Молдаване вместо украинцев: отечественные компании уже ищут работников за границей
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Украинские транспортники нашли способ решить проблему "невыездных" водителей
В Украине — страшный дефицит водителей. Особенно тех, кто может свободно пересекать границу. Система "Путь", в которой транспортные компании могут регистрировать своих работников, больше не спасает. Потому что водителя могут просто "снять с рейса": вручить повестку прямо на маршруте.
Поэтому все чаще привлекают водителей с паспортами европейских стран – Молдовы, Румынии, Словакии.
Как это работает, и не останутся ли наши водители без работы?
В "командировку" в Украину
Поиск водителей-иностранцев на Украине еще не стал массовым явлением. Но такие случаи бывают все чаще. Этот факт "Бизнес-Телеграфа" подтвердил чиновник в одном из профильных министерств. "Тенденция действительно есть", – ответил он на вопрос.
Чаще всего на работу в Украину привлекают водителей из стран Восточной Европы. В частности, Молдова, Польша, Румыния, Словакия.
В большинстве случаев их принимают не в украинские компании. По крайней мере, официально. "Оформлять — очень дорого. Налог за водителя-иностранца составит около 20 000 гривен в месяц", — говорит глава Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП) Владимир Балин.
Это не большая проблема. Как пояснил "Бизнес-Телеграфу" Игорь Житинский, руководитель Всеукраинского объединения пассажирских перевозчиков, если наш предприниматель зарегистрирует фирму в Молдове или Румынии, тамошние водители могут выполнять рейсы в/из Украины. Тогда такие рейсы оформляются как командировка. "Главное, чтобы соблюдало правило паритета, то есть, если автобус уезжает из Украины в Молдову, то оттуда должен отправиться автобус молдавского перевозчика в нашу страну", — говорит он.
Водителей с паспортами других государств, как правило, привлекают небольшие фирмы. Они не всегда могут забронировать водителей-украинцев от мобилизации, потому что для этого требуется несколько условий, в частности, чтобы официальная зарплата персонала была не ниже средней по региону, не было задолженности по налогам и т.д. Речь идет как о пассажирских, так и о грузовых перевозках.
После 24 февраля 2022 г. в большинстве европейских стран значительно упростили условия регистрации бизнеса для наших предпринимателей. Так что можно открыть "дочь", скажем, в Румынии или Молдове, набрать местных водителей и привлекать их на украинские рейсы.
Это очень удобно, особенно для локальных украинских компаний, работающих в близлежащих к границе регионах, в частности, в Одесской или Черновицкой области. Они могут привлекать водителей из приграничных населенных пунктов Молдовы.
На сайте по трудоустройству Rabota.md "Бизнес Телеграф" нашел объявление "Новой почты", которая ищет водителей в Молдове.
Среди требований – знание русского и румынского языков, опыт работы от 3 лет, умение работать с сопровождающими документами и т.д. Обещают зарплату 13-18 000 лей (24,7-34,2 000 гривен).
Неизвестно, предложат ли этим водителям садиться на маршруты в Украину. Как указано в объявлении – работа по Кишиневу. В пресс-службе "Новой почты" "Бизнес-телеграфу" сказали, что компания работает в Молдове, потому и ищет там водителей. О "командировках" в Украину обещали спросить у кадровиков, но ответов пока так и не дали.
Удобства от водителя-иностранца очевидны. Он точно "выездной", его не нужно регистрировать через систему "Путь" (а на границе даже зарегистрированного водителя могут свернуть), но нет никаких рисков по мобилизации.
Недостаток – расходы. Как говорит Житинский, в соседних странах выше, чем в Украине тариф. Если нашим водителям на международных рейсах платят в среднем от тысячи евро, то в восточноевропейских странах от 1,5-2 000. К тому же далеко не каждый водитель-иностранец согласится ехать в страну, где идет война. За риски требуют доплаты по коэффициенту 1,5-2. Но это не останавливает наших перевозчиков.
Конечно, они соглашаются переплачивать не от хорошей жизни.
Нет даже по 100 000
Возможно, главная причина, заставляющая украинских работодателей искать водителей за границей — их яростный дефицит внутри страны.
Водителей – дальнобойщиков, с категориями С и D, сейчас не просто маловато. На рынке их просто нет.
"Очень большой дефицит. Компании ищут разные варианты выхода из ситуации. Многие согласны обучать за свой счет. Правда, бывает и такое, что человека учат, сажают на рейс, он выезжает в Европу и бросает там грузовик прямо с товаром, и все — ищи ветра в поле", — рассказывает Балин.
А с усилением мобилизации проблема дефицита еще больше обострилась. Повестку водителя могут вручить прямо на рейсе. Об этом говорят даже крупные перевозчики. "Есть случаи, когда вручают повестки даже на маршруте. Могут даже забрать из машины, увезти в ТЦК", — говорит Балин.
"Водителей бензовозов пока не трогают, а кто на тентах или зерновозах, тем сложнее, вручают повестки", — добавил владелец сети АЗС "Прайм" Дмитрий Леушкин. Но, по его словам, у них тоже ощущается дефицит водителей, особенно тех, кто уже несколько раз выезжал за границу и возвращался. Потому что пограничники "новичков" не любят — даже если водитель зарегистрирован в системе "Путь", но едет за границу впервые, могут и не пустить.
В одесской компании ТАНИТ Групп говорят, что очень трудно найти действительно высокопрофессиональных водителей. "Далеко не все знают как работать по чипу и соблюдать временные рамки, и кому спокойно можно доверить груз. С этим всегда были проблемы. После вторжения многие сумели выехать за границу, а оставшихся на тот автопарк, задействованный сейчас на международных. перевозках, катастрофически не хватает. Поэтому постепенно мы уже двигаемся к европейским зарплатам для водителей". – говорит руководитель направления автоперевозок компании Иван Кондратюк.
За последний год зарплаты водителей на международных перевозках выросли на 10-15%. На сайте work.ua вакансии для водителей предлагаются с зарплатами от 40 до 85 000 гривен, есть даже предложения на 100 000, то есть это уже соразмерно с тем, что предлагают водителю, например, в Польше.
Но даже несмотря на немалые зарплаты, массово привлекать иностранных водителей нашим компаниям будет нелегко, тем более что соседние страны повышают выплаты водителям. "У ЕС тоже огромный дефицит водителей — не закрыто более 20% вакансий. Поэтому в поиске все — и мы, и они", — говорит Житинский.