Убийство Аллы Горской: как КГБ расправился с украинской художницей
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Похороны художницы превратились в акцию протеста
55 лет назад советская власть совершила одно из самых зловещих преступлений против украинской культуры: 28 ноября 1970 года была убита художница Алла Горская. Она была не просто художницей "монументального" направления, наследовавшей украинское народное искусство и авангард двадцатых. Но еще и активной участницей правозащитного движения, что делало искусство Аллы Горской опасным не только для власти, но и для нее самой. Сегодня "Телеграф" вспоминает эту страшную страницу нашей истории.
Странное преступление
Аллу Горскую нашли убитой в доме свекра Ивана Зарецкого в Василькове. Ей было всего сорок. Рано утром Алла поехала к Ивану Антоновичу за швейной машинкой "Зингер" — и уже не вернулась. На следующий день ее муж, известный художник Виктор Зарецкий (среди его учеников знеменитые художники Ада Рыбачук и Арсен Савадов), обеспокоенный, едет к отцу в Васильков.
Это был обычный для киевских пригородов одноэтажный дом с садиком. На стук никто не отвечает, дом заперт, а милиция отказывается взломать двери. Попасть внутрь удается только 30 ноября. Тело художницы обнаружил в подвале участковый уже после того, как они обошли в Виктором весь дом и никого не нашли, ни Аллы, ни Ивана Антоновича. Женщине раскроили голову чем-то тяжелым, по материалам следствия — топором или молотком.
А 29 ноября у железнодорожной станции "Фастов-2", расположенной в 35 километрах от Василькова, прямо на путях обнаружили обезглавленное тело Ивана Зарецкого. Как ни странно, очки старика, без которых он не покидал дома, остались на его столе в Василькове. По версии Киевской областной прокуратуры, которой никто из окружения художницы не поверил с самого начала, Иван Зарецкий "на почве неприязни" убил свою невестку, а потом покончил жизнь самоубийством.
Обвиняется КГБ
Почему близкие семьи не поверили в версию прокуратуры — кроме изначального недоверия к советской власти? Ивану Антоновичу было под семьдесят, накануне он пережил инфаркт (полвека назад такой диагноз был пойти приговором) и передвигался при помощи тросточки. Пожилому и, мягко говоря, физически не совсем здоровому человеку было не под силу нанести такой сильный, точный и явно профессионаный удар. Не говоря уже о том, чтобы самостоятельно втиснуть согнутое тело женщины в узкий небольшой погреб. Вспомним также про забытые дома очки.
Кроме того, в биографических материалах о Викторе Зарецком говорится, что его отец скептически относился к советской власти, слушал, как тогда говорили, "вражеские голоса" — как называли западные радиостанции "Радио Свобода", "Голос Америки", "Свободная Еропа" и другие, которые вещали на СССР и Восточную Европу. "Голоса" рассказывали о том, что не писали советские газеты. Что тоже делает его удобной мишенью для советской спецслужбы.
Говорили о том, что тело старика нашли в таком положении, что версия самоубийства была явным фейком. И, конечно же, оба этих преступления приписывали зловещему и всесильному КГБ. В окружении Виктора Зарецкого все были уверены в невиновности его отца. Либо Иван Зарецкий был убит как лишний свидетель, либо мог быть вовлечен в убийство Горской под давлением, а потом ликвидирован. 2 декабря Виктора Зарецкого арестовали, допрашивали, но через несколько суток отпустили. Официальное следствие было закрыто уже через полтора месяца.
Сама Алла Горская накануне убийства находилась под плотным надзором КГБ: ее квартиру прослушивали, за ней следили на улицах, постоянно вызывали на допросы на Владимирскую. Сын художников, искусствовед Олесь Зарецкий прямо обвинял в убийстве матери КГБ и ЦК КПСС. Диссиденты называли это убийство политическим.
Дело в том, что Алла Горская активно занималась правозащитной деятельностью в СССР, которая жестко преследовалась властями: правозащитников сажали, доводя в нечеловеческих условиях содержания до смерти, как поэта Василя Стуса (в новейшей истории можно вспомнить судьбу российского оппозиционера Алексея Навального), высылали из страны. Наконец, физически устраняли, как Аллу Горскую в Киеве или феминистку и поэтессу Кари Унксову в Ленинграде.
Похороны превратились в демонстрацию
У КГБ были серьезные мотивы не любить художницу. Горская вместе с поэтами Василем Симоненко и Лесем Танюком обнаружила массовые захоронения расстрелянных в 1937–1941 годах в Быкивнянском лесу и направила официальное обращение в Киевский горсовет (так называемый "Мемориал №2"). В Быкивне закончился земной путь целого созвездия современных классиков: художника Михайла Бойчука, писателя и поэта Майка Йогансена, поэта-футуриста Михайля Семенка. И многих других репрессированных украинцев, от рабочих до священников. По разнам подсчетам, в Быкивне находится от 20 до 100 тысяч тайных захоронений.
И это не читая поддержки семей политзаключенных и писем дорогому Леониду Ильичу Брежневу против политических процессов над представителями украинской творческой интеллагенции.
Аллу Горскую похоронили 7 декабря 1970 года на Берковецком кладбище в Киеве. Хотя
внучка Ивана Франко Зиновия добилась разрешения похоронить художницу на Байковом кладбище 4 декабря, в последний момент власти все переиграли, чтобы не позволить превратить прощание с Аллой Горской в политическую демонстрацию. Поэтому кладбище было оцеплено КГБ и милицией. Но похороны убитой КГБ художницы все равно собрали несколько сотен людей. С прощальным словом выступили философ Евгений Сверстюк, правозащитники Иван Гель и Олесь Сергиенко. Василь Стус с портретом Горской в руках прочитал стихотворение памяти художницы "Ярі, душе!". Вскоре их всех арестовали. Таким образом прощание с Аллой Горской стало одной из ключевых событий украинского диссидентского движения.
Ранее "Телеграф" рассказал, как писатель-самурай Юкио Мисима пытался поднять в Японии военный путч, а потом совершил ритуальное самоубийство.