Пока без должностей и зарплат. Почему буксует пилотный проект "Помощник ветерана"

Читати українською
Автор

Проект вызывает множество вопросов, но его продлили на год с большим бюджетом

Внедрение пилотного проекта "Помощник ветерана", на который в государственном бюджете на 2024 год предусмотрено 3,8 млрд. гривен, происходило не по плану. Большинство участников, прошедших обучение в прошлом году, не трудоустроены, а все нашедшие работу по новой специальности имеют другую запись в трудовой книжке.

Нововведения от Министерства по делам ветеранов критикуют и представители общественного совета. Именно поэтому "Телеграф" пообщался с людьми, которые хотят помогать воинам, возвращающимся в гражданскую жизнь.

Согласие от семьи и три недели на обучение

Проект внедрения института помощника ветерана — инициатива профильного министерства, родившаяся в 2023 году. Презентацию концепции провели в конце мая, а в середине июня постановлением Кабмина №652 утвердили механизм реализации. Документ предусматривал, что в десяти регионах при сервисных офисах будут работать специально обученные специалисты, которые помогут военным адаптироваться к гражданской жизни по возвращении с фронта. Для большего эффекта от такой работы планировалось привлекать самих ветеранов и членов их семей, а также родных павших на войне защитников или защитниц.

Министер по делам ветеранов Юлия Лапутина, объясняя суть должности, проводила аналогию с системой профессиональных ветеранских советников США. Также чиновница отмечала, что это не будет кабинетная работа. Помощник ветерана должен быть готов и встретить "коллегу" на вокзале, и помочь найти временное жилье, и посетить органы власти, чтобы оформить соответствующие документы и тому подобное.

В конце января 2024 года в Запорожье открыли очередной Центр ветеранского развития.

— Регистрация кандидатов на должность помощника ветерана через портал е-Ветеран стартовала летом, — рассказала "Телеграфу" Богдана Шевченко, запорожанка, которая уже более полутора лет живет с детьми во Львовской области. — Обязательным условием, если ты член семьи военного, нужно было получить его согласие. Мой муж в армии с 2014-го и поначалу скептически относился к моей идее. Я его убеждала, что полученные знания и опыт будут полезны и нам самим, потому что дадут понимание относительно положенной по закону помощи, алгоритмов оформления документов. Кроме того, это то, чем я и так занималась, потому что параллельно с работой журналистом в родном Запорожье помогала побратимам мужа, родным погибших и раненых земляков. В конце концов, он согласился на мои аргументы.

Далее Богдану и других кандидатов ждало трехнедельное обучение в Центре ветеранского развития, созданного на базе Национального университета "Львовская политехника". В других регионах, присоединившихся к пилотному проекту, также были выбраны высшие учебные заведения, при которых осваивали программу будущие помощники ветеранов. В Житомире это была местная политехника, в Николаеве – Черноморский национальный университет имени П.Могилы, а в Виннице – Национальный технический университет.

— Программа состояла из шести модулей, — уточнила Надежда Мордус — жительница Давыдовской ОТГ Львовской области, у которой добровольцами на фронт пошли и муж, и сын. — Наиболее важным для меня была психология и документооборот. Знаю по собственному опыту, что воинские части нужно подталкивать, чтобы получить какую-то информацию. Соответственно, нужно знать, что именно спрашивать и в какой форме. К примеру, бойцам, если они были травмированы на фронте, необходимо получить справку об обстоятельствах ранения.

Надежда Мордус имеет в семье двух защитников и хотела помогать другим ветеранам.

Не все ребята это знают и получают проблемы с выплатами. А мы должны разъяснить, что необходимо написать рапорт на командира подразделения, назначающего расследование, по результатам которого и выдают справку. Нюансов много и скажу, что и неформальное общение с другими участниками группы также имело большое значение для меня. Ибо кто-то или сам прошел этот путь, или сопровождал на нем отца, сына или мужа, — добавляет Надежда.

— Полезны психологические тренинги, на которых мы получили советы, проработали упражнения, навыки, которые помогут нам в общении и консультировании ветеранов, имеющих ПТСР, боевые травмы, семей защитников, в том числе погибших, — говорит Богдана. — И юридический блок обучения тоже был важен.

