В Украине официально появился Военный омбудсмен: что изменится для защитников
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Теперь жалобы военнослужащих будут рассматриваться системно
17 сентября Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом долгожданный законопроект №13266 "О Военном омбудсмене". На следующий день, 18 сентября, документ подписал президент Владимир Зеленский. Таким образом, в Украине официально появился институт Военного омбудсмена, который будет заниматься правами военнослужащих, резервистов и их семей.
Напомним, "Телеграф" уже подробно объяснял, какие функции будет выполнять эта новая институция и почему её появление вызвало столько дискуссий. Теперь, после принятия закона, эти ожидания имеют шанс воплотиться в реальность.
Главное о изменениях
Речь идёт о том же законопроекте №13266, который был внесён президентом ещё в мае и получил статус неотложного. Это означало, что Верховная Рада должна была рассмотреть документ вне очереди и в приоритетном порядке.
Он предусматривает:
- Назначение омбудсмена президентом на срок пять лет (не более двух сроков подряд);
- Право проводить проверки в воинских частях и органах управления;
- Возможность реагировать на жалобы военнослужащих самостоятельно, не дожидаясь решений командования;
- Инициирование дисциплинарных или судебных производств против командиров, нарушающих права подчинённых;
- Ежегодный публичный отчёт о деятельности.
Основная задача омбудсмена — обеспечивать соблюдение прав военнослужащих, усиливать институциональную защиту прав в Вооружённых силах и военных формированиях, особенно в условиях военного положения.
Он уже работал, но теперь официально?
Фактически институт уже функционировал в "ручном режиме" с декабря 2024 года, когда глава государства подписал указ о назначении Ольги Решетиловой Уполномоченной президента Украины по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей.
Она ежедневно получала десятки обращений от военнослужащих. Только за первые полгода их было более 8 тысяч. Часть вопросов её команда обрабатывала и перенаправляла в компетентные структуры. По результатам обращений даже было открыто несколько уголовных дел.
"Сначала функционировала телефонная линия, но впоследствии мы отказались от неё и сделали один канал коммуникаций — официальную электронную почту. Если мы видели в обращении признаки уголовного правонарушения, то обращались в следственные органы. За первые полгода работы по результатам моих заявлений ГБР открыло три производства, а сколько расследований после моих обращений провела Военная служба правопорядка — я даже не считала", — говорила Ольга Решетилова "Телеграфу".
По словам чиновницы, многие жалобы невозможно было решить мгновенно, потому что они просто не входили в её компетенцию [на должности Уполномоченной по вопросам защиты военнослужащих]. Речь идёт о жалобах, касающихся награждения бойцов, обеспечения их оружием, поиска пропавших без вести и различных управленческих вопросов.
До принятия закона №13266 Решетилова работала с ограниченными возможностями: не могла самостоятельно инициировать проверки в воинских частях, имела лишь формальный доступ к подразделениям, а Генштаб ВСУ либо вовсе игнорировал её обращения, либо реагировал с большой задержкой.
Военный омбудсмен будет обладать кардинально иными полномочиями. Ему не придётся ждать, пока Генштаб, Минобороны или командование различных родов войск сами проведут служебное расследование. Омбудсмен сможет действовать самостоятельно, включая возможность привлекать командиров к ответственности через суд, если те будут игнорировать его рекомендации. Кроме того, закон позволяет создать полноценный офис со штатным составом специалистов различного профиля, а также право доступа к информации, в том числе с ограниченным доступом.
Но кто-то не был в восторге
Несмотря на неотложность, закон долгое время задерживался в парламенте. Лишь в июне 287 народных депутатов проголосовали за документ в первом чтении, а до второго он долго не доходил. Хотя обычно президентские инициативы, определённые как неотложные, принимаются сразу в целом.
Среди противников были нардеп Тарас Батенко из фракции "За будущее". Он считает, что закон создаст институциональное дублирование и может навредить нынешнему Уполномоченному по правам человека, а расходы на офис в 137 миллионов гривен слишком велики. А Сергей Соболев из "Батькивщины" утверждал, что законопроект вообще может быть признан неконституционным, поскольку президент не имеет полномочий единолично назначать омбудсмена.
"Это пиар-продукт президента, а не реальная защита прав военнослужащих", — говорила в разговоре с "Телеграфом" Иванна Климпуш-Цинцадзе из "Европейской солидарности". По её мнению, этот законопроект противоречит базовым принципам баланса властей.
"Создание и назначение дополнительного военного омбудсмена в дополнение к представителю Верховной Рады Украины, который уже обладает всеми этими полномочиями, — это просто нонсенс", — заявила она. По её мнению, в той редакции, которую предложил президент, омбудсмен не будет независимым и не сможет защищать тех, кто пострадал от решений даже Верховного главнокомандующего.
Климпуш-Цинцадзе уверена, что нужно развивать существующую институцию омбудсмена "как делают во всех других странах". Когда "Телеграф" спросил, может ли команда Дмитрия Лубинца обрабатывать дополнительно более 8 тысяч жалоб в год вместо создания нового офиса, депутатка ответила, что независимо от возможностей господина Лубинца, главное — создать эффективную структуру, которая реально будет защищать права военнослужащих. По её мнению, это лучший и самый сильный альтернативный формат.
А уже внутри этой системы, которая не сводится к одной личности, важно, чтобы были ветераны и военные, имеющие опыт боевых действий и понимающие, что происходит и на поле боя, и внутри системы Вооружённых сил и Сил обороны.
В то же время, по словам Ольги Решетиловой, которая может получить должность Военного омбудсмена, эти институции разные. И ключевое отличие заключается в том, что Уполномоченный ВРУ по правам человека не рассматривает дела, связанные со служебной деятельностью.
"Даже в ответах на жалобы военнослужащих Уполномоченный ВРУ указывает, что не решает вопросы, касающиеся военной службы. А Военный омбудсмен, наоборот, сосредоточен именно на преодолении проблемных вопросов, связанных с прохождением военной службы. У военнослужащих есть специальный правовой статус, ограничены их права и свободы, но до сих пор не было механизма защиты их прав", — говорит она.
Кроме того, она отмечает, что согласно законопроекту, военный омбудсмен подчиняется непосредственно Верховному Главнокомандующему и может лишь предлагать решения президенту напрямую, в том числе для рассмотрения на ставке.
Что дальше
На практике закон заработает после того, как будет официально назначен человек на должность Военного омбудсмена — это будет следующий шаг президента.
То есть сейчас существует только правовая рамка (институция создана на бумаге — ред.), но омбудсмен как должностное лицо ещё не назначен и не приступил к выполнению обязанностей.
"Телеграф" обратился к Ольге Решетиловой с просьбой дополнительно прокомментировать, чего она ожидает от принятия закона и когда могут быть реализованы изменения. Как только мы получим её ответы, мы их опубликуем.
Тем временем часть военнослужащих и семей пропавших без вести активно поддерживают Решетилову в соцсетях, надеясь, что именно она возглавит новую институцию.