Два сгоревших автомобиля привели к удару по империи Васадзе: счета заблокированы, идет суд

Читати українською
Автор

Истцы требуют компенсации, у сервисной компании собственная версия инцидента

Печерский районный суд Киева 27 ноября арестовал свыше 30 банковских счетов принадлежащего бизнесмену Тариэлу Васадзе ООО "Украинская автомобильная корпорация" ("УкрАвто") в пределах цены судебного иска. Причина – один из филиалов компании провел ненадлежащим образом ТО автомобиля клиента, в результате чего он сгорел, а вместе с ним и еще один автомобиль. Пострадавшие обратились в суд. "Телеграф" решил рассказать о подробностях этого дела, напомнить, кто такой Васадзе и что известно о его бизнесах сегодня.

Как из-за подчиненных Васадзе сгорели чужие авто, а те ушли "в отказ"

Как видно из фабулы судебного решения, события разворачивались следующим образом. Осенью 2024 года ООО "ЕВРОТРАНСГРУП" отдало свой автомобиль GEELY ATLAS PRO на плановое техническое обслуживание в "УКРАВТО БЛИЦ" — дилерскую и сервисную компанию, являющуюся филиалом ООО "УкрАвто". Филиал выполнил работы ненадлежащим образом, и в результате авто загорелось.

"Телеграф" позвонил в "Евротрансгруп" с просьбой о комментарии, и с редакцией связался представитель руководства компании. Он рассказал, что автомобиль загорелся после того, как его забрали после ТО, на парковке дома, когда стоял рядом с другими автомобилями.

"Я сразу же набрал директора филиала ("УКРАВТО БЛИЦ".Ред.) после того, как это все произошло. Но человек никак не прореагировал. Тогда уже мы возбудили уголовное производство, провели экспертизу", — пояснил в комментарии представитель "Евротрансгруп".

По словам представителя "Евротрансгруп", экспертиза в рамках уголовного производства показала, что мастер, проводя ТО, не закрутил шланг бензонасоса.

В результате из него всю ночь вытекал бензин. И на следующий день, когда водитель пытался завести авто, оно вспыхнуло. Рядом стоял другой автомобиль, Nissan X-Trail, принадлежавший частному лицу. В результате оба автомобиля сгорели дотла. Еще чудо, что не пострадал водитель GEELY и другие люди, которые могли находиться поблизости.

Модели сгоревших автомобилей: GEELY ATLAS PRO, стоимость нового от 850 тыс. грн, и Nissan X-Trail, стоимость нового — от 1,5 млн грн

По версии пострадавших, несмотря на наличие экспертизы относительно вины сервисной компании, филиал "УкрАвто" целый год "тянул резину" насчет компенсации ущерба. Поэтому владельцы в начале ноября 2025 года подали заявление об обеспечении иска.

В обосновании истцы отмечали: ответчик всячески пытается избежать ответственности. И такая ситуация может свидетельствовать о реальной угрозе невыполнения "УкрАвто" будущего судебного решения об уплате средств за сгоревшие машины.

"Истцы предполагают, что имеющееся у ответчика имущество, в том числе денежные средства, размещенные на его счетах, может быть отчуждено/переведено им в пользу третьих лиц во избежание исполнения судебного решения по данному делу", — говорится в тексте судебного определения.

Поэтому суд постановил арестовать средства на 33 банковских счетах "УкрАвто" в пределах цены иска.

"Принять меры обеспечения иска до вступления в законную силу решения по делу по иску ОСОБА_1, общества с ограниченной ответственностью "ЕВРОТРАНСГРУП" к обществу с ограниченной ответственностью "Украинская автомобильная корпорация", третье лицо: филиал "УКРАВТО БЛИЦ" общества с ограниченной ответственностью "Украинская автомобильная корпорация" о взыскании материального и морального ущерба, путем наложение ареста на денежные средства общества с ограниченной ответственностью "Украинская автомобильная корпорация", размещенные на его банковских счетах, в пределах цены иска (5963426,96 грн) и возможных судебных издержек в размере 200000,00 грн…" — говорится, в частности, в решении суда.

У компании "УкрАвто", к которой редакция также обратилась за комментарием, естественно, собственная версия. Там настаивают, что не виноваты в возгорании автомобиля (публикуем ответ компании полностью).

Политический "попрыгунчик", который то развивал, то ли "похоронил" отечественный автопром

Тариэл Васадзе, который, по данным системы YouControl, является единоличным владельцем "УкрАвто", компании-должника по упомянутому выше делу, уже давно был значительной фигурой не только в бизнесе, но и в политике. Но сегодня упоминаний о нем в политическом контексте почти не найти. Возможно, он просто не хочет "светиться" после предыдущей довольно пестрой политической карьеры.

Политическая карьера Васадзе:

  • Бывший депутат: Блок "За Единую Украину", БЮТ, Партия регионов;
  • Голосовал за диктаторские законы 16 января 2014 года;
  • В 2014 году окончательно выбыл из активной политики, не пройдя в Раду с политсилой Тигипко.

Когда-то он активно сотрудничал с властными политическими силами. В 2002 году был советником тогдашнего премьер-министра Анатолия Кинаха, и в том же году прошел в парламент от прокучмовского блока "За единую Украину". А с 2006 года уже активно поддерживал Юлию Тимошенко, пройдя в парламент в списках БЮТ.

