Надо жестче наказывать за СЗЧ: нардеп о "бусификации", взятках в ТЦК и зарплатах в ВСУ

Читати українською
Автор
8178
Мобилизация Новость обновлена 30 октября 2025, 11:59
Мобилизация. Фото Коллаж "Телеграфа"

Повесток может стать больше

Проблемные вопросы мобилизации поляризуют общество, а в соцсетях распространяются ролики "бусификации". Возможна ли в Украине мобилизация "здорового человека", или же в нынешних реалиях пополнять ряды ВСУ возможно только радикальными методами? Как выглядит теневой рынок немобилизации и что, наконец, будет с зарплатами тех, кто уже в армии? На все эти вопросы в интервью "Телеграфу" ответил нардеп от фракции "Слуга народа", член комитета ВР по нацбезопасности и обороне Руслан Горбенко.

Четыре уровня проблематики

Руслан, от депутатов постоянно раздаются идеи, как покончить с "бусификацией". Кто-то предлагает радикально повышать денежное довольствие военных, кто-то ввести новые льготы и т.д. Но пока все это не работает, ведь ни одна из таких идей так и не была реализована. Почему? Вы ведь на комитете общаетесь с Генштабом, военным руководством. Их просто все устраивает? Или не устраивает, но нет механизмов изменить ситуацию?

– Проблематика на фронте – недостаток личного состава. И здесь многоуровневая задача, не только для Генштаба и Главкома, но и вообще для всей страны.

Во-первых, у нас около 300 тысяч уголовных дел по дезертирству и СЗЧ. И тут вопрос к правоохранителям: что они делают с этими дезертирами и СЗЧ? Возвращаются ли эти люди, в каком количестве? На самом деле возвращаются и, вероятнее всего, число возвратившихся [из СЗЧ] перевалило за 50% от всего количества уголовных дел. Это хорошо. Но для того, чтобы в будущем такого не было, нужно точно внедрять законодательные изменения по наказанию.

– А именно? О каких изменениях вы говорите?

Мы видим, как враг наказывает. Враг расстреливает (тех, кто уходит из армии, — Ред. ) Если брать наших военных командиров, то они имеют волю и желание, чтобы… "взбодрить" немного тех людей, которые презирают армию и бегут из рядов ВСУ. Какие эти идеи? Арест счетов, арест имущества. Из правоохранительного комитета предлагали увеличить сроки наказания (в настоящее время, в условиях военного положения, за СЗЧ предусмотрено лишение свободы сроком от 5 до 10 лет, — Ред. ) предложений очень много. Надо садиться с Генштабом и решать за что будут голоса, а за что нет. Ведь в Раде есть сторонники "партии СЗЧ", а есть сторонники "партии победы", но ни у одной из этих групп нет большинства.

Второй уровень – ситуация справедливости. Условно полтора миллиона человек: чиновники, правоохранители, работники сектора безопасности, не участвующие в боевых действиях, они забронированы. Оборонно-промышленный комплекс. Также все рабочие забронированы. Есть такая критическая инфраструктура, которая также вправе бронировать 50% своих сотрудников. И здесь нужно разбираться: почему количество рабочих по некоторым предприятиям растет, а объем работ, услуг для ВПК, не увеличивается. И это пробел, где могут скрываться, условно уклоняться.

Третья составляющая проблематики – я лично предлагал законопроект о разрешении на выезд студентам, которые учатся за границей и имеют контракт с этими учебными заведениями. Поняли такие предложения по-другому. Разрешили всем ребятам до 22 лет уезжать. На экономику это уже оказывает влияние. У нас есть минус 5% рабочих рук. Это такая популистская ошибка нашего правительства. Этот вопрос важно было обсуждать с парламентом, Генштабом, военными, потому что они не понимают, как им сейчас предлагать рекрутинг 18-24, когда ребятам разрешают выезжать на клубнику в Польшу. А там зарплаты больше, чем у нас, поэтому денежным обеспечением этих контрактников мы прямо уж так заинтересовать не можем.

Четвертая составляющая – реформирование войска. У нас было создано много бригад, отдельных батальонов. Командный состав, роты снабжения, ремонтные роты, там наполненность 70-80%. А если взять пехотную роту, то там наполненность максимум 10–20%. То есть мы уже видим потенциал в самой армии, если будет перераспределение или объединение бригад. Почему, например, из двух бригад не сделать одну действительно боеспособную, которая будет наполнена как минимум на 90%. И военные могут самостоятельно решить эти вопросы.

