Крым как "подарок Хрущева": волюнтаризм или спасение угасающего полуострова
- Автор
- Дата публикации
- Автор
70 лет назад Россия отказалась от Крыма, дела в котором шли из рук вон плохо
Совет министров РСФСР 5 февраля 1954 года принял постановление о передаче Крымской области в состав УССР, считая этот шаг "целесообразным", и обратился в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой "рассмотреть вопрос".
Несколько неожиданному как для рядовых советских людей шагу предшествовало заседание Президиума ЦК КПСС 25 января, посвященное именно этому вопросу. А за несколько дней до него произошло смещение с должности первого секретаря Крымского обкома партии Павла Титова, который был категорически против передачи области Украине. Не прошло и года после смерти Иосифа Сталина, а либерализация режима шла полным ходом. Титов, которого сейчас российские шовинисты называют "забытым патриотом Крыма", спокойно переместился на должность главного кадровика — заместителя министра совхозов СССР. А не получил пулю в затылок или отправился в лагеря ГУЛАГа, как большинство чиновников сталинских времен.
Вел заседание от 25 января 1954 года глава Совета министров СССР и одновременно член Президиума компартии Георгий Маленков. В то время он фактически являлся участником правящего триумвирата руководителей государства, куда также входили первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев и глава Верховного Совета СССР Климент Ворошилов.
Время, когда в руках Хрущева сосредоточилась вся полнота власти, еще не наступило. И назвать шаг советского руководства единоличным "подарком Хрущева" нельзя. Безоговорочным лидером СССР он стал только после отстранения Маленкова от должности премьера в феврале 1955 года. Чуть больше полугода перед этим "выпал из обоймы" коллективного руководства Советским Союзом некогда всесильный министр внутренних дел, маршал Лаврентий Берия. Он был расстрелян, так что на него "соратники" свалили все грехи сталинского правления.
Как советская власть решила национальный вопрос на полуострове
Главной причиной послевоенного кризиса – практически катастрофы – в сельскохозяйственном производстве Крымской области (в этом курортном регионе промышленность практически не была развита и до Второй мировой войны) стала спецоперация войск НКВД. Это была массовая депортация под дулами автоматов в мае 1944 года более 200 тысяч крымских татар. Целую нацию огульно обвиняли в коллаборационизме во время Второй мировой войны.
В июне того же года советские власти решили окончательно решить национальный вопрос на полуострове. Были депортированы греки (более 16 тысяч человек), армяне (до 10 тысяч человек), болгары (12,5 тысячи человек) и даже итальянцы (в общей сложности до тысячи человек). Еще раньше, в августе 1941 года, в ситуации катастрофического поражения Красной армии из Крыма депортировали около 60 тысяч немцев, живших там еще со времен правления Александра I.
Культурные и исторические памятники депортированных народов уничтожались или в дальнейшем находились в заброшенном состоянии. Исторические названия местностей заменяли на Первомайское, Советский, Красногвардейское или в лучшем случае Белогорск (бывший татарский город Карасубазар, известный с раннего средневековья).
Общее число вывезенных в годы Второй мировой войны из Крыма людей достигало около 300 тысяч. Кроме того, взрослое население воевало на фронтах, участвовало в партизанском движении, а следовательно, понесло значительные потери. И после депортации крымских татар и других национальных меньшинств Крым стал практически безлюдным.
Если по переписи населения 1939 года в Крымской области РСФСР жило 1 123 800 человек, то к началу 1945-го в ней остались 379 тысяч человек (из них — 75% россиян, 21% украинцев, остальные – евреи и поляки). Наступила демографическая катастрофа, ударившая по экономике полуострова.
Несмотря на активную кампанию по заселению Крыма переселенцами в основном из России, а также в меньшей степени из Украины и Беларуси, хозяйственный комплекс смог прийти в себя только в начале 1960-х годов. Переселенцы часто прокладывали путь в Крым даже не по железной дороге, а гнали скот, везли на подводах свой инвентарь и вещи.
