Одесса – лакомый кусок для россиян. Нардеп Безгин о Лысаке, реформах и болезненных вопросах бюджета

Читати українською
Автор
821
Виталий Безгин объясняет: военные администрации создают при необходимости и в соответствии с законом. Фото Коллаж "Телеграфа" Новость обновлена 17 октября 2025, 11:44
Виталий Безгин объясняет: военные администрации создают при необходимости и в соответствии с законом. Фото Коллаж "Телеграфа"

Европейские партнеры не дадут вернуться к централизации, а местное самоуправление укрепилось

Насколько эффективной будет одновременная работа в Одессе городского совета и недавно созданной военной администрации? Можно ли это, а также надзор за решениями ОМС со стороны государства, считать "наступлением на местное самоуправление"? Почему невозможно возвращение к централизации? Что будет означать введение макрорегионов для рядовых украинцев?

На эти вопросы в блицинтервью "Телеграфу" ответил депутат ВР Украины, глава подкомитета по вопросам административно-территориального устройства и местного самоуправления Виталий Безгин.

Ключевые тезисы:

  • Военные и гражданские администрации могут работать параллельно
  • Одесса остается "лакомым куском для россиян", там есть пророссийские элиты
  • Западные партнеры Украины не допустят сворачивания реформы децентрализации

Решение о создании Одесской ГВА обосновано и соответствует закону

– Накануне стало известно, что обязанности городского головы Одессы будет исполнять секретарь горсовета Игорь Коваль и одновременно вступил в полномочия глава недавно созданной городской военной администрации Сергей Лысак. По вашему мнению, эффективна ли эта модель параллельного управления двух структур?

- У нас есть громады, на территории которых находятся атомные электростанции – Ровенская и Хмельницкая, где параллельно с городским советом существует военная администрация этого населенного пункта. Понятно, что это объекты повышенных рисков и опасностей, поэтому такие случаи есть. На мой взгляд, такой формат не проблема, эти органы могут спокойно функционировать параллельно и это полностью вписывается в законодательство.

– В случае с Одессой, если бы не ситуация с гражданством Труханова, существовала ли настоятельная необходимость создания ГВА?

– Первое, если мы говорим о процедуре. Я для всех СМИ подчеркиваю: согласно закону "О правовом режиме военного положения", президент имеет полномочия ввести военную администрацию где угодно, но не руководствуясь эмоциями или мнениями гражданского общества. А если есть соответствующее представление Генштаба или областной военной администрации. Это процедурный момент. То есть, если у президента есть соответствующие данные, то у него есть полномочия для такого решения.

А является ли Одесса с точки зрения стратегических рисков важным и таким лакомым куском для россиян? Безусловно, является. Есть ли в Одессе отдельные представители местных элиты, которые, скажем так, до сих пор продвигают пророссийские нарративы? К большому сожалению, да. И, наверное, это и отличает ее от других областных центров Юга, где, в принципе, сейчас нет с этим никаких вопросов. Таким образом, я думаю, что решение обосновано и, опять же, все полномочия на это в соответствии с законом были.

- Насколько, по вашему мнению, уместно было назначать человека на должность начальника Одесской городской администрации не из Одессы? Ведь, очевидно, Лысаку понадобится время, чтобы сориентироваться в местных реалиях.

- Господин Лысак, несмотря на то, что не местный, он силовик – бывший представитель Службы безопасности Украины. Я думаю, что человек с таким кадровым происхождением точно понимает, как следует в кризисные моменты войны, в частности, управлять территориями.

Децентрализацию не свернуть — ни местное самоуправление, ни партнеры не дадут

– Что можете ответить на заявления о том, что введение военной администрации в Одессе – это очередное наступление на местное самоуправление, возвращение к централизации, узурпация власти?

- Эти упреки не новы. И у меня простой вопрос: "Мы живем в правовом государстве или не в правовом государстве?" Если мы живем в правовом государстве и опираемся на нормы закона, вопрос следующий: "Мы соблюдаем нормы закона или нет?" Это первое. И в этом случае процедура закона соблюдена на сто процентов.

Второе. Городская избранная власть в виде городского совета работает? Работает. Никто же не говорит о ее ликвидации. Более того, полномочия городского совета не перебираются начальником городской администрации без решения Верховной Рады. Потому я проблемы в принципе не вижу.

Относительно притеснений. С 2019 года я слышу о притеснениях местного самоуправления. При этом кто-то забывает, что именно в 2020 году при нынешней власти были созданы все громады. Были закреплены изменения в Бюджетный кодекс. Все громады получили гораздо больший финансовый ресурс, чем они имели. То есть это, знаете ли, такая исключительно политическая риторика. Причем она звучит от людей, которые к децентрализации не имеют никакого отношения. Если углубляться в прошлое, децентрализацией занималось правительство Гройсмана, а блокировала ее реализацию тогдашняя администрация президента. Если уж честно называть вещи своими именами.

- То есть сейчас Украина остается на принципах децентрализации и возвращения в другую сторону не будет?

– Это невозможно! И тому есть несколько причин. Первое, потому что местное самоуправление укрепилось за годы децентрализации, которой сегодня уже 11 лет.

Второе, это то, что любая власть все равно будет следовать этим принципам. Потому что Украине эта модель управления подходит, мне кажется, ментально, прежде всего, со времен Запорожской Сечи.

Третье, если даже кто-нибудь в Украине захочет свернуть децентрализацию, европейские партнеры, на чьем финансовом содержании мы фактически функционируем, никогда не дадут этого сделать. Ибо для них это приоритетное направление.

