Фирташ сел на банки: Украина теряет сотни миллионов из-за наглой схемы одиозного олигарха

Читати українською
Автор
Новость обновлена 14 марта 2024, 17:46

Украинские и немецкие банкиры получили плохие новости

Государственные Ощадбанк, Пенсионный фонд и налоговая служба могут потерять 800 млн грн, которые им должна группа Дмитрия Фирташа. Самая циничная часть истории — завод-должник уже несколько лет принадлежит Кремлю.

Начало конца

Подсанкционный олигарх Дмитрий Фирташ готовится списать миллиарды гривен долгов. Базу для этого его компании создают прямо сейчас. В процессе банкротства "Юкрейниан Кемикал Продактс". Эта компания входит в Group DF Фирташа. И до 2015 года называлась "Крымский Титан".

Собственно процесс банкротства начался 7 февраля 2024 года. Его инициатором стал немецкий Commerzbank. Истец пожаловался, что не может получить свои деньги на сумму 720 млн грн. Соответствующие кредитные договоры подписаны еще в 2008 году. И должник выполнял свои обязательства до сентября 2015 года. Несколько лет переговоров не помогли.

Инициировать банкротство Commerzbank удалось не с первого раза. 26 апреля 2023 года известный скандальными решениями судья Хозяйственного суда города Киева Анатолий Ивченко отказал Commerzbank в возбуждении дела о банкротстве компании Фирташа. Немцы обжаловали решение, и в ноябре 2023 года их поддержал Верховный Суд Украины. И направил дело на повторное рассмотрение в Хозяйственный суд города Киева. Уже другой судья, Павел Чеберяк, признал требования Commerzbank на сумму 397 млн грн и ввел процедуру распоряжения имуществом должника.

Казалось бы, с такими требованиями у немецкого кредитора есть все шансы стать влиятельным членом будущего комитета кредиторов компании Фирташа. Но на самом деле у банка больше шансов вообще в него не войти. С 5 по 8 марта в суд поступили заявления от нескольких кредиторов на общую сумму около 8,4 млрд гривен. Все эти кредиторы входят в группу Фирташа. Самое большое требование заявил концерн "Стирол": 4,77 млрд грн. Мощности другого кредитора по этому делу, северодонецкого "Азота", разрушены. Но юридические лица до сих пор принадлежат группе Фирташа. Вместе с долгами.

Отдельно стоит малоизвестное ООО "Финкэпитал Груп". С требованиями на сумму 2 млрд грн оно так же готовится войти в комитет кредиторов. Директор этой компании – адвокат Александр Брановицкий. Он защищает в судах интересы компаний Group DF. Этот кредитор также относится к группе одиозного олигарха.

Структура кредиторов "Юкрейниан Кемикал Продактс"

Фирташ уже десять лет успешно отбивается от американского правосудия в Австрии. Его задержали в этой стране в марте 2014 года по запросу США по обвинению в коррупции. Но отпустили под залог в 125 миллионов евро. Австрия не выдает Фирташа по требованию США. В Украине же он попал под санкции в июне 2021 года. В прошлом году олигарх получил подозрение от СБУ за хищение газа из газотранспортной системы на сумму более 18 млрд грн.

В такой ситуации Фирташ вряд ли хочет возвращать долги. И в случае с "Юкрейниан Кемикал Продактс", скорее всего, никто из кредиторов денег так и не увидит. Кредиторы из группы Фирташа вряд ли расстроятся из-за такого финала. А вот банкам, которые много лет ждут возврата долгов, это точно не принесет счастья. Как Commerzbank, которому придется списать долг в 720 млн грн, так и государственному украинскому Ощадбанку. Несколько дней назад "Ощад" заявил требования к "Юкрейниан Кемикал Продактс" на 624 млн грн. Сюда же можно добавить Пенсионный фонд Украины и Налоговую, которым компания Фирташа задолжала более 210 млн грн. То есть потенциальный ущерб государству от этого банкротства составит более 800 млн грн.

