В этом фильме из 90-х предсказали Путина: как пушкинисты стали фашистами

Читати українською
Автор
Новость обновлена 18 января 2026, 14:15

Пушкин, Чайковский и прочее культурное наследие прошлого как идеологическое оружие

Короткий период свободомыслия и переосмысления советской истории и культуры, который пришелся на девяностые годы прошлого века, продолжает удивлять удивительными прозрениями. Так, в 1990 году на экраны СССР вышла сатирическая комедия Юрия Мамина "Бакенбарды", снятая на "Ленфильме". (Это важная деталь: и Путин, и его окружение — выходцы из Ленинграда.)

"Телеграф" пересмотрел этот забытый фильм и пришел к выводу, что "Бакенбарды" "предсказали" как приход Путина к власти — так и механизм использования культурного наследия как идеологического оружия русского фашизма.

О чем этот фильм

В советский провинциальный городок вместе с Перестройкой пришли гражданские свободы в их пугливом перестроечном представлении. Местные советские чиновники разрешили неформальные молодежные группировки, если они несут культуру и духовность в массы. Так возникает сообщество "пушкинистов": они носят плащи-крылатки, трости и цилиндры в стиле первой трети XIX века и отрастили пушкинские бакенбарды.

Цитируя Александра Сергеевича к месту и не к месту, как правоверный хунвейбин Мао Дзедуна, они превратили советский культ Пушкина в агрессивную уличную силу, фашистскую по своей сути. Теперь пушкинисты ходят строем, а культурное наследние прошлого становится удобной маскировкой для насилия и инструментом захвата "теневой власти" на местах.

Культурные традиции как оружие порабощения

Маскируя свой фильм под фарсовую комедию, авторы "Бакенбардов" заранее показали механику, по которой в пост-советском культурном вакууме может возникнуть авторитарный культ "порядка", прикрытый "великой культурой прошлого" и "возвращением к истокам".

Одна из самых точных находок Мамина заключается в том, что он показал, как одна "скрепа" подменяется другой без изменения самой авторитарной логики. Был Ленин — стал Пушкин. Так культура превращается в инструмент "морального превосходства", а насилие подается как служение идеалам высокой культуры. Сперва это выглядит смешно и дико, но быстро становится нормой.

Фашизм не обязательно приходит со свастикой, говорят авторы фильма, он может прийти с томиком стихов. Как писал знаменитый итальянский культуролог, профессор семиотики и автор литературных бестселлеров Умберто Эко, "первая черта "вечного фашизма" — культ традиции". Фильм буквально показывает культ традиции, который, как это ни странно, не делает людей культурнее — он заставляет людей маршировать строем.

В чем сила, брат

Сегодня кажется особенно злой иронией выбор актера на роль предводителя "пушкинистов". Лениградский актер Виктор Сухоруков вскоре прославится ролью русского киллера (и по совместительству милиционера) в дилогии "Брат", где он будет грозить украинским мафиози "ответить за Севастополь". Вполне ожидаемо сегодня этот пламенный "пушкинист" превратился в не менее рьяного путиниста. А его роль из сегодняшнего дня выглядит гениальным предвидением Путина.

Фашизм возникает на мифах о прошлом величии, на обиде и чувстве утраты. Людей ведет за собой харизматический лидер, обещающий "закон и порядок".

Время расставило в этой знаменитой сцене все по своим местам

Другое гениальное предсказание фильма — в будущей путинской риторике. Фильм показывает в гротескной форме, как пост-имперская идеологическая пустота заполняется "традиционными ценностями", когда нравственные ориентиры превращаются в дисциплину. И как "высокая культура" становится инструментом разделения на своих и чужих.

35 лет назад этот месседж без проблем оценили на западе. В 1991 году фильм "Бакенбарды" получил приз FIPRESCI на фестивале в Сан-Себастьяне — в Испании еще хорошо помнили диктатуру генерала Франко, точно также основанную на "традиционных скрепах", и ее печальные последствия.

Ранее "Телеграф" писал о том, какие хиты советского кинопроката были сняты украинцами в Украине.