Учителям – надежды, военным – обещания: Южанина разнесла проект Госбюджета в интервью "Телеграфу"
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 1466
Подготовка к выборам стартовала: нардеп рассказала о скрытых статьях сметы-2026
В середине сентября Кабмин внес в парламент проект Государственного бюджета на 2026 год. По словам чиновников и депутатов, главная смета страны предусматривает рост зарплат для бюджетников, а вот налоги для украинцев, наоборот, не будут повышаться.
Так ли это на самом деле? Продолжит ли Европа давать нам средства? Где в бюджете спрятана статья о выборах? Кому ждать повышения зарплат? На все эти вопросы в интервью "Телеграфу" ответила народная депутат Украины от фракции "ЕС", член комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
Бюджет-2026 нельзя назвать даже проектом: кто заплатит учителям?
– Нина Петровна, в сентябре в Раду был внесен проект бюджета на 2026 год . Звучит много критики в адрес этого документа. Она справедлива? Какие ваши профессиональные претензии к главной смете страны?
– Мне кажется, что даже проектом бюджета на 2026 год нельзя назвать этот документ. Это некий ориентировочный проект бюджета. Если на следующей пленарной неделе будем вносить изменения в государственный бюджет на этот год, то кардинально следует пересматривать проект бюджета на 2026 год.
– Почему?
– По меньшей мере 400, а то и больше, миллиардов (где-то до пол триллиона гривен) нужно добавлять на сектор безопасности и обороны. Это означает, что правительство будет искать, какие расходы нужно урезать и, собственно, где взять основное покрытие нового дефицита, новых расходов, которые нужно будет запланировать.
Я понимаю, что во время военного положения очень тяжело планировать. 2025 год планировали, уже не надеясь на завершение войны. Но ошибки допускали, зная, что сектор безопасности и обороны потребует гораздо больше. Почему сразу не подавали правильные цифры? Ибо нет источников покрытия. Все же в бюджете доходы и заимствования должны быть равны расходам. Если этого нет, то такой документ нельзя представлять на рассмотрение или утверждение.
Меня поражает, что, возможно, подавляющее число граждан все же думает, что во время военного положения и столь широкомасштабной войны можно жить обычной жизнью. Что, к примеру, бюджетная сфера может получать высокие зарплаты и нельзя сокращать заработные платы госслужащим. То есть зарплаты могут достигать 200-300 тысяч, полмиллиона гривен в месяц и это нормально. Это меня очень удручает. Во время военного положения так жить нельзя.
В последнюю минуту услышали заверения наших партнеров о том, что, возможно, будет предоставлен безвозвратный кредит под залог находящихся в ЕС арестованных российских активов. И мы уже видим, что источником покрытия изменений в бюджет на этот год являются именно такие средства – 6 миллиардов евро. Возможно, эта договоренность будет спроектирована и на 2026 год и найдется покрытие того дефицита, который мы должны увеличить за счет этих средств.
Бюджет – всегда сложная математика, потому что власти всегда хочется выглядеть в глазах людей лучше: раздать что-то, поднять свой рейтинг. Большинство во власти говорят, что не будет никаких выборов, это невозможно, но подготовка к выборам уже стартовала, и мы это видим в цифрах, предложенных в государственном бюджете.
– Например? Что имеете в виду?
– Прежде всего, что сразу бросается в глаза, это разговор вокруг педагогов. По сравнению с 2025 годом на образование увеличиваются расходы на 66,5 миллиарда гривен. 66,5 миллиарда! Конечно, индексация и так должна была происходить, но "новое" увеличение – 53,8 миллиарда. То есть львиная часть [увеличения расходов на образование], это повышение зарплат педработникам школ на 50%.
Но когда мы открываем раздел субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на оплату труда педагогических работников, то сумма субвенции в 2026 году запланирована на уровне 2025 года. То есть вопрос: а где же тогда взять, 53,8 миллиарда, чтобы выплатить их педагогическим работникам? У меня ответа нет. Я думаю, что это будет переложено на плечи местных бюджетов, но еще нужно подробно услышать это на заседании бюджетного комитета. Большое количество поправок (в бюджет более 3 тысяч — Ред. ) касалось именно того, где взять деньги. Если это не популизм, то где закон "Об образовании", предусматривающий, что педагогические работники должны получать не менее трех минимальных заработных плат. Это более реально. Но где же он? Он ведь не выполняется.
