Профессура массово идет в студенты: как преподаватели учат друг друга за государственный счет
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Как без труда пополнить бюджет вуза на полмиллиона гривен
Продуманная стратегия ректората
Еще в августе 2025 года журналисты интернет-издания "Полтавська хвиля", заглянув в Единую государственную электронную базу по вопросам образования, обратили внимание на то, что среди поступающих на магистратуру в Полтавский национальный педуниверситет им. В. Г. Короленко слишком много его же преподавателей. Причем они, занимая достаточно солидные должности, имея профессорские звания и научные степени, подавали документы сразу на несколько (иногда 5—8) различных специальностей, которые могли быть далеки от их основного профиля.
На отдельные специальности количество преподавателей-абитуриентов в разы превышало количество заявлений от других претендентов на обучение. Скажем, на "Музыкальное искусство" из 52 поданных заявлений 30 поступило именно от сотрудников вуза. А на "Дошкольное образование" было всего 8 реальных абитуриентов, а остальные 23 — сотрудники заведения. В общей сложности треть заявлений на поступление в магистратуру полтавского педуниверситета подали свои.
На первый взгляд, создавалось впечатление, что опытные преподаватели, ассистенты и старшие лаборанты не до конца были уверены в выборе, поэтому обеспечивали себе запасные варианты.
Но на самом деле, как думается, это могла быть продуманная стратегия ректората, который таким образом решил поднять рейтинг заведения высшего образования (ЗВО) ради сохранения образовательных программ (из-за недобора студентов они могут потерять аккредитацию). Вообще, количество поступающих — это важный критерий для ЗВО, который существенно влияет на его место как в общенациональных, так и в международных рейтингах. Это во-первых.
А во-вторых, ректорат таким образом решил заработать деньги для университета, из которых можно платить зарплату преподавателям, воспользовавшись государственной программой, а именно, ваучерами на обучение от Службы занятости. И надавил на подчиненных, чтобы они подавали заявления на получение новых образовательных знаний.
Государственный ваучер на обучение от Службы занятости – это бесплатный сертификат на обучение для получения новой профессии или повышения квалификации, доступный определенным категориям граждан. Получить его можно через онлайн-форму на портале Государственной службы занятости или лично в Центре занятости, предоставив паспорт, ИНН, документы об образовании и трудовую книжку. В настоящее время ваучер покрывает обучение стоимостью 30 280 грн.
Систему ваучеров государство создавало с целью поддержки людей, нуждающихся в переквалификации: потерявших работу, меняющих профессию или не имеющих возможности самостоятельно оплатить обучение. Получить их могут граждане в возрасте 45+, имеющие профессионально-техническое или высшее образование, не зарегистрированные в Службе занятости как безработные и не обучавшиеся на средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы в течение последних 3-х лет. В частности, ветераны, участники боевых действий при условии обращения в течение трех лет со дня увольнения; внутренне перемещенные лица трудоспособного возраста; лица с инвалидностью; люди, получившие ранения в результате военной агрессии, или прошедшие плен, в возрасте 45+.
В общей сложности ваучер можно использовать для обучения по 155 профессиям и специальностям, которые востребованы на рынке труда. Среди них сфера IT-технологий, строительство, транспорт, образование, медицина, сельское хозяйство, социальное обслуживание и т.д. Профессию, учебное заведение в пределах Украины и форму обучения (дневную, заочную или дистанционную) человек выбирает самостоятельно.
Владельцы ваучеров, которые были зачислены в магистратуру Полтавского педуниверситета, отвечают только двум критериям: возрастному и образовательному.
От директора Полтавского областного центра занятости Екатерины Клавдиевой "Телеграфу" удалось узнать, что филиалы, отделы и управление области в целом предоставили 1347 ваучеров стоимостью 34,7 млн грн в пределах годовой сметы. В том числе 248 для ВПЛ, 48 для участников боевых действий, 129 — лицам с инвалидностью. То есть в общей сложности вдвое больше ваучеров — 922 — получили другие категории желающих получать знания за счет государства. Данные об их социальном статусе в Центре отсутствуют.
По всей вероятности, те, ради кого государство выделяет огромные средства, не видят резона в переобучении. Поэтому этим пользуются более смекалистые. Но кому на пользу такое разбазаривание миллионов гривен?
"Все на законных основаниях"
По данным авторов публикации, в прошлом году в магистратуру поступили 29 работников педуниверситета, 19 из которых не рядовые преподаватели, а заведующие кафедрами и даже деканы с научными степенями! Благодаря этому они пополнили бюджет заведения на 547 840 гривен, ведь стоимость одного ваучера 30 280 гривен.
Очень удачный ход, согласитесь. Ведь таких квалифицированных кадров даже учить не надо, потому что они давно сами учат других. А после получения диплома могут стать мультидисциплинарными преподавателями.
Так, декан исторического факультета, кандидат исторических наук Юрий Вильховой решил "переквалифицироваться" в учителя зарубежной литературы.
