это представляет риск для тех стран, которые хранят эти средства на своей территории.

Я вижу положительное движение, когда государства сейчас не просто говорят "нет", а демонстрируют определенную открытость. Сейчас идет обсуждение деталей, как это сделать.

Швеция, безусловно, настаивает, чтобы ЕС смог принять решение по этому вопросу. Надеюсь, что мы двигаемся в правильном направлении.

* В вопросе репарационного кредита для Украины проблема возникла в позиции Бельгии, которая выражает конструктивное беспокойство, что инициатива может подвергнуть страну и размещенный в ней депозитарий Euroclear юридической ответственности со стороны Москвы.

Следующий раунд дискуссий о кредите ожидается в середине декабря накануне и во время очередной встречи европейских лидеров.

Важно признать РФ экзистенциальной угрозой Европе

— Активно обсуждается еще один вопрос — оборонительная готовность Европы. Какой, по вашему мнению, идеальный рецепт обеспечить эту готовность как можно скорее? И также с учетом опыта Украины и возможностей нашей оборонной промышленности?

— Швеция приветствует то, что сейчас существует более общий и более четкий фокус на обороне и безопасности на уровне ЕС. Мы считаем, что в этой работе особенно важны несколько аспектов.

Первый — чтобы это было дополнением к НАТО. Второй — чтобы процесс направлялся самими государствами-членами. Еще один важный момент — четко признать, что Россия является экзистенциальной угрозой для европейской безопасности, поэтому особое внимание должно уделяться восточному флангу.

Мы также считаем, что этот процесс должен давать четкие результаты — например, упрощение правил совместных закупок. Работа по вопросам обороны и безопасности должна быть не только словами, но и приводить к упрощению процедур и конкретным действиям.

Важно также найти интеграцию между Украиной, ее оборонной промышленностью и промышленностью ЕС. Нам есть чему поучиться из того, что происходит в Украине, не в последнюю очередь в области беспилотников и других аспектов обороны, где сейчас достаточно быстро развиваются возможности.