Особенно много их было из Рязани, Курска, Орла – за многие сотни километров от полуострова. Шли целыми колхозами на земли с совсем другим климатом; особенно россиянам трудно было привыкнуть к условиям ведения сельскохозяйственных работ. Ментально приезжие россияне были, да есть и сейчас, чужими в Крыму.
Урожайность зерновых культур в степном Крыму после войны упала почти в три раза: с 10,7 центнера с гектара до 3,7 (данные 1940-го и 1950 годов). Такая же ситуация или даже хуже была с выращиванием подсолнечника и табака. Средняя урожайность садов в Крыму в 1950 году, благоприятном для садоводства, составила 42,7 центнера с гектара, в то время как до войны, в 1940-м – 53,6.
Известная еще при империи Романовых, а затем при власти большевиков в предвоенное время "всесоюзная здравница" вернула свои лучшие времена только в 1970-е годы. Хотя сервис в Крыму всегда хромал – при любой власти…
Днепровская вода для умирающего от жажды Крыма
"Главный толчок для развития крымской экономики произошел в следующем десятилетии после сооружения Северо-Крымского канала, первый этап строительства которого был завершен в 1963 году. Поскольку строительство продолжалось и в последующие годы, канал сделал возможным поставки 30% всей днепровской воды на полуостров и орошение более чем шести тысяч кв. км его сельскохозяйственных угодий. Также через него снабжались водой города Феодосия, Керчь и Судак", — писал украинско-американский историк Сергей Плохий в книге "Брама Європи".
Поэтому передача Крыма в состав Украинской ССР имела не столько идеологические (как в последнее время подчеркивают российские политики и историки), сколько сугубо экономические предпосылки. Отрезанный Керченским проливом от России Крым граничил с Украиной. Решение вопроса нехватки воды было бы невозможным без помощи хозяйственного комплекса УССР и фондов республиканского правительства.
Лидер современной российской недоимперии Путин после оккупации Крыма 2014 года на вакханалии празднования этого "возвращения в родную гавань" заявил, что Хрущев вроде бы "стремился заручиться поддержкой украинской номенклатуры" или же загладить свою вину за организацию массовых репрессий в Украине в 1999 году. Этот бред даже трудно комментировать…
Украинский историк в диаспоре Орест Субтельный писал: "…депортация татар в 1944 г. привела к экономическому хаосу в регионе, а компенсировать потери пришлось из киевского бюджета… по данным переписи 1959 г. в Крыму проживало около 860 тыс. россиян и только 260 тыс. украинцев. И хотя после 1954 г. Киев пытался переселить в этот регион украинцев, россияне, многие из которых агрессивно отвергали всякую форму украинизации, остались здесь подавляющим большинством. В результате крымский "подарок" заметно усилил присутствие россиян в Украинской республике. В этом смысле он, без сомнения, стал "достойным" ополнением к празднованию Переяславского соглашения".
Широкое празднование 300-летия Переяслава, "вековой дружбы" россиян и украинцев как раз предшествовало передаче Крыма в состав УССР.
Решение о передаче Крыма УССР было связано со строительством Северо-Крымского канала от Каховского водохранилища на Днепре и желанием ведения и финансирования масштабных работ в пределах одной республики. Смена внутренних границ, ликвидация национальных республик, областей в составе РСФСР с депортацией населения на самом деле была обычным делом в тоталитарном государстве. Так исчезали с карты автономии народов Северного Кавказа – Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АССР, Карачаевская автономная область, Автономная область немцев Поволжья… На передачу Крыма практически никто не обращал внимания до распада коммунистической империи.
Добавим, что эта автономная республика в составе уже независимой Украины, несмотря на возвращение более чем 250 тысяч крымских татар на историческую родину начиная с конца 1980-х годов, оставалась неким островком советской ментальности русскоязычных жителей. Они были в большинстве и агрессивно диктовали свои условия центру.
Киевские власти балансировали, договаривались, закрывали глаза на антиукраинский характер действий власть имущих Крыма и очень мало сделали с 1991 года, чтобы полуостров стал украинским не только на бумаге…