Завидует даже Полякова: на что в условиях войны тратит миллионы государственный "банк на три буквы" Родиона Морозова

Читати українською
Автор
Новость обновлена 10 сентября 2024, 15:23

Государственный "Укргазбанк", или по-новому UGB эко банк, в последнее время провел ряд "интересных" тендеров: в информации о них можно найти ролик за $90 тыс, рекламный журнал-призрак и лишние миллионы на ПО.

Украинцы традиционно очень любят ругать крупные государственные компании. И в основном есть за что. "Совковый" сервис, неумение приспособиться к переменам, частые коррупционные скандалы — характерные черты, которыми и поныне страдают государственные гиганты, вроде "Укрпочты", "Ощадбанка" или "Укрзализныци".

Поэтому даже когда в информационном поле появляется какой-то новый и интересный кейс от государственной компании – это нередко воспринимается с недоверием: нет ли там двойного дна?

Вот и к истории с рестайлингом "Укргазбанка" (речь идет об изменении позиционирования бренда и фирменного стиля), который его топ-менеджмент и pr-служба пытаются представить, как настоящий "прорыв" и "победу" — есть много вопросов. Хотя, извините – сейчас уже не "Укргазбанк", а UGB, или банк на три буквы, как "метко" (по его мнению) прокоммуницировал изменение названия и.о. председателя правления Родион Морозов.

"Трехбуквенный" скриншот сообщения в ФБ Родиона Морозова

Интересно, согласен ли с таким определением председатель наблюдательного совета Пашич Санела и другие члены нацсовета "Укргазбанка"?

Вопросы эти связаны с тем, что, во-первых, проводить рестайлинг государственный банк во главе с Родионом Морозовым почему-то решил посреди войны, когда деньги могли бы пригодиться на более важные дела. Во-вторых, неизвестно, как считать эффект от этого действа. Ну и, в-третьих, не факт, что все деньги пойдут на рестайлинг, а не, извините, на откаты, как это уже не раз происходило.

Именно последнему вопросу "Телеграф" решил уделить особое внимание, проанализировав последние тендеры "Укргазбанка". И нашел немало интересного.

По-звезда горько плачет, ее клип – не самый дорогой?

Начнем с драгоценного видеоролика, заказанного "Укргазбанком". Вообще-то, когда речь заходит о производстве рекламной видеопродукции, любая сумма может быть реальной. Есть случаи, когда компании могут справиться своими силами, не тратя наружу ни копейки или цента. Есть и такие, когда рекламный видеоролик стоит на уровне со средним мировым блокбастером – от 10 миллионов долларов и выше. Самой дорогой в мире сегодня считается видеореклама Chanel No.5 с Николь Кидман – называют суммы от 20 до 40 млн долларов.

Конечно, все зависит от поставленных задач и от просчитанного эффекта такой рекламы. Но в случае Украины – еще и того, кто ее заказывает. Потому что одно дело, когда видео почти за 100 кило-долларов снимают по заказу частной компании, готовой на риски, зная, что это ее собственные средства. Совсем другое – когда это государственный банк, который собирается потратить миллионы народных гривен на один ролик во время войны.

Так, в прошлом году возникли вопросы закупок государственного "Ощадбанка", который хотел снять цикл из 10 рекламных видео за 2,155 млн грн и транслировать их в соцсетях. Тогда, кстати, во время открытого тендера цена упала до 1,635 млн. грн.

Но UGB решил переплюнуть своего "старшего" коллегу. Согласно тендерной документации на сайте Prozorro в апреле он решил заказать один видеоролик продолжительностью до 45 секунд, зато какой ценой — за 3,65 млн грн (или почти 90 тыс долларов!). И все это без конкурентной процедуры закупок.

Скриншот Prozorro – закупка Укргазбанком ролика за 90 тысяч долларов /telegraf.com.ua

Для понимания, в свое время известная исполнительница Оля Полякова жаловалась (или может хвасталась), что самый дорогой клип в ее карьере обошелся ей в 100 тысяч долларов. Снимал видео на ее песню "Лед тронулся" известный (и очень недешевый) клипмейкер Алан Бадоев. Цикл производства 6-минутного видео длился несколько месяцев, в клипе немало компьютерной графики, а также задействованы звезды фигурного катания мирового уровня.

Как видим, "Укргазбанк" певицу существенно обошел. Стоимость секунды его рекламного видео в 7 раз дороже секунды клипа певицы.