– А может случиться так, что в процессе рассмотрения бюджета повышение зарплат для педагогов если не отменят полностью, то значительно сократят?
– Больше всего возмутит людей, если так объявили, дали надежду, а потом или отменят, срежут или еще хуже: оставят, но не выплатят. Мы уже видели добавленную одну тысячу и две тысячи гривен (речь о Постановлении Кабмина, согласно которому с 1 января 2025 года была установлена ежемесячная доплата учителям, — Ред. ) На платформе "Европейской солидарности" мы проводили совещание с педагогами. Все люди говорили о том, как нечестно поступили с этими доплатами. Срезали определенные надбавки, добавили эту одну тысячу, у кого получилось на том же уровне, а у кого еще меньше. Но ведь эта информация не доходит почему-то наверх.
Военным заложено в новом бюджете меньше, чем в прошлом
– А как насчет увеличения зарплат военным? Вы видите это в проекте бюджета на 2026 год? Потому что расходы на сектор безопасности и обороны увеличены на 6,4% по сравнению с 2025 годом.
– Я задавала этот вопрос министру финансов, во время презентации проекта бюджета: почему денежное довольствие военных даже не индексируется? И это ведь не первый год. Посмотрим на цифры: расходы на сектор безопасности и обороны – 2 триллиона 805 миллиардов, где 200 миллиардов закреплены за Минфином как резервный фонд. И если мы проиндексируем расходы в этом году, без добавленных даже 325 миллиардов на индекс инфляции 9,9%, то эта сумма на 2026 будет меньше, чем в 2025 году без добавленных 325 миллиардов. Потому никакая индексация здесь не заложена.
Министр мне ответил тогда, что 30, 70, 100 тысяч (доплаты военным в зависимости от сложности боевых задач — Ред. ) это то, на чем мы остаемся. И ни слова не было сказано об увеличении денежного довольствия и его индексации. Мы же знаем, что индексируется пенсия, заработная плата государственного служащего в обязательном порядке (ибо выполняются нормы закона), а здесь не индексируется, потому что не предусмотрена индексация. Выступая на часе вопросов правительству, Свириденко сказала, что в проекте бюджета уже якобы предусмотрена индексация. Но она соврала. На самом деле, мы не можем вычленить у некоторых распорядителей отдельно фонд оплаты труда военнослужащих.
Вместо того чтобы предоставить эту информацию фракциям, хотя бы в закрытом режиме, я бы ответила на вопрос о повышении зарплат военным: "да" или "нет". Но этого нам не дают. Поэтому по общим цифрам я вижу, что расходов на сектор безопасности и обороны меньше. Вот и все. И не вижу никакой индексации. Ее там и в помине нет.
ЕС поможет? Поддержка Украины со стороны партнеров сильно изменилась
– О наполнении бюджета. Дефицит на следующий год закладывается на уровне 41,5 млрд долларов. Будем брать деньги у партнеров, здесь понятно. А с этим могут возникнуть трудности?
– В мировом масштабе, особенно в ЕС, поддержка Украины сейчас значительно отличается от того, что было. Нас гораздо больше стран понимают, прислушиваются и готовы помогать. Но при этом они знают кучу проблем, которые у нас существуют внутри страны, и не будут их затрагивать. Они не будут заставлять власть делать то, что нам нужно.
По доходной части бюджета: по сравнению с 2025 годом доходы увеличены на 446,8 миллиарда. Конечно, здесь есть увеличение НДФЛ и военного сбора, объяснимое проиндексированными зарплатами государственных служащих. А вот относительно НДС с ввезенных товаров на таможенную территорию и произведенных в Украине, то есть сомнения. В последний месяц Всемирный банк и другие учреждения дают снижение ожидаемых показателей на 2025 год. А еще в июле считалось, что эти характеристики могут быть выполнены.
Есть макропоказатели, от которых зависит составление проекта бюджета. Когда ты показываешь среднюю заработную плату, оценки которой, мне кажется, значительно повышены (30032 гривны), указываешь курс доллара 45,7, которого нет (в проекте бюджета именно такой курс, — Ред. ), то это повышает сразу поступление платежей при ввозе товаров. Поэтому счетная палата говорит о том, что вероятность увеличения дохода на такую сумму – маловероятно. А я, подавая поправки в бюджет, по некоторым показателям наоборот их повышаю. Почему? Потому что счетная палата боится брать на себя обязанность рассчитать поступления по подакцизным товарам. А это значительные поступления.