Из-за того, что законодательная база постоянно обновляется, стоило было проводить ежегодные курсы для помощников ветеранов, чтобы познакомить с изменениями. И единственный момент, который я бы исправила в программе, начала бы с того, что это за профессия помощник ветерана, которые он будет иметь обязанности, а уже потом переходила к темам, необходимым в работе. Потому что у нас чуть-чуть с ног на голову все вышло, — жалуется она.

Работу имеют единицы с выплатами не от государства

После получения сертификатов будущие помощники ветеранов надеялись быстро найти применение полученным знаниям и навыкам. Но этого не произошло, по крайней мере, во Львовской области.

— Перед тем, как идти учиться, я уволилась с работы (работала продавщицей, хотя и имею экономическое образование), потому что все происходило оффлайн и нам обещали трудоустройство, — говорит о своем опыте Надежда. — Но уже заканчивается четвертый месяц от нашего выпуска, но этого до сих пор не произошло. Давыдовская громада, где я живу, меня готова взять на работу. Но, к сожалению, отсутствует механизм, как меня оформить. Кроме того, не были предусмотрены денежные средства из госбюджета на заработную плату. Сейчас я волонтер, на общественных началах помогаю ребятам, но так долго продолжаться не может. Максимум еще жду до конца февраля, и если не будет перемен, буду искать другую работу.

Большинство выпускников учебной программы положили свои сертификаты на полку.

В свою очередь Богдана добавляет, что слушатели курса общаются между собой, и знают, что пока лишь несколько участников смогли получить рабочее место. Правда, их должность имеет другое название, потому что профессия "помощника ветерана" до сих пор не внесена в соответствующий классификатор.

— Официально я был трудоустроен в Славском поселковом совете 1 января 2024 года на должность социального работника, но с функциями помощника ветерана, — рассказал Олег Циздин, бывший военнослужащий, участвовавший в АТО/ООС, а в начале полномасштабной войны воевал в составе 80-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВСУ. — Но фактически (неофициально) начал работать сразу после выпуска при финансовой поддержке городских властей.

В нашей громаде 566 военнослужащих, то есть моя должность очень актуальна. Да, демобилизованных мало, но обращаются с разными бытовыми вопросами и семьи ребят. На днях звонил по телефону в Минветеранов, меня заверили, что в начале февраля уже должны быть утверждены все механизмы и по трудоустройству помощников ветеранов, и по оплате их труда из государственного бюджета, так что осталось еще немного подождать, — говорит бывший военный.

За счет местного бюджета покрывали расходы на зарплату помощникам ветерана в прошлом году и делают это и сейчас и в Виннице. Здесь работают 10 участников пилотного проекта и еще столько же проходят стажировку.

— Учеба на базе Винницкого национального техуниверситета проходила в две волны: в первой было 19 человек, во второй — 27, — сообщила заместитель начальника управления по делам ветеранов войны Департамента социальной и молодежной политики Винницкой ОГА Евгения Григорук. — По состоянию на сегодняшний день только разрабатывается государственный стандарт профессии "помощник ветерана", поэтому мы сначала выпускников устроили на должности консультантов, что разрешено соответствующим постановлением Кабмина. И потом перепрофилировали их в специалистов по сопровождению ветеранов и демобилизованных лиц — такая должность есть в классификаторе. Да, в Виннице зарплату выплачивали из местного бюджета. Сейчас ждем нормативно-правовые акты от Минветеранов, которые позволили бы запустить механизм оплаты труда помощников ветеранов за государственный счет.

В Винницкой области заработную плату помощникам ветерана платят из местного бюджета.

— Министерство нам обещало одно, но мы ничего так и не получили, — отметил Андрей Паляница — ветеран из Херсона, который получил тяжелое ранение на фронте еще в 2014-м, а впоследствии вернулся в ряды Нацгвардии на гражданский пост. В феврале 2024 года он выехал в Винницкую область, где впоследствии присоединился к учебе от Минветеранов. — Обидно и то, что по окончании действия пилотного проекта мы пытались через руководителя сервисного офиса по делам ветеранов пообщаться с представителями министерства. Потому что за время работы у нас накопились и вопросы, и предложения по поводу того, как все улучшить. Но пока обратной связи мы так и не получили.

Нужен ли ветерану помощник или нет?

