10 фактов из жизни Голды Меир. Как киевлянка стала железной леди Израиля

Читати українською
Автор
1643
Коллеги называли Голду Меир "единственным мужчиной в правительстве" Новость обновлена 25 января 2024, 21:18
Коллеги называли Голду Меир "единственным мужчиной в правительстве". Фото Getty Images

Неожиданные факты из биографии Голды Меир

В украинский прокат 25 января выходит биографический фильма "Голда" о первой женщине премьер-министре Израиля Голде Меир. В Украине к этой картине особый интерес. Во-первых, здесь описываются события войны Ссудного Дня и они во многом схожи с войной, которая происходит сейчас в Украине. Хотя не стоит сравнивать нынешние войны у нас и в Израиле. Во-вторых, она наша землячка, уроженка Киева.

"Телеграф" собрал самые интересные факты из жизни Меир. Оказалось, что достаточно большой период своей жизни она прожила в нищете и бороться ей приходилось за свое будущее не только в глобальном смысле этого слова.

Родилась и жила в центре в Киеве

Родители Голды — плотник Моше-Ицхак Мабович и его жена Блюма Найдич — переехали в Киев из Пинска в начале 1890-х годов. Они поселились возле Бессарабского рынка на улице Бассенйая, 5-а. Хотя в те времена это были просто торговые ряды и крытого здания не было. Да и дом, на самом деле был не тот. Об этом говорят киевские экскурсоводы. По их словам это распространенное заблуждение, будто семья Голды Меир жила в том доме, на котором сейчас расположены мемориальная доска и бронзовый бюст. Этот дом действительно уже стоял там в те времена и квартиры сдавались постояльцам. Вот только семья обычного плотника не могла поселиться в таком доме — такие квартиры этой семье были не по карману. На самом деле они поселились в невзрачном двухэтажном доме, который находился во дворе и на первом этаже ее отец обустроили мастерскую. Но до наших дней он не сохранился. Здесь в 1898 году родилась Голда.

Однако расти ей пришлось в нищете. Сама Меир в своих воспоминаниях говорила о том, что очень скоро отцу пришлось закрыть столярную мастерскую, потому что заказов становилось все меньше и меньше.

В итоге, В 1903 году семья вернулась в Пинск, но и там ее отец не нашел работу. Отправился в Соединенные Штаты, а через три года, заработав денег, вызвал жену с детьми.

Пережила погромы

Голда всю жизнь помнила о еврейских погромах, которые ей пришлось пережить. В своих мемуарах она вс поминает о том как однажды, она играла с подругой на улице города Пинска, пьяный крестьянин схватил двух девочек и стукнул их головами.

"Вот что мы сделаем с евреями", — смеялся он.

А через несколько недель, когда Голда со своими друзьями строили из грязи замки на тропинке, мимо верхом ехал казацкий отряд. Вместо того, чтобы объехать девочек или убрать их с дороги, всадники, перепрыгивая их, кричали: "Смерть жидам!".

Создала первое объединение еще в начальной школе

Организаторские способности Голды стали проявляться уже в детстве. Например, когда она училась в четвертом классе она вместе с подругой создала объединение "Американское общество юных сестер". Они собирали деньги на учебники для нуждающихся детей. Для этого они выступали с речами перед взрослыми и упорство Голды настолько поражало их, что они вносили пожертвования.

Сбежала от родителей

Закончив первую ступень местной школы в Милуоки, где жила вся ее семья, Голда решила дальше учиться в Денвере. Только на это ей не хватало денег, а родители были против переезда. Ее мать считала, что дочь должна устроиться клерком где-то в центре города, а потом выйти замуж. И важнее последнего пункта в представлении матери просто не могло быть.

"Ты можешь стать очень толковой хозяйкой. Но никогда не станешь очень умной женщиной", — говорила Голде мать.

Из открытых источников
1919. Голда Меир на конкурсе в «Поалей Цион» (Рабочие Сиона)

Поэтому четырнадцатилетняя девочка стала работать учительницей английского языка для новых эмигрантов, зарабатывая по 10 центов в час.

В конце концов она смогла уехать, оставив родителям записку с просьбой не беспокоиться о ней.

