Новая тактика "тысячи порезов": в Генштабе объяснили, действительно ли РФ удается прорвать оборону на Днепропетровщине

Читати українською
Автор
Новость обновлена 27 сентября 2025, 14:33

Главнокомандующий ВСУ рассказал о реальной картине на фронте

В последние дни в социальных сетях и телеграмм-каналах активно распространяется информация о том, что Россия начала масштабное наступление на Днепропетровщину. Журналисты "Телеграфа" решили выяснить все детали и посетили встречу, организованную официальными представителями Генерального штаба ВСУ.

Противник действительно перешел к новой тактике и пытается применять ее на границе с Днепропетровской областью. Однако насколько эта тактика успешна для россиян – совсем другой вопрос.

Какова ситуация на ключевых направлениях, переходит ли война в "тупик", как развивается новая контрнаступательная операция и другие подробности, о которых сообщил Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский — читайте дальше в материале.

Провал весенне-летней кампании заставил врага искать новые пути наступления

По словам Главнокомандующего ВСУ Александра Сырского, общая ситуация на фронте "остается сложной". Противник действительно продолжает наступать на основных направлениях, в частности, Покровском и Добропольском.

Напряженной остается ситуация и в Лиманском и Новопавловском направлениях. В других районах боевые действия менее интенсивны. В общем, ситуация находится под контролем наших сил.

С начала лета враг начал применять новую тактику, которую в Генштабе называют "тактикой тысячи порезов". Она появилась после провала российских планов весенне-летней кампании.

"Противник планировал к лету добиться успеха на основных направлениях наступления — продвинуться вперёд, взять под контроль и к началу осени создать "буферную зону" в Харьковской и Сумской областях, захватить Покровскую агломерацию, выйти на границы Донецкой области, захватить ряд территорий в Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областях", — объясняет Сирский.

Впрочем, россиянам приходилось снова и снова откладывать свои планы "благодаря умелым действиям наших воинов, грамотным и продуманным действиям командиров". Можно сказать, что весенняя и летняя кампания россиян фактически сорваны.

Успешна ли тактика "тысячи порезов"

Как объяснил Александр Сырский, новая российская тактика состоит в одновременных атаках малых штурмовых групп по широкому фронту. "Эти группы состоят всего из 4-6 наступающих военнослужащих, используя рельеф местности, овраги и посадки", — говорит он.

За его словами, главная задача этих групп — "глубже проникнуть на нашу территорию". После этого они выходят, накапливаются и снова прорываются, чтобы атаковать объекты в глубине: парализовать логистику и ротацию войск и уничтожить запасы. Таким образом, россияне пытаются захватить территорию, даже не привлекая большие силы.

"Иногда эта тактика срабатывает, иногда нет, все зависит от того, как ее оценивать", — отметил Главнокомандующий в комментарии журналистке "Телеграфа". Однако именно такая ситуация сложилась на Добропольском направлении. Для реализации своей тактики враг привлек 8-ю и 51-ю общевойсковую армию, а также 68-й армейский корпус.

Ситуация на границе с Днепропетровщиной

Что касается Днепропетровской области, то речь идет о Новопавловском направлении, "где сходятся административные границы трех областей — Запорожская, Донецкая и Днепропетровская", объясняет Главнокомандующий.

"Противник и здесь пытается, используя тактику "тысячи порезов", продвинуться вглубь территории. Цель только одна: декларировать свое присутствие, воткнуть свой флаг в какое-то здание в населенном пункте ", — говорит он.

При этом Сырский подчеркивает, что ситуация там действительно динамичная. Территории велики, а плотность войск недостаточна с обеих сторон. Хотя россиян там больше, их сил и ресурсов недостаточно для проведения масштабного наступления.

Об отсутствии масштабного наступления окупантов на Днепропетровщине "Телеграфу" дополнительно подтвердил спикер ОСУВ "Днепр" Алексей Бельский. По его словам, враг опрокидывает основные подкрепления на Покровско-Мирноградскую агломерацию, ведь есть задача захватить ее до конца осени. Речь идет прежде всего о Добропольском и Покровском направлениях.

Как отмечает Александр Сырский, ранее россияне опрокидывали подразделения морской пехоты из Сумского на Новопавловское направление, пытаясь прорвать украинскую оборону и продвинуться в Запорожскую или Днепропетровскую области. Однако действия ВСУ сорвали эти попытки, и "вся морская пехота россиян сейчас увязла в боях на Добропольском направлении".