В 2010 году Васадзе был изгнан из парламентской фракции БЮТ за поддержку налоговых инициатив Януковича. И уже на новых выборах 2012 года он получил проходное 36-е место в списке Партии регионов. Васадзе был среди голосовавших за диктаторские законы 16 января. А в 2014 году пытался пройти в Верховную Раду по списку "Сильной Украины" Сергея Тигипко, но на этот раз в парламент не попал.

Что касается бизнес-карьеры Васадзе, то она полностью связана с автомобилями. Еще в советское время он работал на инженерных и руководящих должностях на автотранспортных предприятиях республиканского уровня. После обретения Украиной независимости он стал президентом ОАО "Украинская автомобильная корпорация" ("УкрАвто") — компании, которая имела разветвленную сеть сервисных центров по всей Украине. Со временем Васадзе полностью взял под контроль "УкрАвто".

Хозяин украинского Детройта

Как в свое время Детройт в США считался столицей автостроения, так в Украине этот титул гордо носило Запорожье, в первую очередь из-за работы в городе Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). Постсоветская история завода была довольно непростой, сначала его судьбой занималось само государство, пытаясь привлечь инвесторов (все помнят, как на завод пришли корейцы), а с 1999 года государственной долей ЗАЗ (тогда уже "АвтоЗАЗ-Деу") поручили руководить "УкрАвто". И уже в 2002 году после проведения довольно сомнительного, как писали СМИ, конкурса (в ходе которого цена была снижена вдвое) "УкрАвто" приобрел эту долю за 54 миллиона.

Некоторое время дела у завода шли неплохо – статистика свидетельствует, что, например, в 2007 году завод произвел рекордные для отечественного рынка 282 тысячи авто (прежде всего Daewoo Lanos). Но такой "расцвет" оказался не слишком долгим – уже в 2009 году производство упало до 45 тыс., а после 2014 года завод скатился до производства только 4 тыс. авто. Следующие годы на заводе вообще производилось несколько сотен автомобилей.

Такую ситуацию связывают в том числе и с окончанием протекционизма, который Васадзе из-за своих связей в политической среде регулярно протягивал на уровне правительственных решений. Самое показательное – заградительные пошлины на импортные авто с объемом двигателя свыше 1000 и 1500 см³ и так называемый утилизационный сбор, введенные правительством Азарова в 2013 году. Уже в 2014 году, когда эти меры были отменены, ЗАЗ фактически "впал в кому". А в 2018 году относительно ЗАЗ было открыто дело о банкротстве из-за серьезных долгов (более 3 млрд грн), с которыми он не мог рассчитаться. Была введена процедура санации. Впрочем, в 2019 году суд утвердил мировое соглашение ЗАЗ с кредиторами.

Что сейчас с бизнесами Васадзе

Несмотря на проблемы на ЗАЗ, дела у Васадзе преимущественно всегда шли неплохо. Он регулярно попадал в рейтинги самых богатых украинцев с состоянием от нескольких сотен миллионов до даже 5 млрд долларов. В 2021 году украинский "Форбс" оценивал состояние Васадзе в $135 млн, что обеспечило ему 88-е место среди самых богатых украинцев.

Если раньше, во время активного продвижения продукции ЗАЗ Васадзе был жестким противником импортных авто, то сегодня наоборот – основой его бизнеса как раз является импорт. Так, именно Васадзе на 54,99% принадлежит украинская компания "АвтоКапитал", которая является официальным импортером Mercedes-Benz в Украине.

Forbes Украина (2021):

  • Капитал — $135 млн;
  • 88-е место среди самых богатых украинцев;
  • Васадзе — владелец 54,99% компании "АвтоКапитал" — официального импортера Mercedes-Benz в Украине.

ООО "УкрАвто Груп":

  • Уставный капитал — 468 млн грн;
  • Ребрендинг в 2023–2024 годах;
  • Крупнейшая сеть автосалонов, сервисов и продаж запчастей.

В группу входит страховая компания:

  • "Экспресс Страхование" — в ТОП-5 страховщиков Украины в 2024 году.

На протяжении многих лет "УкрАвто" считалась одной из самых мощных автомобильных групп страны с дилерской сетью, логистикой, сервисом, импортом, лизингом, страхованием. Несмотря на войну, бизнес продолжил работать.

Поэтому ситуация со сгоревшими авто и неуплатой компенсации по меньшей мере удивляет. Для компании такого масштаба рисковать репутацией и финансами кажется непоследовательным.

Впрочем, похоже, что подобные случаи с сервисами "УкрАвто" не так уж и редки. В Едином госреестре судебных решений, например, есть упоминание, как владельцу КИА NIRO, приобретенного в "УкрАвто", компания отказала в гарантии после возникновения трещины на стекле, хотя она образовалась без какого-либо внешнего вмешательства. А если проанализировать отзывы о компании в Интернете, можно заметить, как люди жалуются: компания во время ремонта может нанести ущерб оборудованию, а компенсировать его отказывается. Жалуются люди также и на отказ исполнения гарантийных обязанностей.

Редакция намерена следить за развитием событий и информировать читателей, как будет разворачиваться история с сожженными авто. Не переключайтесь.