Секунда самого крутого клипа певицы в 7 раз дешевле, чем секунда рекламного ролика "Укргазбанка"

Кроме цены не может не насторожить и то, что тендер "Укргазбанка" состоялся как "закупка без использования электронной системы", то есть без открытых торгов. Напомним, согласно решению Правительства, по такой процедуре можно закупать услуги стоимостью всего до 1,5 млн грн – иначе только открыты торги. Правда, в постановлении есть оговорка, что и более дорогие закупки без электронной системы возможны, "когда работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования". Но в этом же постановлении приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых возможно нарушение базовой процедуры.

Интересно, что такого особенного могло быть у исполнителя — ООО "Табаско Ворлдвайд" (рекламное агентство "Tabasco"), что подчиненные Родиона Морозова должны были заказать ролик только у него?

Необходимость защиты прав интеллектуальной собственности (исключение, о котором идет речь в постановлении)? Вроде нет – права на интеллектуальную собственность сценария ролика UGB купил за 70 тыс грн все у того же ООО "Табаско Уорлдвайд" еще в прошлом году. Тогда же, кстати, он заказал этой компании разработку обновления своего бренда и коммуникационной стратегии также за немалые деньги — 3,994 млн грн.

Возможно, будущий ролик гарантированно будет "произведением искусства" (в таком случае также разрешены закупки без электронной системы)? Очень сомнительно.

Ну а аргумент об "отсутствии конкуренции по техническим причинам" — вообще можно не рассматривать, ведь в Украине сотни приличных агентств, способных (судя по их портфолио) качественно снять рекламные видео. Причем прайсы – совсем не такие драконовские. Короче, здесь действительно больше вопросов, чем ответов.

Примечательно, что, как пишут "Наші гроші", еще одна компания, принадлежащая владельцам ООО "Табаско Ворлдвайд" — "Сигма УА", также любит выигрывать государственные многомиллионные тендеры, и также по процедуре с одним участником.

"Шеф, в два счетчика"!

А теперь немного подробнее о том, почему так настораживает связка: "Укргазбанк" и "тендер с одним участником". Дело в том, что при изучении закупок этого государственного банка просто невозможно было пропустить один интересный тендер под названием "Услуги по технической поддержке (обновлению) программного обеспечения", который состоялся 22 июля 2024 года. Речь идет об услугах по поддержке программного обеспечения Oracle – всего 42 комплекта по 5 разным видам ПО.

Интересен тендер тем, что при заявленной банком ожидаемой стоимости в 25,696 млн грн торги закрылись на сумме 13,4 млн грн. То есть почти в два раза ниже, чем хотел отдать "Укргазбанк". Конъюнктура рынка? Ошибка должностных лиц, готовивших тендерную документацию? Упущение первого заместителя председателя правления Владимира Пономарева, который ее утверждал? Попробуем разобраться.

Тендер от "Укргазбанка" — планы закупить ПО почти вдвое дороже /telegraf.com.ua

Итак, победителем в упомянутых торгах по обновлению ПО стало ООО "Интрасистемс". Эта компания известна своим участием (и победами) в многочисленных торгах, которые объявляли различные государственные учреждения и предприятия — "Укртрансгаз", ГП "НЕК "Укрэнерго", даже НАБУ и другие. У "Укргазбанка" с ней также тесные отношения. Судя по данным Prozorro – банк не раз закупал у этой фирмы оборудование, программное обеспечение и услуги по его обновлению.

В частности, в прошлом 2023 году банк Родиона Морозова приобрел у "Интрасистемс" абсолютно идентичны услуги по технической поддержке (обновлению) того же программного обеспечения Oracle, что и во время упомянутого тендера в июле 2024 года (разве что в 2023-м закупалось не 42, а 33 комплекта).

Кардинально же отличаются торги тем, что, во-первых, в прошлогодних торгах, в отличие от торгов 2024 года, закупка имела статус: "без использования электронной системы".

А во-вторых – это стоимость самого ПО. Согласно имеющимся в тендерной документации цифрам, деньги, которые "Укргазбанк" потратил на поддержку 1 экземпляра ПО в 2023 году во время тендера с одним участником, была в среднем в 1,6 раз выше, чем в этом году.

То же ПО – и разница в цене в 1,6 раз. А все из-за тендера без электронной системы /telegraf.com.ua

Ну а дальше простая математика – умножить, поделить, вычесть, добавить – показывает нам разницу – около 6,5 млн грн переплаты "Укргазбанком" за ПО в 2023 году. Плюс заложенная должностными лицами банка потенциальная переплата еще в 10 млн грн, которая могла иметь место в этом году, не будь торги конкурентными.

Вот вам и закупки "без использования электронной системы", вот вам и ролик за 3,65 млн. от одного участника.

Журнал-призрак (или коллеги, если что – простите)

При проведении крупной компанией ребрендинга (или, в случае UGB — рестайлинга) – тратиться на pr-мероприятия в СМИ под плашкой "промо" — обычная практика. Другое дело, что эффект от этих мер достаточно сложно просчитать, как и возможность отследить, были ли все заявленные площадки использованы.