Выделение макрорегионов не предполагает ликвидацию органов власти, как и создание новых

- Как оцениваете проект бюджета 2026 именно в контекст поддержки местного самоуправления? Какие плюсы и минусы можете выделить?

- Плюс-минус бюджет оставляет нас в тех же рамках, которые есть в текущем, 2025 году. Уже третий год подряд видим попытку уменьшить на 4% долю налога на доходы физических лиц, поступающих в бюджеты местных советов со стороны Минфина. Это предложение дважды проваливалось – при рассмотрении бюджета 2024 и 2025 годов. Убежден, что это случится и в этом году. По крайней мере, надеюсь эту позицию — оставить НДФЛ на уровне 64% — отстоять сегодня на бюджетном комитете. Ведь, независимо от политической принадлежности народных депутатов, парламент стоит на позиции местного самоуправления. Это действительно такая единственная сейчас ключевая дискуссия, которая ведется в этом направлении.

Есть еще болезненный вопрос разницы в тарифах. Но, давайте честно, мы его системно не сможем сейчас решить. Когда страна в войне и население не становится богаче, перейти на рыночные тарифы – это очень общественно взрывная история. Никто на это не пойдет, ни центральные, ни местные органы власти.

– В конце 2024 года мы с вами говорили о разработке "Концепции реформы местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине". На каком этапе подготовка документа и как его оценили в Совете Европы?

– Концепция имеет хорошую оценку со стороны Совета Европы. Министерство развития громад и территорий подготовило документ, презентовало его международным партнерам и провело три раунда кустовых консультаций на востоке, западе и юге страны. Дальше дело за правительственным решением об утверждении Концепции. Думаю, в ближайшее время оно будет принято.

- Напомните о ключевых изменениях, предусмотренных настоящей Концепцией.

– Она адаптирует нас к двум вещам. Первое – ускоренного процесса евроинтеграции. В принципе, и базовая концепция основывалась на этих принципах, но мы понимаем, что темпы изменений требуют большей включенности местного самоуправления, в частности, в международное сотрудничество.

Второе – Концепция учитывает уже последствия полномасштабной войны, то есть то обстоятельство, что у нас есть разрывы в развитии между условно безопасными территориями и зонами боевых действий. В связи с этим выделены четыре макрорегиона безопасности, в зависимости от уровня поражения критической и социальной инфраструктуры. То есть, документ более адаптирован к тем реалиям, с которыми мы столкнулись после 2022 года.

- В одном из сообщений на Facebook вы упоминали, что до конца года будут определены девять макрорегионов. Так сколько все-таки их будет? И что это значит для управленцев – предусмотрена ли ликвидация органов власти, сокращение работников? И что изменится для граждан?

- Это разные измерения – безопасность и статистические макрорегионы. В последнем случае речь идет о количестве – 9. Мы подгоняем нашу статистику, в том числе муниципальную, под стандарты Европейского Союза. Но это никак не влияет на органы управления. Все областные советы, государственные администрации продолжат работу. Никто их не ликвидирует. На макрорегиональном уровне также никакие дополнительные органы государственного управления образовываться не будут.

Другая история – это макрорегионы безопасности, их четыре, выделение которых так же не предполагают создания государственных органов. Но в дальнейшем они будут предусматривать, например, льготные условия кредитования и подобные вещи. Это будет в основном касаться территорий приграничных и прифронтовых, потому что там нужно стимулировать хоть какую-то деловую активность. Особенно учитывая те обстоятельства, что в значительной степени бизнес релоцировался в безопасные регионы, соответственно, налоговых поступлений стало существенно меньше.

– То есть и не произойдет изменений границ областей?

– Нет. Это совершенно разный уровень.

На госслужбу будут брать по конкурсу, а за решениям ОМС будет присматривать государство

– В прошлогоднем интервью вы проговаривали, что обновленная Концепция реформирования местного самоуправления даст больше финансовой независимости и свободы. Как с этим коррелируется законопроект №14048 о надзоре за законностью решений органов местного самоуправления?

- Этот законопроект наша третья попытка выполнить, в частности, наши евроинтеграционные обязательства по поводу надзора. Ситуация очень проста и ясна. Мы единственная страна в Европе, не имеющая законодательного механизма реагирования со стороны государства на потенциально незаконные, неконституционные акты органов местного самоуправления. Этот законопроект в очень мягкой форме предлагает ввести эту норму, выполнить один из индикаторов Плана Украины в рамках Ukraine Facility, получить 30 млрд гривен в государственный бюджет. Мы уже просрочили все обязательства, они должны были быть выполнены еще в марте этого года.

- И сейчас готовится еще одно законодательное изменение ( законопроект 13478-1 ) – возобновление конкурсов на госслужбу, какой эффект это будет иметь? Улучшит ли это качественный состав управленцев?

- Это тоже наше обязательство, мы просто возвращаемся к той системе, которая у нас работала до полномасштабной войны. Всем стало ясно, что в начале вторжения невозможно было применять эту процедуру. Но война длится довольно долго, поэтому нужно снова применять эту норму. Если мы говорим о топчиновниках, конкурсные процедуры на эти должности возобновятся с 1 июня 2026 года. Для должностей низшего уровня это будет происходить поэтапно с июля и сентября.

Однозначно конкурсы сделают процедуру отбора более прозрачной. Повлияет ли это на качественный состав существенно? Я сейчас скептически на это смотрю, потому что у нас большое количество граждан уехало из страны, в том числе это кадровый потенциал.

– И финальный вопрос, о каких еще нововведениях в местном самоуправлении нужно знать украинцам? К чему готовиться в следующем году?

– 2026 покажет.