Семь выстрелов, которые привели к Первой мировой и навсегда изменили мир

Читать на украинском
Автор

Вслед за убийством наследника престола Габсбургов и его жены не заставил себя ждать целый ряд страшных, разрушительных событий

Поздним вечером 3 июля 1914 года паром с гробами кронпринца – наследника престола Габсбургов, эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги Софии Хотек переправили через Дунай, и уже на рассвете на следующий день доставили в замок Арштеттен к западу от Вены, где их и похоронили в крипте замковой церкви. В ближайшие дни проходила церемония прощания…

Убийство с третьей попытки

Убийство, ставшее прологом к началу цепи катастрофических событий в мировой истории, произошло 28 июня 1914 года в столице Боснии и Герцеговины. Супруги приехали в Сараево утром на поезде. После посещения мессы в католическом соборе в 9:30 утра они отправились в ратушу на открытом автомобиле в сопровождении трех машин.

Первый террорист, Мехмед Мехмедбашич, находился на пути кортежа, но из-за столпотворения гранату не бросил. У моста Цумурья через реку Милячка из толпы неожиданно полетел пакет с бомбой, начиненной гвоздями. Франц Фердинанд отреагировал и отбросил адскую машинку. Однако та попала под колеса автомобиля сопровождения. Несколько офицеров и более десяти прохожих получили ранения. Террорист Неделько Чабринович проглотил ампулу с цианистым калием, но яд не подействовал. Он бросился в мелководную реку, однако его схватили…

Эрцгерцог программу визита не менял. В ратуше состоялась торжественная встреча. Франц Фердинанд прервал городского голову Фехима Эфенди Чурчича: "Я приехал в Сараево с дружеским визитом, а меня здесь встречают бомбами! Это просто неслыханно!" Впрочем, впоследствии он успокоился, поблагодарил горожан за прием и приказал ехать в больницу к раненым. Маршрут кортежа поменяли.

До убийства осталось несколько минут. Франц Фердинанд с супругой выходят из ратуши Сараево. Фото неизвестного автора

Военный губернатор Боснии генерал Оскар Потиорек, сидевший в автомобиле эрцгерцога, крикнул водителю Леопольду Лойко: "Это не та дорога!" Но было поздно… Автомобиль затормозил у Латинского моста через Милячку. Водитель начал разворачиваться. Там, в кафе на набережной Аппель за чашечкой кофе сидел еще один участник покушения – 19-летний студент Гаврило Принцип (в атентате принимали участие минимум шесть боевиков), слышавший о первом взрыве бомбы и считавший, что дело сделано.

Выстрелы из самозарядного бельгийского браунинга практически с двух-трех метров стали роковыми: одна из пуль разорвала сонную артерию Франца Фердинанда, другая тяжело ранила Софию в живот. Эрцгерцог еще пробормотал: "София, Софийка, не умирай! Живи, пожалуйста, ради наших детей!" – и потерял сознание. Он пережил жену на несколько минут. Трое несовершеннолетних детей остались сиротами…

Убийство в Сараево. Обратная сторона обложки Petit Journal (Париж, Франция) от 12 июля 1914 года

Убийцу пытались линчевать. Гаврило Принцип отчаянно сопротивлялся, пытался проглотить яд, а затем и застрелиться.

Гаврило Принцип. Фото 1918 года. Общественное достояние

Полиция арестовала в городе 25 боевиков и их помощников. По Боснии и Хорватии прокатились антисербские погромы.

Правительство Сербии принесло императору Францу Иосифу свои извинения, но это ситуацию не спасло. Австро-Венгрия выдвинула ультиматум Сербии. Белград был даже готов выполнить частично его условия.

Первая страница газеты The New York Times (29 июня 1914 года)

Франц Иосиф очень не хотел развертывания конфликта, но после почти месячной паузы решил объявить войну Сербскому королевству. Россия, союзник Сербии, начала мобилизацию. Германия потребовала ее прекратить. Никакой реакции, и кайзер Вильгельм II Гогенцоллерн под аплодисменты Бундестага 1 августа 1914 года объявил войну империи Романовых. 3 августа Германия объявила войну Франции, а на следующий день Великобритания выполнила обязательства перед союзниками по Антанте и тоже стала участницей войны.

Путь к престолу

В истории важно оказаться в нужное время в нужном месте. Франца Фердинанда "исключили из игры" в полушаге до такого положения. Он мог бы серьезно влиять на судьбу Европы именно потому, что оставался наследником престола Габсбургской династии. В то же время Австро-Венгрия была единственной в своем роде, "лоскутной державой", которую разрывали противоречия между населяющими ее народами.

