Копеечные зарплаты и дорогие авто: как это сочеталось в СССР

Читать на украинском
Автор
Новость обновлена 30 сентября 2024, 15:37

Люди зарабатывали мало, но и тратили тоже

В Советском Союзе какая-либо серьезная покупка не обходилась без серьезных очередей. За разными товарами нужно было отстоять и ждать часы, дни и даже годы.

Особенно длинными были очереди за автомобилями. Люди годами ждали возможность приобрести собственное авто. Как могло случиться, что в стране, где зарплаты считались низкими, люди все же стремились купить такие дорогие вещи как автомобили? Разберемся в этом парадоксе советской экономики.

Покупка авто в СССР: как это было

На самом деле ситуация была не столь однозначной. В СССР существовало понятие "дефицита", когда определенные товары были труднодоступны, но не из-за высокой цены, а из-за ограниченного количества. Автомобиль был не просто средством передвижения, а символом статуса и свободы. Люди готовы были откладывать деньги годами, чтобы осуществить мечту о собственном автомобиле.

Советская экономика была плановой. Это означало отсутствие рыночной конкуренции и ограниченный выбор товаров. Зарплаты были относительно низкими, но затраты на базовые нужды были минимальными. Квартплата, коммунальные услуги, образование и медицина были почти бесплатными. Это позволяло людям накапливать деньги на большие покупки.

Интересно, что многие пытались записаться именно на более дорогие модели автомобилей. Например, ВАЗ-2103 имел больший спрос, чем более дешевый ВАЗ-2101. Это объясняется тем, что люди рассматривали автомобиль как долгосрочную инвестицию, которая будет служить им многие годы.

В разное время СССР существовала значительная разница в доходах между профессиями. К примеру, рабочие часто зарабатывали больше, чем инженеры с высшим образованием. Водитель городского автобуса мог получать зарплату втрое выше работника научно-исследовательского института.

Для многих приобретение автомобиля было делом всей семьи. Люди использовали разные методы накопления: кассы взаимопомощи, ссуды у родственников, продажа других ценных вещей. В фильме "Гараж" даже показано, как герой продает деревенский дом ради покупки машины.

Цены на автомобили в СССР менялись с течением времени. В послевоенный период "Москвич-400" стоил 8000 рублей при средней зарплате 660 рублей. В 60-70-е годы цены снизились, но все равно оставались высокими по отношению к зарплатам. Самым доступным был "Запорожец", стоивший около 20-22 средних зарплат.

В 80-е годы популярность приобрели "Жигули" и "Запорожцы". ВАЗ-21063 стоил около 10 000 рублей, в то время как "Запорожец" – от 3500. При средней зарплате около 180 рублей это все еще были внушительные суммы.

Ранее "Телеграф" также рассказывал, почему во времена СССР каждый водитель был невольно механиком. Все умели менять колеса, а некоторые даже делать капремонт двигателя.