ВСУ проводят новую операцию и враг уже попал в ловушку

Предвидя развитие событий, украинское командование разработало план противодействия новой российской тактике. "План заключался в том, чтобы рассечь группировку врага по барьерному рубежу — реке Казенный Торец ", — рассказывает Сырский. Результат оказался эффективным. Те подразделения врага, которые продвинулись в глубину, оказались в своеобразном "мешке".

Добропольское направление на карте DeepState

"Одновременно мы закрыли этот рубеж действиями наших подразделений Десантно-штурмовых войск на встречных направлениях с севера и юга. Враг оказался в ловушке. Сейчас фактически происходит его уничтожение", — говорит Главнокомандующий.

ВСУ нанесли удар, опередив противника примерно на неделю. Именно после этих успешных действий на Добропольском направлении окупанты частично отказались от своего активного наступления на Новопавловском направлении (то есть на Днепропетровщине) и перебросили морскую пехоту на Добропольское направление. Сейчас эти части понесли потери и не имеют успеха.

Он отметил, что сегодняшняя ситуация на фронте чем-то похожа на операцию в Курской области в прошлом году. Тогда это было наступление, сейчас контрнаступление, однако эффект от действий примерно одинаков.

"Наша операция на Добропольском направлении началась 21 августа, и за это время мы уничтожили около 2800 российских военных ", — делится с "Телеграфом" Главнокомандующий ВСУ.

Фото: Главное управление коммуникаций ВС Украины

В общей сложности на Добропольском направлении ежедневно погибают более 200 вражеских бойцов, поэтому противник был вынужден передислоцировать большие резервы, в том числе морскую пехоту в составе четырех бригад и одного полка.

Детальнее об операции Главнокомандующий не рассказывает, ведь она еще не завершена. В то же время командование имеет ясное видение о том, как его продолжить и как усилить эффективность действий.

Сырский (не) согласен с мнением, что война переходит в "тупик"

Интересно, что посол Украины в Великобритании и бывший главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный считает, что война перешла в позиционный тупик, похожий на Первую мировую войну. Впервые он высказал это мнение еще в ноябре 2023 года в интервью американскому изданию The Economist и впоследствии неоднократно его повторял.

Однако, как говорит в комментарии "Телеграфу" Александр Сырский, он с этой оценкой совершенно не согласен. По его словам, сначала мы проводили наступательные действия на Харьковском направлении, затем на Курском, где активно применяли современные технологии. Сейчас мы ведем контрнаступление на Добропольском направлении, хотя наших ресурсов здесь меньше, чем было на Курском.

"Мы не планируем вести "позиционную войну" в стиле Первой мировой. Если ограничимся только обороной, мы не освободим ни одной нашей территории. Поэтому с утверждением, что война переходит в "тупик", я не согласен абсолютно. Я продолжу придерживаться тактики активных действий и таким образом удерживать инициативу", — заявил Сырский.

По его словам, в среднем ежедневно на фронте происходит от 160 до 190 боевых столкновений. И примерно 15-20 штурмовых действий с нашей стороны. То есть ВСУ продолжают тактику активных контрнаступательных действий и активной обороны. Это позволяет нам, во-первых, не отдавать инициативу врагу. А также маневрировать силами и средствами, сосредотачивая основные усилия на проблемных направлениях.

Фото: Главное управление коммуникаций ВС Украины

В то же время, по его мнению, нам банально не хватает резервов. Ситуация усложняется еще и из-за той же новой тактики противника.

"Противник пытается растянуть и расширить фронт. Сейчас он уже растянут примерно на 200 километров по сравнению с прошлым годом. Активный фронт имеет протяжённость почти 1250 км. Кроме того, у нас есть ещё 2400 км, где боевых действий не ведётся, но там мы также должны держать наши войска", — говорит он.

По его словам, такие вызовы вынудили Вооружённые Силы перейти к действиям мобильными группами. Поэтому, как отмечает Главнокомандующий, было принято решение создать отдельную структуру, которая будет дополнять десантно-штурмовые войска.

Почему бы не совместить новые отдельные штурмовые войска и ДШВ

Напомним, в сентябре 2025 года президент Владимир Зеленский сообщил о решении создать штурмовые войска в составе Вооружённых Сил Украины. Однако это сразу вызвало множество вопросов и дискуссий. Свою реакцию выразило даже командование Десантно-штурмовых войск.

Многие не понимают логику такого шага: почему не объединить штурмовые и десантно-штурмовые войска в единую структуру? Почему выбран именно такой путь развития и реорганизации Вооружённых Сил?

