Главная угроза – не Покровск. Россияне готовят удар южнее и маскируются под гражданских
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В некоторых селах разрушено большинство укреплений
В последние недели появились сообщения о том, что российские войска используют новую тактику на Покровском и других направлениях. Они просачиваются в тыл малыми группами, используют термоизолирующие пончо для маскировки от дронов и переодеваются в гражданскую одежду.
Свидетельствует ли это об истощении штурмовых подразделений РФ, или это признак новой, более гибкой стратегии противника? Как такая тактика усложняет работу украинских защитников, и какие реальные угрозы она несет? Об этом, а также о том, почему ситуация на Александровском направлении сегодня значительно угрожает, чем на Покровском, "Телеграф" поговорил с Виктором Кевлюком, полковником запаса Вооруженных сил Украины с 35-летним опытом военной службы и экспертом Центра оборонных стратегий.
Россияне снова изменили стратегию
— Виктор, Покровское направление остается самой горячей точкой – там фиксируется до 59 боев в сутки. Представители бригад сообщают , что россияне в Покровске воюют в гражданской одежде, используют термоодеяла против тепловизоров, заезжают в город на мотоциклах. Может ли эта тактика дать врагу результат или это признак потери ими боеспособных штурмовых подразделений?
— Начнем с того, что Покровское направление сейчас не самое напряженное. Самая сложная ситуация – на Александровском направлении, расположенном южнее. Покровский стабильно второй.
Впрочем, количество столкновений – это достаточно сомнительный критерий для оценки интенсивности боевых действий. На одном направлении может произойти танковое сражение с участием тысячи танков, а на другом – две сотни мелких перестрелок с участием трех бойцов с каждой стороны. Где интенсивность выше? Этот вопрос остается открытым.
Переодевание российских военных в гражданскую одежду – это способ действий, применяемый врагом, в частности, на Купянском направлении. Этот метод не удивляет, поскольку враг действует одинаково коварно на любом участке фронта. Важно помнить, что такие действия являются прямыми нарушениями правил и обычаев войны и подлежат преследованию в уголовном суде.
Что касается термоизолирующих пончо – речь идет не о одеялах, а о накидках, похожих на безрукавные плащи. Они позволяют скрываться, прежде всего, от термальных камер беспилотников.
О чем это говорит? Противник применяет относительно новую тактику: проникает малыми группами – по одному, двое, максимум пятеро бойцов. Они обходят наши боевые порядки, ищут стыки и разрывы в обороне, накапливаются в определенных точках в нашем тылу, а после сигнала с тыла атакуют прежде подразделения, запускающие БПЛА, а также минометные батареи, работающие в ближайшем тактическом тылу.
Это никак не свидетельствует ни о деградации их штурмовых подразделений, ни о том, что противник "сломался" или "сдался". Это их новенькая тактика.
Таким образом они пытаются избегать фронтальных штурмов, подобных тем, что мы видели в Бахмуте, Авдеевке и других городах востока Украины. Противник понимает: если за каждый город платить 30-50 тысяч только убитых, никакой армии не хватит. Потому они ищут способы избежать таких потерь.
— Насколько тактика переодевания в гражданскую одежду усложняет работу украинских подразделений, особенно идентификации противника и принятия решений в режиме реального времени?
— Именно с этой целью противник переодевается в гражданскую одежду. Известны случаи, когда в гражданскую одежду переодевают женщин-военнослужащих и используют их в качестве логистов для доставки боеприпасов, воды и пищи на передний край – в штурмовые группы, которые уже просочились в наш тыл.
Противник преследует две цели. Первая – сугубо боевая: выполнить поставленную задачу, достигнув нужной точки или обеспечив логистически пробравшиеся вперед штурмовые группы. Вторая – информационно-психологическая. Если силы обороны вдруг откроют огонь, это создает информационный повод: "Украинские военные атакуют гражданских".
То есть ситуация для нас достаточно проигрышная при любом сценарии.
В 39-й бригаде РФ фиксируют массовое дезертирство под Покровском
— На Покровском направлении за сутки уничтожили 93 оккупанта, из них 60 безвозвратно. Об этом сообщил Генеральный штаб ВСУ в своде за 19 ноября. Это много или мало, учитывая интенсивность боев?
— Когда-то преподаватель теории вероятности в Национальном университете обороны говорил мне: один волос на голове — это относительно мало, но один волос в тарелке супа — это уже относительно много.Другими словами, все зависит от того, с чем сравнивать.
Группировка противника на территории Украины составляет около 600 000 человек. Девяносто три убитых это много или мало? Это доля процента меньше статистической погрешности.
Однако если наш взводный опорный пункт в каком-то городке уничтожил атакующую роту противника, это не просто "много". Это трагедия для командира батальона противника, ведущего наступление на этом направлении. Так что цифры сами по себе ничего не показывают — все зависит от того, с чем их сравнивать.
— Есть интересная информация об ухудшении положения российских войск и массовом дезертирстве в 39-й гвардейской бригаде. Может ли это указывать на истощение российских резервов в этом районе?
— Это тоже зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, от контингента, поступающего на пополнение бригады. Если это полудикие люди с низкой мотивацией – это одна история. Если же это упорные российские националисты, то они вряд ли будут бежать куда-то, ведь пришли убивать украинцев.
