Тормоза для яиц: Европа придумывает новую схему для украинского агроэкспорта

Читати українською
Автор

Евросоюз изучает искусство сосуществования с украинским экспортом

На фоне массовых протестов европейских фермеров против "агрессивного" украинского экспорта Еврокомиссия решила, что делать с нашей агропродукцией. Квоты на экспорт (они действовали до полномасштабного вторжения) возвращать не будут. Но придумали так называемое "экстренное торможение". Если поставки из Украины в этом году превысят объемы 2022-2023 годов, беспошлинный экспорт могут просто остановить.

Такую схему предлагают не для всех товаров, а только курятины, яиц и сахара. Остальные можно будет, как и сейчас, везти без квот и пошлины.

На первый взгляд это победа. Потому что, например, Польша лоббировала возобновление квот, а они, мягко говоря, не слишком большие. Но на самом деле не все так хорошо. Потому что для украинских экспортеров поставили "потолок", и продавать в Европу больше, чем в не слишком удачные для аграриев военные годы будет тяжело.

"Бизнес Телеграф" разбирался, как будет работать экстренное торможение украинских яиц, курятины и сахара.

Без квот, но с экстренным торможением

Как говорится в официальном сообщении на сайте Еврокомиссии, 31 января она предложила продлить приостановку ввозных квот для украинского экспорта в ЕС еще на год. Но одновременно усилить защиту "чувствительной" сельскохозяйственной продукции в Евросоюзе.

О чем идет речь? "Для наиболее чувствительных продуктов — птицы, яиц и сахара — предусмотрено экстренное торможение, которое бы стабилизировало импорт на средних показателях 2022-2023 годов. Это значит, что если импорт этих продуктов будет превышать эти объемы, тарифы (квоты — БТ) будут восстановлены", – объясняют в Еврокомиссии. Идею с "торможением" там аргументируют "значительным увеличением импорта из Украины", а новый механизм, вроде бы, позволит "принять быстрые корректирующие меры в случае значительных сбоев на рынке ЕС или на рынках одного или нескольких государств-членов".

Предложения Еврокомиссии – это еще не окончательное решение. Их должен рассмотреть Европарламент и Совет Евросоюза. Но, как говорит председатель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, скорее всего, новый механизм будет принят. Если да, то он начнет действовать для украинских агроэкспортеров с 5 июня 2024 (до тех пор никаких ограничений не будет).

Что не так с сахаром, яйцами и курицей

Интересно, что для молдавской аграрной продукции, для которой в ЕС также сняли квоты, Еврокомиссия предлагает продлить беспошлинный режим еще на год без исключений и ни о каком "торможении" речь не идет.

Чем Европе так насолили наши яйца, курица на сахар?

В Еврокомиссии приводят следующие данные. Несмотря на войну и негативные тенденции в экономике и внешней торговле в целом Украина увеличила поставки в ЕС. Если до войны, в 2021 году, речь шла об импорте на 24 млрд евро, то уже в 2022 году — 27,6 млрд. Основная экспортная продукция — зерно (16,5%), масличные (11,7%), животные и растительные жиры (10,7%), железо и сталь (9,3%).

Экспорт Украины в страны Европейского союза

На украинское зерно Европа под давлением бастующих фермеров уже ввела ограничения. Через ряд стран (Польша, Венгрия, Болгария и др.) возможен только транзит. На днях министр аграрной политики Николай Сольский заявил, что за нарушение этих требований и попытки продать урожай в ЕС наших экспортеров будут лишать верификации на 6 месяцев.

Яиц, курятины на сахаре даже нет среди топовых позиций украинского агроэкспорта в ЕС. И именно против этой продукции выходят на акции протеста европейские фермеры.

Потому что их пугает динамика. В частности, в 2021 году, когда действовала квота на украинский сахар, наши экспортеры отгрузили ее ровно в разрешенных беспошлинных объемах – 20 000 тонн. В 2022 году, когда квоты убрали, было уже около 150 000 тонн, а в 2023 году – 450 000 тонн. То есть поставки выросли более чем в 20 раз.

И хотя в Европе сейчас большой дефицит сахара — не хватает, минимум, 2 млн тонн в год — и от этого страдают европейские кондитеры, местные сахарники бьют тревогу из-за украинского продукта. Жалуются, что он слишком дешев, и поэтому европейские производители вынуждены снижать цены и теряют маржу.