Относительная слабость империи обращала на себя внимание крупнейших стран Европы – Германской империи, Франции, Великобритании, России, Италии. Но они, сдерживаемые договорами и стремясь сохранить репутацию незапятнанной, ожидали того времени, когда империя Габсбургов сама станет жертвой внутренних конфликтов.

… В 1867 году под давлением венгерской элиты унитарное государство стало дуалистической монархией. Теперь ее составные части – Австрия и Венгрия – имели свои правительства, министерства обороны, и только внешняя политика оставалась прерогативой имперского Министерства иностранных дел. Собственно, все объединял только скипетр австрийского императора и венгерского короля одновременно – 83-летнего Франца Иосифа, который правил уже более 65 лет и приходился родным дядей убитому эрцгерцогу.

Естественно, Франц Фердинанд из-за почтенного возраста Франца Иосифа уже мысленно примерял корону Габсбургов, но не собирался потакать территориальным притязаниям союзников и противников империи на Балканах. Он неплохо относился к славянам, особенно к чехам (его морганатическая жена София Хотек, кстати, была чешкой), к тому же понимал, что без равноправия всех этносов многонациональной империи неизбежно грозит раскол на несколько национальных государств.

Будущий император хотел впоследствии превратить дуалистическую Австро-Венгрию в триаду – Австро-Венгрию-Славию. Этот проект под названием Соединенные Штаты Великой Австрии разработал австро-венгерский политик и юрист румынского происхождения Аурел Попович.

Конечно, эта идея вызвала негативную реакцию венгерских чиновников. Да и спутала карты и сторонникам великосербской идеи. Государство Габсбургов тогда состояло как минимум из 15 равноправных провинций.

Эрцгерцог имел ясную голову, хотя был нелюдимым, холодным в отношениях даже с родственниками (кроме жены и детей, которых искренне любил), довольно рассудительным и, главное, невероятно упрямым. Сочетание всех этих черт не давало оснований надеяться, что кто-то сможет влиять на политику этого человека. К тому же ему не раз везло. Сыну Карла Людвига – младшего брата императора Франца Иосифа – была суждена военная карьера, которую он, кстати, успешно делал.

30 января 1889 года в замке Майерлинг покончили с собой эрцгерцог (кронпринц) Рудольф и его чешская любовница Мария Вечера. Право на престол перешло к отцу эрцгерцога Франца Фердинанда, но ненадолго. В 1896 году после смерти Карла Людвига Франц Фердинанд стал официально признанным наследником императора.

Запретная любовь и мезальянс

История любви Франца Фердинанда стала незаживающей раной для императора. Франц Иосиф не мог простить наследнику престола мезальянса: София-Мария-Йозефина-Альбина Хотек фон Хотков унд Вогнин, дочь служащего австрийского МИД, графа Богуслава Хотека, хотя и была представительницей знатного чешского рода, но работала фрейлиной в семье кузена Франца Фердинанда — Фридриха Цешинского, эрцгерцога Австрийского. Влюбленные долго встречались тайно.

Когда все открылось, Франц Иосиф почти год не давал наследнику согласия на женитьбу, поскольку София не была принцессой хоть какого-нибудь высокопоставленного дома… Но 1 июля 1900 года племянник императора наперекор позиции представителей династии все-таки вступил с Софией в морганатический брак. Ни один представитель династии Габсбургов не присутствовал на свадьбе!

Франц Фердинанд и София Хотек. Открытка, 1914 год

Упрямство эрцгерцога стало причиной его появления именно 28 июня в Сараево: государственными и особенно военными делами Франц Фердинанд занимался весьма усердно. Когда в конце июня 1914 года эрцгерцог собрался в Боснию, в инспекционную поездку на маневры, ему передали секретную депешу. В ней посол Сербии в Вене Йован Йованович предупреждал о возможном покушении, но эрцгерцог не желал никого слушать.

Тайное общество

28 июня 1914 года, в День святого Вита (Видовдан), священный для всех сербов, исполнялось 525 лет битве на Косовом поле, где турки-османы разгромили сербско-боснийское войско – Франц Фердинанд после трех дней, проведенных в военных лагерях в горах Герцеговины, вознамерился посетить Сараево. Сторонники великой Сербии и свободной Боснии восприняли эту поездку как вызов и повод к совершению теракта: турки или австрийцы – все равно захватчики и агрессоры. В 1908 году Босния была окончательно аннексирована Австро-Венгрией, хотя после русско-турецкой войны 1877—1878 годов эта северо-западная провинция Османской империи уже была оккупирована австрийскими войсками.