Второй показатель – общее состояние морали и морально-психологического обеспечения внутри воинской части. Если структурные подразделения, ответственные за поддержку дисциплины и морали, выполняют свою работу хорошо, показатели дезертирства там ниже. Там, где все оставлено на произвол судьбы, люди чувствуют себя более свободно, и кто-то решает идти собственным путем.
Это не показательно и не позволяет делать общие выводы о том, что противник истощается или плохо себя чувствует.
Контроль над Покровском поделен примерно поровну
— Какие ваши прогнозы на ближайшие недели? Сможем ли мы удержать Покровск, и что будет самым большим вызовом для наших сил на Донецком направлении?
— Я прежде избегал бы слова "мы", потому что мы с вами конкретно Покровск не удерживаем. Это делает 7-й корпус быстрого реагирования десантно-штурмовых войск и подчиненные ему воинские части.
События могут развиваться по нескольким сценариям. Есть правый фланг – Покровск, есть левый – Мирноград, а между ними расположен украинский плацдарм.
В Покровске силы обороны фактически зачистили северные окраины города от противника и всячески препятствуют врагу пересечь проходящую через город железнодорожную линию. Контроль над Покровском пока фактически поделен поровну.
В отдельных районах наши подразделения изолировали штурмовые группы противника и постепенно уничтожают их. В других возникают ситуации, когда украинские подразделения, ведущие оборону, оказываются окруженными со всех сторон. Поэтому сказать, в какую сторону сейчас склоняются весы, достаточно сложно.
Если силы обороны смогут удерживать маршруты поставки Покровского гарнизона, борьба может продолжаться еще долго.
Относительно Мирнограда – здесь также возможны разные варианты. Противник присутствует на южных окрестностях и пытается прорваться в город с востока, но ни там, ни там его действия не выглядят убедительными.
Если командование сил обороны, командование 7-го корпуса быстрого реагирования, примут решение отступить из Мирнограда, наши подразделения отойдут в район Доброполья. Это радикально изменит соотношение сил и средств именно там. Получив внезапное численное преимущество, Силы обороны будут контратаковать и противник может потерпеть довольно болезненное поражение.
То есть мы фактически обменяем утраченный Мирноград на укрепленное Доброполье (имеется в виду район, а не конкретный населенный пункт – ред .).
Какой вариант дальнейшего ведения оборонной операции выберет командующий украинскими силами в этом районе – информация закрыта. Мой прогноз таков: мы будем обороняться максимально долго, чтобы у Украины была более уверенная переговорная позиция при любых условиях и на любых площадках, а наши дипломаты могли опираться на устойчивость Вооруженных Сил именно в районе Покровска.
— Учитывая продолжительность боев за Покровск, как сейчас выглядит оперативная ценность этого района для обеих сторон? Изменились ли стратегические цели РФ в сторону Александровского направления?
— На Покровск наступает группировка войск "Центр", а на Александровском направлении, в частности на Гуляйполе, наступает группировка войск "Восток". Это разные группировки. У каждого есть свои задачи; они взаимодействуют только на стыке своих операционных зон, но зависят друг от друга минимально.
Что касается оперативной ценности Покровска: его потеря была бы оскорбительной и неприятной, но не смертельной. Для сил обороны это не означает ни краха всей обороны в Донецкой области, ни тем более стратегического поражения.
Для противника это, прежде всего, громкий информационный повод — возможность покричать об "освобождении" очередного города на Донбассе. Оперативного выигрыша они практически не получают. Логистические коммуникации силы обороны давно перестроили, и обеспечение города и Покровско-Мирноградского плацдарма уже осуществляется по другим маршрутам. Поэтому говорить о какой-то оперативной потере не приходится.
Впрочем, чем ближе противник продвигается к административной границе с Днепропетровской и Запорожской областями, тем сложнее становится дальнейшая оборона Вооруженных сил Украины на рубежах, обустроенных в более глубоком тылу.
"Удержать Гуляйполе станет вопросом недель"
— Насколько серьезны российские намерения расширить фронт на Александровском направлении? Что это означает для общей ситуации?
— Они там не расширяют фронт. Линия фронта в этом направлении сложилась еще в феврале 2022 года. Сейчас противник имеет оперативный успех, продвигаясь вдоль шоссе Донецк-Запорожье в направлении населенного пункта Покровское.
Для Сил обороны Покровское – это логистический хаб, через который поставляется гарнизон, обороняющий район Гуляйполя. Если противник выйдет к Покровскому и перережет шоссе Покровское – Гуляйполе, а это только вопрос ближайших недель, тогда Силам обороны придется покинуть Гуляйполе.
Таким образом враг сможет создать условия для дальнейшего развития наступления на Запорожье в ближайшие месяцы. Именно здесь и главная угроза всех его тактических достижений сегодня. К сожалению, Силы обороны не могут полностью остановить продвижение противника в Александровском направлении.
Мы каждый день видим на карте DeepState, что враг совершает рейды, например, на Новопавловку. Силы обороны вынуждены "тушить этот пожар". Противник продвигается дальше в направлении Гуляйполя, применяя авиацию и нанося десятки мощных ракетно-бомбовых ударов по нашим позициям ежедневно.
В некоторых населенных пунктах просто физически разрушены все оборонные сооружения, и украинские подразделения вынуждены отступать, потому что обороняться там физически негде. Поэтому ситуация на Александровском направлении выглядит значительно более угрожающей, ведь позволяет противнику выйти на последний оборонительный рубеж Сил обороны по реке Гайчур.