31 декабря 2023 года действие пилотного проекта по внедрению института помощника ветерана закончилось. Но министр по делам ветеранов Юлия Лапутина неоднократно подчеркивала, что в 2024 году его распространят на всю Украину, и количество таких специалистов должно вырасти до 15 тысяч. Об этом говорилось на правительственном портале, где отмечалось: на институт помощника ветерана в государственном бюджете предусмотрено 3,8 млрд гривен. А на телемарафоне "Единые новости" чиновницв рассказала о высоком запросе на новую профессию.

"На 550 запланированных должностей помощников ветеранов в 10 пилотных регионах уже 840 кандидатов",отмечала чиновница. При этом она не упоминала никаких проблем в реализации.

Критике же эта инициатива была подвергнута со стороны Общественного совета, действующего при Минветеранов. Так, на брифинге в начале декабря Вера Литвиненко, потерявшая на войне сына и основавшая ГО семей погибших защитников Украины "Сердце наружу", назвала помощников ветеранов, к которым обращалась (без указания, где именно — Ред. ), "неподготовленными и некомпетентными".

Пока месседж о достойной встрече героев в тылу разбивается о недостатках государственной системы.

А глава Ассоциации предпринимателей-ветеранов, глава наблюдательного совета инвестиционного фонда, ветеран АТО и младший лейтенант Нацгвардии Украины Сергей Позняк отметил: набирают на эту должность очень достойных кандидатов, но они вряд ли могут быть эффективными при отсутствии качественной подготовки, действующих стандартов и системы оценки эффективности их работы.

"Это ложный путь. Потому что помощник ветерана — зачем? Затем, что существующие сервисы не могут удовлетворить потребностей ветерана, то есть нужен помощник, чтобы помогал сервисам нормально работать", — отметил ветеран.

Этот же тезис поддержал на публичной встрече с Юлией Лапутиной на 7-м украинском женском конгрессе адвокат и бывший военнослужащий Маси Найем, который получил тяжелое ранение на фронте, в результате которого потерял глаз.

"Дайте удобные сервисы, которые нужны ветеранам, а не помощника, который разбирается в неудобных сервисах. Извините, ветераны — не идиоты, они с мозгами, они воевали, защищали страну, а вы говорите "помощника дать", он сам может быть помощником ", — возмущался ветеран.

Собеседники "Телеграфа", которые уже прошли подготовку и начали работать, с такой мыслью также соглашаются лишь частично. Они признают: система работает не без погрешностей, но пока она будет отлажена, военные, возвращающиеся в гражданскую жизнь, должны иметь право на внимание и поддержку на разных уровнях.

— Система предоставления гарантий помощи ветеранам и членам их семей обширна, затрагивает многие органы центральной исполнительной власти и других учреждений, — отметила Евгения Григорук. — И на каждом этапе, начиная от воинских частей, может возникнуть проблема, которую не всегда можно решить на общем уровне, поэтому иногда приходится работать точечно, как посредникам.

Андрей Паляница в 2014-м после ранения имел проблемы с оформлением документов, теперь помогает с этим другим ветеранам.

— На смену системы пойдет не год и не два, а ребята нуждаются в помощи здесь и сейчас, — добавляет Андрей Паляница. — Иногда люди просто не умеют найти нужную информацию, а мы уже знаем, как поступать в тех или иных случаях, к кому обращаться. Не знаю, как в других городах, но в Виннице от городских властей нам дали карт-бланш, познакомили с руководителями всех подразделений и настроили, что нам должны способствовать. И ветераны к нам обращаются по вопросам прохождения реабилитации, оформления документов. А иногда даже только потому, что уверены, здесь их элементарно выслушают и не отмахнутся.

— Люди, которые подавались на участие программы, все высоко мотивированы, в теме, потому что у каждого есть собственный практический опыт в решении большинства вопросов, связанных с помощью ветеранам. Все реально были заинтересованы в том, чтобы научиться и использовать свои знания, — отмечает Богдана Шевченко. — И парадоксальная ситуация, что мы такой возможности лишены. Но надеемся, что в этом году кардинальные сдвиги произойдут и помощники ветеранов начнут работать так, как это планировалось.

Как сообщал "Телеграф", по результатам первого публичного отчета министера ветеранов Юлии Лапутиной представители ветеранского сообщества и семьи военных обратились к главе правительства с требованием уволить чиновницу с должности.