Почему вообще формировались эти новые бригады? Потому что Запад обещал наполнить их техникой, но помощь на 45% в этом году уменьшилось. Танковых наступлений мы не предполагаем. Поэтому можно сделать такое политико-военное решение по объединению и повышению боеспособности бригад. Да, командирам это будет не интересно. Эффективный командир пойдет на повышение, а не эффективный…

Кроме того, очень важно поднять вопрос: а кто сейчас в ТЦК? Это ветераны. Окей. А почему растут роты охраны ТЦК? Они ветераны или нет? У них есть опыт ведения боевых действий, или нет?

Повышение зарплат военным – ищем деньги

– Сейчас идет бюджетный процесс. Видите ли вы в бюджете 2026 повышения зарплат военным? На это заложены деньги?

– В первом чтении бюджет на 2026 год проголосован. Там как раз была поправка, чтобы дать задачу правительству по увеличению денежного обеспечения сектора безопасности на будущий год. Увидим, сможет ли правительство найти средства ко второму чтению и из каких источников их брать.

– А действительно, из каких источников? Что правительство здесь сможет придумать?

– Мы видим уже прецедент, когда наши западные партнеры давали нам помощь в сумме 6 миллиардов евро, и эти деньги направлялись на выплату денежного довольствия до конца 2025 года. То есть с 2022 года наши партнеры отказывались финансировать армию, а сейчас они уже начали это делать. Поэтому если будут удачные переговоры, то источник будет.

Сейчас мы имеем минималку – 20 тысяч гривен. Понимаем, что ее нужно повысить как минимум до 30 тысяч. Минимум! Чтобы повысить на эти 10 тысяч, это нужно найти в бюджете на 2026 год 120 миллиардов гривен. Что для этого нужно? Есть предложение повысить пошлины на китайские и индийские товары. Это не ноу-хау. Просто берём пример США. Если мы повысим пошлины на 10-20%, это и будут дополнительные 120 миллиардов гривен поступлений, которые мы сможем направить на ВСУ.

"Черный" рынок немобилизации

– Ваш коллега по парламенту Дмитрий Разумков оценивал теневой рынок немобилизации, то есть взяток, в 100 миллиардов гривен в год . Такие расчеты близки к реальности?

– В 2024 году правоохранители проводили обыски и арестовали руководителей Бучанского и Бориспольского ТЦК. Какие взятки там нашли? 300 тысяч, миллион. У руководителя ТЦК Одесской области обнаружили 6 миллионов. Математически если сосчитать, то 136 районов, средние взятки были, условно, руководитель области – 6 миллионов, руководитель района – миллион. 136 районов, это 136 миллионов гривен, плюс 24 области – это 144 миллиона. Ну, это точно не 100 миллиардов. И это прошлые годы. Сейчас с полной ответственностью я могу сказать, что случаев взяточничества в ТЦК уменьшилось, как минимум, в 10 раз. Конечно, прайс поднялся, но бодикамеры оказали свое влияние. В 2025 году случаев, чтобы кто-то взял… я даже не слышал.

Повесток будет больше

– Возможно ли объединение "Резерв+" с налоговыми базами и реестрами избирателей? Это улучшит ситуацию с мобилизацией?

Повесток будут выписывать больше, ведь информация появится в полном объеме, особенно после регистрации ИНН. Поэтому я думаю, что у ТЦК будет полная база. Проблема другая – найти этих людей. Кто-то уехал за границу, кто-то забронирован, или почему получил инвалидность в 25 лет. Каждую ситуацию следует разбирать индивидуально.

Но мобилизация как шла, так и будет. Здесь нужно увеличивать численность состава ТЦК, а это следует делать благодаря демобилизованным. Кроме того, [демобилизованные] военные всегда спрашивают: почему они не могут быть полицейскими? Человек провоевал три года и хочет остаться работать в секторе безопасности и обороны, например, в МВД. А ребята [в структуре МВД], которые имеют бронь, пойдут [воевать]. И здесь есть предложения от депутатов и военных, чтобы в будущем на ответственные должности назначали участников боевых действий.