Отчаяние Путина: каким 2025 год стал для фронта и что изменится в войне в 2026-м

Читати українською
Автор
Новость обновлена 02 января 2026, 18:56

В 2026 году враг в основном будет вести войну именно пехотой

Сегодняшняя карта боевых действий и география "бавовны" в глубоком тылу врага выглядят совсем не так, как можно было вообразить еще год назад. Каким был 2025 год для фронта? Действительно ли Кремль возвращается к тактике войн столетней давности? И чего ждать в 2026 году?

Об этом "Телеграф" пообщался с военным обозревателем группы "Информационное сопротивление" Александром Коваленко.

Прошлый год — один из самых тяжелых для Украины с начала войны

— 2025 год стал этапом изнурительной войны с минимальными тактическими прорывами. Россия сосредоточилась на захвате территорий в Донецкой области, оккупировав около 4200 кв. км территории Украины. Как вы оцениваете итоги этого года для Украины и России с точки зрения стратегической ситуации?

— На самом деле этот год был достаточно сложным. По уровню сложности он стал вторым после 2022 года. Самым трудным, безусловно, был именно 2022 год, когда началось полномасштабное вторжение. В прошлом году мы потеряли больше территорий, чем в 2024 году.

В то же время, за этот период мы фактически смогли четко определить наши основные линии обороны и главные направления ударов российских оккупантов. В большинстве случаев и на большинстве локаций эти удары не принесли результата. Те задачи, которые россияне ставили перед собой, они не выполнили.

Если говорить условно, то россияне достигли примерно 10% от планируемого. По состоянию на сегодняшний день они должны выйти на уровень оккупации Покровска, Мирнограда, Константиновки, Лимана, Купянска, Боровой и Северска. И из всего этого списка им удалось оккупировать только Северск.

Для нас самым плохим моментом в 2025 году стало Запорожское направление, прежде всего Гуляйпольское. В общем, это южно-донбасское направление, но именно район Гуляйполя стал местом, где россияне имели лучшие и глубокие продвижения за весь год. В самом Гуляйполе и за Гуляйполем продолжаются бои. Еще год назад об этом мало кто думал, хотя было понятно, что россияне будут двигаться именно в этом направлении.

Это понимание существовало уже на сентябрь 2024 года, но по определенным причинам не было сделано практически ничего, чтобы максимально затормозить продвижение россиян. Почему так случилось – вопрос не ко мне. Поэтому я считаю, что самым большим нашим провалом в 2025 году стало именно гуляйпольское направление Запорожской области. Это первый момент.

"Истощение россиян будет иметь результат в 2026 году"

— Как насчет наших успехов?

— Безусловно, у нас есть и большие успехи. Для нас 2025 стал годом, когда мы имели возможность системно продолжать истощение России. И это истощение будет иметь свой результат в 2026 году. Оно повлияет на способность России вести войну.

В конце 2025 года мы также имели возможность нанести серьезный удар по репутации российских окупантов благодаря Купянску. Операция в Купянске четко продемонстрировала уровень лжи, генерируемой российской стороной.

Она также показала, как сильно россияне зависят от этой лжи – не только для влияния на внутреннего потребителя информационного фастфуда, но и для международной арены.

Когда же провалились их "эпические" заявления по поводу захвата Купянска, они вообще перешли к откровенной генерации фейков. Мол, коварные украинцы, говорящие о мире и встречающиеся с Дональдом Трампом, якобы пытались атаковать и убить Путина в его резиденции на Урале. Это было признаком отчаяния.

И это действительно отчаяние, потому что все эти "великие победы", о которых говорят Путин, Герасимов или Белоусов, не имеют никакого масштабного влияния, даже на того же Дональда Трампа. Ведь речь идет о контроле над территориями.

На тактическом уровне это можно назвать продвижением, но на оперативно-тактическом, а тем более на стратегическом – нет. Недаром в свое время Дональд Трамп назвал Россию "бумажным тигром".