Сначала боевики из "Млада Босна" планировали устранить отнюдь не наследника австрийского престола, а военного губернатора Боснии Оскара Потиорека, что было логичнее. Эрцгерцог считал войну с сербами опасным делом, поскольку прекрасно понимал, что вслед за ней не заставит себя ждать нежелательный конфликт с Российской империей.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника австрийского престола и его супруги. Domenica del Corriere от 5-12 июля 1914 г., иллюстрация Ахилла Бельтрама. Общественное достояние

За спинами исполнителей (людей совершенно случайных) находилась организация "Единство или смерть", более известная под названием "Черная рука". Возглавлял ее полковник Драгутин Димитриевич (Апис), начальник военной разведки Генштаба Сербского королевства. Устав тайного общества свидетельствовал: "Настоящая организация предпочитает террористическую деятельность идейной пропаганде. Поэтому она должна оставаться полностью тайной для тех людей, которые не входят в нее".

Цель ее была проста – всестороннее содействие объединению южных славянских народов и создание великой Сербии. "Млада Босна", как и "Народна оброна" (пансербская военизированная организация), была филиалом "Черной руки".

Драгутин Димитриевич (Апис). Фото 1900 года. Общественное достояние

Именно Апис принял решение об организации покушения на эрцгерцога, а не губернатора Потиорека.

Трагическая судьба исполнителей теракта

Судьба исполнителей теракта была трагической. 28 октября 1914 года пятеро из них – Даниил Илич, Велько Чубрилович, Недья Керович, Михайло Йованович и Яков Милович – были приговорены к смертной казни через повешение; Керевичу и Миловичу впоследствии казнь заменили на 20 лет тюрьмы и пожизненный срок соответственно. Илича, Чубриловича и Йовановича казнили через повешение в феврале 1915 года.

Гаврило Принцип как несовершеннолетний (по австрийским законам на момент совершения атентата еще считался несовершеннолетним, а значит, смертная казнь к нему не применялась) получил "всего" 20 лет. Находился Принцип в нечеловеческих условиях в тюрьме в Терезиенштадте (Терезине, современная Чехия), где и умер 28 апреля 1918 года от туберкулеза. На процессе вел себя мужественно, старался выгородить своих товарищей – всю ответственность брал на себя.

Гаврило Принцип (справа) с товарищами Трифуном Грабежом (слева) и Неделько Чабриновичем. Белград, май 1914 года

Неделько Чабринович и Трифун Грабеж получили по 20 лет тюрьмы. Оба они скончались от туберкулеза в 1916 году. Митар Керович получил пожизненный срок, еще четыре террориста – от трех до 16 лет тюрьмы. Девять обвиняемых были оправданы. Из 11 подсудимых только один дожил до окончания войны, то есть до ноября 1918 года.

Кто же на самом деле стоял за убийством в Сараево?

Некоторые из обвиняемых сознательно обеляли официальный Белград. Несмотря на отсутствие прямых доказательств, судьи все же решили подчеркнуть: "Суд рассматривает свидетельство как доказательство того, что "Народна оброна" и военные чиновники Королевства Сербия занимались шпионажем". Довольно странная формулировка: словосочетание "занимались подготовкой заговора с целью убийства" было бы более уместным.

Организаторы остались в тени. Возникает вопрос: неужели полковник Димитриевич (Апис) и был главным "творцом" Первой мировой войны? Судя по тому, как закончилась его личная история, вряд ли…

В конце войны, в 1917 году, когда немецкие и австро-венгерские войска оккупировали Сербию и Черногорию, он был обвинен сербским правительством в организации покушения на принца-регента Александра и слишком спешно казнен. Ведь полковник мог назвать истинного "знатока политического домино"… Возможно, где-то в архивах еще можно отыскать его имя или имена.

Немецкая карикатура. Август 1914 года... Скоро уже всем будет не до смеха

Пока же приходится довольствоваться версиями. О них и о последних мирных днях перед началом Первой мировой войны читайте на "Телеграфе" в ближайшее время.

Канцлер Германии Отто фон Бисмарк оказался прав: "Если начнется в Европе война, то только из-за какой-нибудь глупости на Балканах". Вслед за убийством наследника престола Габсбургов и его супруги не заставил себя ждать целый ряд страшных, разрушительных событий: маховик Истории начал отсчет серии мировых конфликтов, ставших фирменным знаком XX столетия, а теперь, после развертывания широкомасштабной войны России против Украины, и XXI века.