В фильме "Голда" показали, как может закончиться война в Украине (рецензия)
- Автор
- Дата публикации
- Автор
"Голда" стал фильмом надеждой для украинцев
В украинский прокат выходит фильм "Голда" посвященный "Войне Судного дня", когда на Израиль в 1973 году напали Египет и Сирия. Еще с момента появления в кинотеатрах трейлера к картине проявился повышенный интерес украинцев. Уж слишком много проявилось параллелей с нынешней войной в Украине. По жанру это не экшен, а драма в основе которой биография премьер-министра Израиля того времени Голды Меир.
Корреспондент "Телеграф" одним из первых посмотрел этот фильм и надо сказать, что ожидания оказались завышенными. Все-таки, не случайно картина не попала ни в одну из основных номинаций на "Оскар". Хотя этот фильм найдет отклик в душе украинцев, потому что практически каждый кто его посмотрит, будет переносить свои мечты о победе на события того времени и надеяться, что она уже совсем близко. Тем более, что наша нынешняя война выглядит во многом как калька с тех событий. Это и угроза быстрого захвата страны оккупантами, и упование на поддержку США, как гаранта безопасности, и отсутствие с их стороны желания это делать, потому что экономические последствия для Америки болезненны. В конце концов, попытки склонения к переговорам и прекращению огня, к которому руководство Израиля настойчиво подталкивает госсекретарь Штатов Генри Киссинджер. Напомним, он умер в прошлом году и в начале 2022 года призывал Украину поступиться частью своих территорий и сесть за стол переговоров с Россией.
Однако мы знаем наперед, что Израиль одержит в этой войне победу, поэтому и многие украинские зрители будут воспринимать этот фильм как сжатый во много раз сценарий нашей войны. Что бы у нас не происходило, в итоге все равно будет победа.
Но если оценивать фильм отстраненно, то понимаешь, что он не такой уж хороший. Будь у нас сейчас другая ситуация, вряд ли "Голда" вызвала бы большой ажиотаж. Ведь картина снималась не потому что война происходит сейчас у нас. Его фестивальные премьеры прошли в прошлом году и снимался он к пятидесятой годовщине победы Израиля в "Войне Судного Дня".
Хотя, с точки зрения посвящения он не так уж хорош. Дело в том, что большинство персонажей плоские. Все-таки это не документальный фильм, где требуется историческая точность и объемность персонажей не так уж важна. Здесь только два героя имеют хоть какую-то палитру эмоций — Голда Меир, которую сыграла измененная до неузнаваемости Хелен Миррен и министр обороны Израиля того времени Моше Даян. Его преображению режиссер Гай Наттив уделил особое внимание. Он показал, как профессионал и герой прошлых войн вдруг ломается. Как им овладевает паника и он теряет над собой контроль.
Главной героиней все равно остается Голда Меир. Ее характер и переживания режиссер показал достаточно ярко с помощью нескольких метафор и маленьких деталей. Известно, что гибель двух с половиной тысяч израильских военных премьер-министр восприняла как личную трагедию и испытала боль за каждую утрату. Чтобы показать это в фильме героиня постоянно достает блокнотик в котором делает пометки о том, сколько солдат погибло. Кроме этого режиссер неоднократно в картине повторяет одну и ту же сцену, когда Меир идет по длинному коридору и ей постоянно мерещатся трупы лежащие на полках морга. И каждый раз проходя по этому же пути она видит все больше и больше накрытых тел у которых на пальцах ног висят бирки.
От таких видений многие бы сошли с ума и Наттив показывает, что железная леди Израиля не такая уж и железная. В конце концов и с ней происходят нервные срывы. Только она этого никому не показывает.
Зато есть в ее истории некоторые детали, которые на время переключают с драматических событий на быт и очеловечивают этот персонаж. Самая яркая из них, это курение Меир. В каждом эпизоде она выкуривает одну, а то и две сигареты подряд. Даже лежа на больничной койке она курит. Голда все время со вкусом пускает клубы дома. Даже во время курса лечения она не может уменьшить дозу никотина. Как упоминается в различных биографиях она выкуривала в день по две пачки, то есть 40 сигарет в день. И если эта привычка превратилась в красную нить всего фильма, то вторая ее зависимость была упомянута лишь вскользь. Речь о том, что она пила по 20 чашек кофе в день. Никто не уточняет его крепость, но с такими двумя привычками удивительно, что у нее хватило сил и здоровья дожить до 80 лет.
Несмотря на яркие метафоры и интересные детали сам сюжет картины выглядит довольно плоским. Автор фильма скорее пересказал страничку Wikipedia посвященную "Войне Судного Дня" и не сделал эту историю объемной. Мы не увидели характеры других ключевых участников этих событий. Наттив попытался лишь одним и тем же приемом надавить на эмоции зрителя, когда в эфире появляются голоса израильских солдат на передовой. Они кричат, просят поддержки, информируют о гибели командиров. Однако и тут без особого креатива. Прием не новый и в случае с этим фильмом быстро привыкаешь, а поэтому и перестаешь сопереживать этим людям. Учитывая, что во многих странах люди отрешаются от нашей войны и живут своей жизнью им нужно давать гораздо более веские аргументы, чтобы они пошли смотреть картину о войне. У "Голды" таких доводов, чтобы заманить зрителя на свой сеанс, практически нет. Поэтому на международных киносайтах вроде iMDb или Rotten Tomatoes довольно низкие оценки критиков, а на "Оскаре" попадание лишь во второстепенные номинации "Лучшие макияж и прическа".