Главнокомандующий Сырский объяснил, что впервые штурмовые подразделения были использованы в наступательной операции ещё год назад. Речь идёт о 33-м и 225-м штурмовых батальонах в Курской области. Тогда они первыми вошли на территорию противника и прорвали его оборону на границе.

"Они показали свою эффективность в плане мобильных действий и опережения противника. И эта успешность была подтверждена соотношением потерь врага и наших потерь. У противника они в разы больше, чем у нас", — отметил он.

Позднее, по словам главнокомандующего, на Покровском направлении очень эффективно проявил себя 425-й штурмовой батальон. После детального изучения их опыта было принято решение масштабировать подобные подразделения. "На данный момент у нас уже есть несколько штурмовых полков и ряд отдельных батальонов, которые подтверждают свою эффективность буквально на всех участках фронта", — объяснил Сырский.

"В настоящее время мы имеем уже несколько штурмовых полков и ряд отдельных батальонов, подтверждающих свою эффективность буквально на всех участках фронта", — объясняет Сырский.

По его словам, десантно-штурмовые войска — это элитная пехота, способная вести как наступательные, так и оборонительные операции, а также выполнять глубокие рейдовые задачи. Обычно их задействуют на ключевых участках фронта, где противник концентрирует свои основные силы. ДШВ оснащены современной техникой и вооружением и имеют собственные рубежи обороны.

В свою очередь штурмовые части — это подразделения быстрого реагирования. Их главная черта — мобильность. По словам Главнокомандующего, они также оснащены самым современным вооружением ВСУ, но не закреплены за постоянными участками фронта — их отправляют туда, где наиболее сложно.

"То есть, если ситуация ухудшается, штурмовой батальон или рота выдвигаются, проводят зачистку, поддерживают подразделения, которые несут потери или не могут удержать оборону, и совершают контрнаступательные действия. В этом их главное отличие", — объясняет Александр Сырский.

Об их популярности свидетельствует, что каждый комбриг или командир корпуса просит на помощь штурмовые подразделения, особенно там, где действительно происходят активные боевые действия. Кроме того, как отмечает Сырский, многие из их командиров имеют звание Герой Украины – высшее звание. Подавляющая часть военнослужащих награждена государственными наградами, ведомственными наградами.

"Смешивать десантно-штурмовые войска и штурмовые войска нельзя по нескольким причинам. Во‑первых, они выполняют разные задачи. Из‑за специфики их задач штурмовые подразделения постоянно находятся под моим контролем. Их нужно пополнять, готовить по специальной программе к следующим штурмовым действиям и постоянно обеспечивать современной техникой", — рассказывает Сирский.

Все новое, что появляется в ВСУ, одновременно внедряется в штурмовых и десантно-штурмовых войсках — мы не ставим их в противоречие по обеспечению. К тому же противник идет тем же путем: в его структуре создано отдельное командование штурмовых подразделений, действующее в рамках операции на нашей территории.

ВСУ освободили и зачистили большую территорию, несмотря на рост обстрелов врага

По последней информации Генштаба, украинские военные отвоевали 168 кв. км территории и зачистили еще около 182 кв. км.

"Освобождённая территория — это та, которая находилась под контролем противника. А "зачищенная" — территория, куда проникли диверсионные группы врага, но которую он окончательно не взял под контроль. То есть в целом примерно 360 квадратных километров на сегодняшний день были освобождены и зачищены от врага. И этот процесс продолжается", — сообщил Сирский.

Также стало известно, что в настоящее время враг применяет примерно вдвое больше артиллерийских снарядов. Но ВСУ компенсируют это за счет точности ударов, ведения разведки и поражения наиболее важных объектов противника.

Программа DeepStrike и противодействие "шахедам"

Главнокомандующий отдельно отметил успехи программы DeepStrike – дальних ударов по российской территории. "Лишь за неполные два месяца поражено 85 важных объектов на территории врага. Из них 33 являются военными целями: базы, склады, арсеналы, аэродромы, авиация на стоянках. Еще 52 – это объекты военно-промышленного комплекса", — сказал он.

Что касается защиты от российских дронов-камикадзе, то здесь также внедряются инновационные решения. В частности, создается новый род войск в Воздушных силах – беспилотные системы противовоздушной обороны.

"Имею в виду дроны-перехватчики отечественного и иностранного производства, которые уничтожают "шахеды" с высокой эффективностью – 70% и больше", – заключает Сырский. Также высокую эффективность показывают боевые вертолеты, которые "иногда сбивают до 40% дронов на своих участках".