Этот "бумажный тигр", имея потенциал в 2022 году, полностью потерял его в войне против Украины, и 2025 год это четко продемонстрировал. В 2025 году россияне фактически перестали сражаться бронетехникой. Мы почти не видим танков, почти не видим боевых бронированных машин. В то же время мы видим огромное количество пехоты.

Мы также видим использование легких автомобилей. Россияне штурмуют наши позиции на "Жигулях", УАЗиках, "Нивах". Иногда они используют мотоциклы, электросамокаты и даже лошадей. Конец 2025 года – это фактическое возвращение кавалерии в русскую армию. Буденный был бы в экстазе.

Справка: Речь идет о Семене Буденном — советском военачальнике, командире Первой конной армии, одном из символов большевистского военного руководства в Гражданской войне и в период Второй мировой войны.

Россия переходит фактически на войну образца мировой войны

— Как пишет ISW, в 2026 году Кремль попытается компенсировать почти исчерпан добровольный набор благодаря мобилизации стратегического резерва. Может ли использование резервистов помочь России улучшить свои позиции на фронте?

— Они будут просто воевать большим количеством людей и это прогнозируемо. В 2026 году Россия будет вести войну именно человеческим ресурсом, то есть пехотой.

Улучшит ли это положение? Отчасти так это может позволить им определенное время удерживаться на достигнутом уровне. Именно об этом я и говорю. Мы должны адаптироваться к тому, что Россия переходит фактически на войну образца мировой войны.

Речь идет о массовом использовании пехоты, об огромном количестве живой силы. Не танки, не боевые бронированные машины, не артиллерия – ключевым инструментом становится именно человеческий ресурс. И к противодействию этому мы должны быть готовы.

То есть, чтобы 2026 стал для нас успешным и, как любят говорить, переломным, нам необходимо максимально адаптироваться к новым условиям и быть способными уничтожать максимально возможное количество российских военных.

Количество ударов по России превысило суммарный показатель трех предыдущих лет

— В 2025 году Украина совершила более 140 атак на нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы в России, что на 51,1% больше, чем в 2024 году. Столкновения с нехваткой горючего зафиксированы в более чем 50 регионах РФ. Как вы оцениваете перемены в характере украинских ударов по территории врага?

— Прошлый год действительно расширил географию наших операций и ударов по территории Российской Федерации. В 2025-м по России было применено больше наших ударных дронов, чем суммарно в 2022, 2023 и 2024 годах.

Я уверен, что в 2026 году произойдет дальнейшее масштабирование этих показателей. Удары по тыловым зонам России оказывают непосредственное влияние и на линию боевого столкновения – все в этой войне взаимосвязано.

Также именно в 2025 году мы начали более активно применять собственное ракетное оружие по территории Российской Федерации. Это четко указывает на то, что в 2026 году мы увидим полноценные комбинированные удары: разные типы дронов в сочетании с разными типами ракетных средств поражения.

Чрезвычайно принципиальным нюансом стали особые операции на местности русской Федерации. Отдельного внимания заслуживает операция СБУ "Паутина" 1 июня 2025 года, во время которой была уничтожена значительная часть боеспособной стратегической авиации России – ракетоносителей и бомбардировщиков из состава авиационной компоненты ядерной триады. Это уникальная операция, аналогов которой нет в истории войн и вооруженных конфликтов.

Она явилась примером того, как спецслужбы могут действовать в максимально неблагоприятных условиях на территории Российской Федерации, где практически все находится под контролем. Тем не менее операция была проведена успешно.

— Можно ли сказать, что в конце 2025 Украина открыла новый этап противодействия российскому флоту?

— Да, в конце 2025 года мы открыли новую страницу – охоту на российский флот, в частности, на так называемый теневой флот. Речь идет не только о Черном море. Мы вышли за его пределы и начали системные удары по российским объектам в Каспийском море. Кроме того, была проведена очень интересная и уникальная операция по удару в Средиземном море.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что в 2026 году подобные операции за пределами Черноморской акватории станут обычными. Каспий уже не будет неожиданностью – нас будут удивлять другие акватории. Я не исключаю даже того, что впоследствии начнется охота на российские нефтяные танкеры, за которыми будут охотиться наши воздушные дроны.