Декан факультета психологической и социальной работы, доктор наук, профессор Светлана Яланская решила подтянуть английский.
А заведующая кафедрой социальной работы, реабилитации и послевоенной адаптации, доктор педагогических наук Наталья Сайко, наоборот, дополнительно изучает психологию.
Наибольшей популярностью среди соискателей новых знаний среди сотрудников вуза пользуются такие специальности, как "Кризисная психология. Социально-психологическое восстановление" и "Английская филология и перевод".
Впрочем, по инсайдерской информации издания, часть студентов-преподавателей ни разу не посещала пар во время зимней сессии. Некоторые по состоянию на 31 декабря не сдали ни одной работы.
Гипотетически, делает выводы "Полтавська хвиля", это схема дополнительного финансирования университетов через своих работников.
Однако в Полтавском подразделении Бюро экономической безопасности официально заявили, что они не будут заниматься расследованием этих махинаций, поскольку это слишком мелкое для них дело. Им интересны злоупотребления, которые наносят ущерб не менее чем на 3,2 миллиона гривен. Все, что меньше — в компетенции Нацполиции.
Ректор же университета Марина Гринева, которую цитирует издание, не видит в этой ситуации вообще ничего плохого. Напротив, очень радуется, что преподаватели хотят учиться на разных образовательных программах. Говорит, она и сама изучает английскую филологию в релоцированном в Полтавскую область Луганском национальном университете им. Т. Г. Шевченко.
— У нас университеты автономные, и преподаватели могут в течение жизни учиться где угодно, в любом заведении, — сказала Марина Гринева. – Так что у нас могут учиться и получать диплом магистра. И у нас сейчас в перспективе очень хорошие международные проекты. И нам нужны знания, постоянно повышать квалификацию, все время заниматься саморазвитием. И мы так и решили, наши преподаватели, что они хотят учиться.
Ректор заметила, что тут нет конфликта интересов:
– Мы советовались с юристами. Они говорят: "Все на законных основаниях". Мы вообще работаем без нарушений. Мы без риска даже работаем. Наш университет входит в десятку лучших университетов, которые без рисков.
Хотя конфликт интересов налицо, резюмируют журналисты. Ведь руководители факультетов и заведующие кафедрами становятся студентами собственных подразделений, а их подчиненные — экзаменаторами. Даже при полной формальной корректности процедур такая модель подрывает доверие к академической добросовестности и равным условиям для всех поступающих.
Имитация обучения?
По словам доктора исторических наук, профессора Игоря Сердюка, к которому издание обратилось за комментарием, это выглядит как имитация обучения. Ведь когда ученый или преподаватель понимает, что для его развития или карьеры нужны новые знания и навыки, либо он хочет двигаться в какую-то новую для себя сферу, то может учиться на тренингах или курсах, на сертификатных образовательных программах и т.д. При этом, по мнению Сердюка, полный цикл обучения, чтобы получить диплом магистра, специалистам со стажем не нужен, потому что им не нужно повторно изучать методологии научных исследований, курсы философии, педагогику высшей школы, да еще и на низшем уровне. Если цель — действительно получить новые знания, а не диплом, то изучение одного-двух-трех основных курсов (ядра программы) будет гораздо рентабельнее.
Экс-замминистра образования и науки, образовательный аналитик, вице-президент по вопросам образования Киевской школы экономики Егор Стадный гораздо более категоричен.
— Это учебное заведение должно прекратить существование. Отдельных преподавателей и ученых нужно поддержать, а часть его подразделений, возможно, превратить в основу нескольких старших профильных школ, — убежден он.
В Министерстве образования подобную практику считают нонсенсом и признают, что массовое участие преподавателей университета во вступительной кампании теоретически могло влиять на конкурсные баллы других поступающих и движение рейтинговых списков. Однако доказать такое влияние, говорят там, практически невозможно. У Министерства нет инструментов для автоматического отслеживания, кто есть кто среди поступающих.
Между тем в реестре конкурсных предложений Полтавский педагогический университет занимает первое место по Полтавской области. При этом Минобразования, понимая, что это не соответствует действительности, не вмешивается в ситуацию, а правоохранительные органы не видят проблем из-за недостаточных сумм ущерба…
"Телеграф" безрезультатно пытался пообщаться на правах анонимности на эту тему с сотрудниками университета. "В СМИ подается все, мягко говоря, тенденциозно и ангажированно", — отметил лишь один из них.
Однако в обсуждениях публикации те, кто в теме, говорят, что это типичная практика для ЗВО, повсеместный лайфхак, чтобы выжить, ведь зарплаты преподавателей зависят от поступления средств за обучение. Поэтому многие вузы "погнали" своих сотрудников на переобучение в своих же магистратурах.
Это симптомы нездоровой системы, которая высасывает из бюджета миллионы гривен. Правительство должно было более внимательно подойти к непомерным расходам, которые не являются приоритетом во время войны.