След Кремля

На бумаге в составе "Юкрейниан Кемикал Продактс" все еще есть филиал в Армянске (Крым), где расположен когда-то крупнейший в Украине завод по производству двуокиси титана. Однако в реальности этим активом Фирташ уже не владеет.

В 2014 году, после аннексии Крыма, он реализовал довольно хитрую схему, чтобы удерживать над ним контроль и не нарваться на санкции. Для этого Фирташ зарегистрировал в Москве компанию "Титановые инвестиции", которая получила от "Юкрейниан Кемикал Продактс" армянский завод в аренду. А собственно завод после этого стал филиалом "Титановых инвестиций".

Но схема оказалась слишком хитрая. В 2015 году "Юкрейниан Кемикал Продактс" получила кредит от российского банка ВТБ на сумму 46 млн долларов, который она не вернула. Из-за чего в России было начато банкротство ООО "Титановые инвестиции", которое было поручителем должника. В 2020 году стороны подписали мировое соглашение и дело о банкротстве закрыли, а в конце 2021 года группа Фирташа сообщила, что "Юкрейниан Кемикал Продактс" каким-то образом продала все движимое и недвижимое имущество бывшего завода "Крымский Титан" компании "Русский титан" (за сколько – неизвестно). Покупатель официально входил в российское АО "Росхим" во главе с Эдуардом Давыдовым — гендиректором Башкирской содовой компании. В 2021 году ее национализировал Кремль. Выходит, что Фирташ отдал свой актив Кремлю и не вернул долги украинским и немецким банкам. А теперь вообще готовится списать их.

После выхода публикации Group DF предоставила комментарий:

Олег Арестархов, руководитель по корпоративным коммуникациям Group DF.

"Хочу отметить несколько очень важных моментов в этой истории с кредитом.

"Крымский титан" долгое время оставался ключевым активом нашей компании "Юкрениан Кемикал Продактс". В 2012 году немецкий Commerzbank действительно предоставил кредит на строительство цеха серной кислоты на заводе, и этот цех был построен. Выданный кредит погашался без всяких задержек, пока Россия не оккупировала Крым и мы полностью потеряли контроль над "Крымским титаном". Именно поэтому позже мы были вынуждены его продать фактически за копейки. Завод отжали, так будет сказать честнее.

Мы считаем, что для "Юкрениан Кемикал Продактс" оккупация Крыма и захваты нашего предприятия являются классическим форс-мажором. Этот форс-мажор является основанием для отказа в открытии банкротства. "Крымский титан" был основным активом "Юкрениан Кемикал Продактс", генерировавшим прибыль.

Второе, что более важно в этой истории: Commerzbank, из-за своей дочерней структуры все еще работает в России, и имеет там свои бизнес-интересы, имеет определенное влияние. Поэтому мы считаем, что для них очень логично вести переговоры об этом долге с новыми владельцами завода. Они владеют новым производством. Commerzbank остается влиятельным банком в России, хоть и работает через "дочь".

Третье, о чем представители немецкого банка не говорят открыто: этот кредит был застрахован немецкой компанией страхования экспортных кредитов Hermes. Страхование предполагало компенсацию на случай подобных форс-мажоров, таких как оккупация или война. Страховой случай наступил, и банк в любом случае получит выплаты.

В этом кейсе мы будем защищать наши интересы в юридической плоскости, в рамках украинского и международного законодательства. Но нашим оппонентам я могу сказать, что прежде чем устраивать медийные нападки и объявлять кого-то врагом страны, посмотрите на себя: банк фактически так и не вышел из России, на его первой странице https://www.commerzbank.ru – все еще изображено Кремль.

И на этом фоне, я могу сказать, что с начала полномасштабной войны в Украине бизнесы Group DF оказали помощь украинцам, армии и ТРО на общую сумму более 1,2 млрд. грн, мы в десятке самых больших в самых разных рейтингах по размеру помощи Украине. По этому кредиту вопрос долгов перед налоговой полностью закрыт. Кроме того, в 2023 году мы уплатили более 3,25 млрд. грн. налогов. Берите факты и делайте выводы сами"