Муж не хотел в Палестину

Голда Меир могла вообще не попасть в Палестину, поскольку ее муж был против этого переезда и ему больше нравилась Америка. Инициатором очередной эмиграции стала сама Голда и к этому ее сподвигло много разных факторов.

Так сложились обстоятельство, что в доме ее родителей останавливались два гостя, которые, впоследствии, оказали на нее очень большое влияние. Это Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви. Через три десятилетия первый объявит Декларацию Независимости Израиля и станет его первым премьер-министром, а Бен-Цви — вторым президентом.

Из открытых источников
1918. Голда Меир с мужем Моррисом Майерсоном

В те годы в Америке был подъем популярности суфражизма и Голда заинтересовалась политикой и даже вступила в еврейскую рабочую партию "Poale Zion" (Рабочих Сиона). С этого момента она начала собирать деньги на поездку и уже в 1921 году вместе с мужем, сестрой и ее двумя детьми отплыла в Палестину.

Опять нищета

Переехав в Иерусалим жизнь не стала легче. Семья Голды и Морриса жила в нищете. В начале они поселились в кибуце, но муж заболел малярией и они вынуждены были его покинуть. Они поселились в маленьком домике из двух комнат без отопления. Вскоре родилось двое детей — сын и дочь. Чтобы иметь хоть какие-то средства для существования, Голда брала домой чужое белье и стирала его в тазу, нагревая воду на улице.

Из открытых источников
1921. Голда Меир в кибуце Мерхавия

Запечатлели на деньгах

Летом 1948 года Голда получила должность первого посла Израиля в Советском Союзе. Его она занимала около одного года. Когда Меир приехала в Москву, то посетила местную синагогу, где ее встретила восторженная толпа евреев. Момент данной встречи запечатлен на израильских купюрах номиналом 10 000 шекелей (10 новых шекелей).

Когда был образован Израиль государство еще не имело никакого бюджета. Вопрос вызвалась решить Голда. Для этого она отправилась в США на переговоры с богатыми евреями. Поездка оказалась более чем успешной. В результате этих переговоров ей удалось собрать более 50 миллионов долларов.

Разрушила свою семью ради политики

Несмотря на то, что муж Голды часто уступал ей и старался делать все, чтобы сохранить семью, она все равно не сильно это ценила. Тем более, что когда они переехали в Израиль дети были уже взрослые — сыну Менахему 26 лет и дочке Саре — 22 года. Ее больше интересовала политика. Ради этого. по приказу Бен-Гуриона ей пришлось отказаться от фамилии мужа Меерсон и взять ту по которой мы ее все знаем — Меир. В итоге это стало причиной развода. Хотя официально они этого не сделали. Только после его смерти Меир сказала, что чувствует свою вину перед ним. Она все свое время уделяла построению карьеры. Хотя, по отзывам ее близкого окружения она была скорее не карьеристкой, а одержимой.

Мужчина, а не женщина

О ее характере коллеги говорили так: "Голда — единственный мужчина в правительстве". Ее действительно отличали от многих уверенность и неприхотливость. Например, несмотря на то, что работая на посту министра труда Меир реализовала жилищный госпроект в рамках которого построили тридцать тысяч домов. При этом сама жила в однокомнатной квартире на чердаке.

Сама ушла с поста премьер-министра

Премьер-министром она проработала пять лет. Учитывая ее популярность и авторитет Меир могла бы оставаться на этом посту гораздо дольше. Однако она сама сложила полномочия, потому считала, что и по ее вине в войне Ссудного Дня погибли израильтяне — более 2,5 тысяч человек. Начало этой войны в октябре 1973-го она восприняла как личную трагедию. Просчет израильской разведки, которая не распознала подготовку египетско-сирийского вторжения, премьер посчитала не упущением генералов, а своей виной — не смогла обеспечить безопасность своих граждан.

Парламент просил ее остаться.

"Мое решение окончательное. Пожалуйста, не старайтесь уговаривать, чтобы я его изменила, не ищите аргументов — они не помогут", — предупредила она в прощальной речи 10 апреля 1974-го.