Поэтому европейское сахарное лобби предлагало вернуться к квотам для украинской продукции, а в качестве компромисса увеличить их с 20 000 тонн до 200 000. То же с курятиной: если до полномасштабного вторжения ее поставки в ЕС составляли 90 000 тонн (при квоте в 70 000) тонн), то в 2022 году – более 160 000 тонн, а в 2023 – более 400 000 тонн.

Французские птицеводы еще с прошлым летом начали жаловаться на "засилье" украинской курятины. "Если в первые дни войны к нам на рынок поступало 10 000 тонн украинской курятины в месяц, то теперь поступает по 20 000. Это настоящий взрыв", — заявлял глава Ассоциации поставщиков куриного мяса Anvol Мишель Шеффер в комментариях Le Figaro.

Он объяснял — в большинстве стран Европы птицеводство — это семейный бизнес. Хозяйства выращивают в среднем по 40–50 000 кур. Здесь приходит украинская компания, у которой 1,8 млн кур. Как с ней конкурировать? Жалоба, конечно, опять на ценники. Украинская птица вдвое дешевле, чем у европейских фермеров – 2,4 евро против 4,8 евро за килограмм.

Поставки украинских яиц в прошлом году превысили 55 000 тонн, хотя в 2022 было всего 28 000, а до того, по квоте, совсем мало — до 3 000 тонн. И это несмотря на то, что украинские птицефабрики из-за войны потеряли значительную часть поголовья (это даже повлекло за собой дефицит и рекордный рост цен на яйца на внутреннем рынке).

Европу пугают не столько объемы нашего импорта, столько его дешевизна, что заставляет снижать цены и местных фермеров, а это негативно сказывается на рентабельности их бизнеса. потому что это выгоднее, чем варить сахар из свеклы.В результате едва не уничтожили отрасль, хорошо, что вовремя запретили (но в рамках ВТО у Украины все равно квота на 360 тысяч сырца, которая, впрочем, выбирается далеко не всегда — БТ). это сейчас претензии к яйцам, сахару и курятине.Завтра начнут отгружать больше грибов, то и к ним появятся.Себестоимость большинства аграрной продукции у нас значительно ниже, чем у европейских фермеров, а в том, чтобы беднела большая прослойка электората никто в ЕС не заинтересован", — говорит экономист Алексей Кущ.

"Потолок" для экспортеров

В Еврокомиссии долго спорили, что делать и растущим украинским импортом. Были предложения вернуть квоты, но их отвергли. Также обсуждалось "экстренное торможение", но в несколько ином формате. За базу сравнения предлагали взять не 2022-2023, а 2021-2022 годы. А так как в 2021 году еще действовавшие квоты и объемы поставок были значительно меньше, чем с началом войны, "потолок" для яиц, курятины и сахара был бы значительно ниже. А Венгрия, например, предлагала, кроме этих товаров, ввести "экстренное торможение еще и для нашего меда. Поэтому, как считает заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук, финальное предложение Еврокомиссии — наиболее компромиссный вариант.

Впрочем, Европа, хоть и не возвращает квоты, фактически замораживает поставки тех же сахаров, яиц и курятины на уровне предыдущих лет. "Учитывая, что речь идет о военных годах, когда большинство отраслей на спаде, это будет сдерживать их восстановление".

На самом деле, те же птицеводы, активно наращивающие поголовье, могли бы в этом году экспортировать в ЕС еще больше, но теперь делать это будет труднее, или, как минимум, дороже, потому что за "лишние" объемы придется платить пошлину", — говорит Кущ. Но, например, производители курятины и раньше возили продукцию верха квоты, и даже с пошлиной было выгодно: "Чтобы было невыгодно, имеют разве что запретную пошлину на уровне 40-50% установить", — добавил Кущ. что, кроме объемов, нужно разобраться еще качеством украинской курятины, которая, казалось бы, не всегда соответствует нормам ЕС.

Кущ также добавил, что история с "торможением" украинской продукции в Европе очень показательна. "Она лишний раз подтверждает, что интегрироваться в ЕС не меняя аграрно-сырьевую модель экономики нам будет очень трудно. Помешают миллионы европейских фермеров, которым дешевые украинские продукты портят бизнес. То есть, нужно уже сейчас искать ниши, где мы никому не будем мешать, например, производить биотопливо или растительный белок и т.п.", — подытожил эксперт.