Что происходит у нас с подакцизными товарами? Растянули сроки повышения акцизного налога на табачные изделия. Хотя с 1 января 2025 года у нас должна была быть ставка налога, которая бы соответствовала европейской директиве. И это огромный резерв. Если кто-то говорит, что повышение акцизного налога на табачные изделия загоняет их еще больше в тень, то я не соглашаюсь. Тень зависит от того, как работает правоохранительная система. Если она в сговоре, "крышует" эту отрасль, то мы ничего не достигнем. Кроме того, акцизный налог на тысячу сигарет меньше установленного налоговым кодексом. В этом году должен применяться повышенный коэффициент к ставке. И сейчас в зале [Верховной Рады] делают все, чтобы этот повышенный коэффициент не применялся. И это будет означать, что у нас ставка акцизного налога на табачные изделия не растет, а наоборот уменьшается. Кому-то поставлена такая задача, чтобы табачная отрасль платила меньше, чем даже в 2025 году. То же с водочными изделиями: гоняются, вырезают оборудование, но снова и снова эти заводики возникают в новых местах. И все это потому, что розничная торговля совершенно не контролируется.
Сейчас нашумевшая проблема с электронными сигаретами с ароматизаторами. Запретили их продажу в Украине. Но теперь они продаются в разобранном состоянии: отдельно жидкость, отдельно еще какая-нибудь штучка. Собираются все составляющие и есть тот же продукт для курения. И все это происходит на виду всех правоохранительных органов. Потери же от запрета 9 миллиардов гривен в год (по ценам 2025 года).
То есть, нам есть над чем работать и даже наши партнеры, которые помогают, видят, сколько внутренних проблем у нас осталось.
– За время полномасштабного вторжения произошло так, что наш социальный блок и бюджетную сферу финансируют партнеры, а сектор безопасности и обороны – это наши собственные заработанные средства. Ваши коллеги по комитету говорят, что сейчас продолжаются переговоры с партнерами, чтобы за их средства можно было также финансировать и армию. Что вам известно об этих переговорах? ЕС на это согласится?
– Во-первых, в 2025 году дефицит пенсионного фонда полностью финансировало правительство США. И это были беспроцентные денежные средства. Планируемый на 2026 год трансферт пенсионному фонду составляет 251 миллиард гривен. Теперь этот 251 миллиард нужно взять из тех средств, которые нам дают "на все про все".
Но это "болезнь", когда нам финансируют социалку и бюджетный сектор, и мы должны полностью тратить все, что нам дают. Это привело к тому, что мы не научились рассчитывать и экономить. А там десятки миллиардов гривен, которые можно было бы сохранить. Что касается финансирования этими деньгами сектора безопасности и обороны. Яркий пример – что будет происходить в 2025 году. Если парламент проголосует за увеличение расходов сектора безопасности и обороны на 325 миллиардов гривен, то источник покрытия этих расходов – исключительно кредит под замороженные российские активы в 6 миллиардов евро. То есть, это уже уступки. Это как репарационные средства в будущем. Ну, так себе построили идеологию европейские партнеры. Но это не средства их налогоплательщиков. То есть, остается еще мнение о том, что если пойдут средства непосредственно из их бюджетов, то это будет означать, что они причастны к финансированию войны. Они ищут юридическую модель, как отойти от этого, и я думаю, что они ее найдут. Но пока эта модель с замороженными активами РФ, это уже хорошо. Конечно, есть отрицание некоторых стран и реализуется ли этот проект, я не знаю. Но вся работа, которая проводится на международном уровне и к которой причастны наши депутаты, все они говорят о том, что нужно проталкивать этот вопрос. Ибо мы без этих денег вообще не сможем существовать. Собственных средств не хватит на финансирование сектора безопасности и обороны. Как бы мы к этому ни стремились.
– Все так плохо?
– Бизнес пока не имеет таких экспортных возможностей, как прежде. Роста никакого не происходит, с кредитованием огромная проблема. НБУ, засев на ОВГЗ, совершенно не видит реального сектора экономики.