Как свидетельствует тендерная документация, планы "Укргазбанка" по наполнению СМИ месседжами о рестайлинге действительно были наполеоновские — 6 всеукраинских журналов, 29 региональных печатных СМИ, 9 глобальных и 21 местных телеканалов, а еще — 109 интернет-изданий.

Всего на это дело "Укргазбанк" решил потратить 7,85 млн грн. В результате торгов, состоявшихся 26 февраля 2024 года, сумма упала до 6,398 млн грн, а победителем стало ООО "Альт Медиа". И именно из его предложения мы узнали о масштабном СМИ-наступлении, которое запланировал "Укргазбанк".

Выбор некоторых рекламных площадок сразу вызвал вопрос – в частности, в перечне есть ежегодные издания, дата выхода которых вряд ли совпадет с пиком самого рестайлинга, а в интернет-версиях до сих пор представлены публикации за прошлый год. На сайтах некоторых из заявленных ресурсов информация о рестайлинге "Укргазбанка" представлена как обычная новость – то есть без рекламной плашки.

Но более всего нас заинтересовала позиция №5, которую мы не смогли проверить, потому что оказалось… что о заявленном издании – журнале "Громады" — просто никто не знает.

И здесь мы заранее искренне просим прощения у наших коллег из этого издания, ведь убеждены, что оно чрезвычайно авторитетно. Ну, не может быть другим журнал, которому "Укргазбанк" согласился платить почти 100 тысяч гривен за публикацию на последней странице обложки и вдвое дешевле за "внутренние" публикации.

Дорогой журнал "Громады", которому "Укргазбанк" готов платить 100 тыс. за страницу рекламы

Но факт остается фактом – из трех десятков опрошенных коллег никто никогда о нем не слышал. Как, похоже, не слышал и вездесущий Гугл, который по запросу "журнал "Громады" в разных комбинациях выдает все что угодно — от издания в Венгрии, до журнала 19 века, только не площадку, где мог бы рекламировать свой рестайлинг "Укргазбанк". Разве что, это какое-нибудь секретное издание для банкиров, публикация в котором поднимает рейтинг банка до самих небес. Одним словом — загадка…

Дьявол – в мелочах

Наверное, тяжелее всего при анализе государственных тендеров оценивать расходы на сувенирную продукцию. Действительно, цены на ручки-чашки, наклейки-таблички могут отличаться в несколько раз, в зависимости от материалов, размера и других причин. Соответственно, непросто вычислить – насколько, адекватна заявленная общая цена на сувенирку, и не пошла ли часть денег "не туда".

А таких тендеров при подготовке к рестайлингу UGB провел совсем не один.

Вот, например – тендер "Укргазбанка" на "Информационные показатели и наклейки". Цена табличек "Режим работы" в финализированном тендере – 508 грн, а на рынке – можно найти вполне приличные за 300+ грн, и это даже не опт. С другой стороны — это теперь, как будто, и не совсем "Укргазбанк", а "UGB эко банк", который сейчас уже может не устроить пластиковая табличка, а только металлическая с выгравированными буквами. Или, например, худи за 777 грн по тендеру "Брендированная одежда". А на рынке стоимость стартует от 250 гривен.

Стоимость табличек "режимы работы" /Скриншот браузера

Еще одна интересная прослойка тендеров от банка Родиона Морозова – это услуги интернет-продвижения. В принципе, не было бы ничего плохого в том, что банк заказал такие услуги, беспокоясь о своем присутствии в сети, если бы не одно большое "но" — война. Действительно, несколько чрезмерно выглядят все эти " Услуги SMM ", ожидаемой стоимостью 1,65 млн грн, " Услуги по настройке и размещению информации на Интернет ресурсах ", за которые предлагалось 800 тыс грн, и " Размещение информационных и рекламных материалов в Интернете ", за которое "Укргазбанк" готов был заплатить 9,25 млн. грн.

И это мы еще не упомянули об " Услугах тайного покупателя ", за которые "Укргазбанк" готов был отдать 1,45 млн и запланированные 450 тыс грн на " Услуги по мойке автомобилей " (в результате получилось дешевле, но все равно где-то по 1200 грн в месяц за автомобиль).

Относительно оценки эффективности всех указанных услуг, их целесообразности во время войны, а также непонятных переплат во время тендеров с одним участником — "Телеграф" направил соответствующий информационный запрос руководству "Укргазбанка" на указанную на его сайте электронную почту для обращений. К сожалению, ответов от "банка на три буквы" за недели ожидания мы так и не получили.