Захват Покровска может стать "победой", которую Путин покажет Трампу, — интервью с британским генералом
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Зачем Путину контроль над Донетчиной?
Европе пора перестать полагаться на США и выработать собственную стратегию, способную обеспечить реальное поражение России. Без изменения мышления и решительных действий Запад рискует позволить Кремлю укрепить свои позиции, а Путину продолжать жестокие атаки против Украины.
Какой должна быть эта стратегия, чего ждать от Дональда Трампа, и чем закончится битва за Покровск? Об этом и другом в интервью "Телеграфу" рассказал Ричард Ширрефф — британский генерал в отставке, бывший заместитель Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.
Безумие Путина
— Россия продолжает наносить удары по энергетической инфраструктуре Украины. Какова цель Путина? Мы хорошо знаем, что прошлогодняя кампания террора не сломила сопротивление украинцев.
— Это классический российский подход. Кажется, он действительно убежден, что, нанося удары по энергетической инфраструктуре Украины, сможет сломать стойкость украинцев. Но очевидно, что этого не произойдет, ведь Украина, какими бы ни были атаки, будет стоять непоколебимо. Украинцы прекрасно понимают: если они сдадутся России, это будет конец Украины.
Так что если определение безумия — это делать то же, но ждать иного результата, тогда Путин демонстрирует явное безумие.
— Россия просто не понимает ментальности украинцев.
— Я убежден в этом.
История уже видела подобное. Гитлер пытался сломить дух британцев в 1940 году, бомбя Лондон. Это не сработало.
Союзные бомбардировки Германии во время Второй мировой войны также не изменили настроения немецкого народа. Но это нанесло огромный вред, и это была попытка перенести войну на территорию Германии тогда, когда Запад еще не мог совершить наземное вторжение.
Украинский народ не сломается. Путин же будет продолжать эти атаки, демонстрируя весь ужас и варварство своего нападения на Украину.
— В то же время, Украина продолжает успешные удары вглубь России. Как вы оцениваете эту тактику?
— Я считаю, что действия Украины очень разумны, ведь она не пытается сломать дух российского народа. В свою очередь, осуществляет точечные, выверенные удары по энергетической и нефтеперерабатывающей инфраструктуре, нанося ущерб российской экономике.
И это имеет как военный, так и стратегический смысл. Если, как сообщил президент Зеленский, объемы переработки нефти в России сократились на 20%, это прямая и очевидная победа Украины. Поэтому я отношу это к совершенно другой категории действий, заслуживающих поддержки.
Именно поэтому так важно, чтобы Запад, партнеры Украины, предоставляли необходимые высокоточные дальнобойные средства поражения, такие как ракеты Tomahawk, для поддержки этой кампании.
На Америку нельзя полагаться
— Но в этом вопросе все зависит от президента Трампа…
— К сожалению, мы видим следующую картину: сначала Трамп говорит, что рассматривает возможность передачи ракет Tomahawk Украине, а потом Путин говорит с ним по телефону два часа — и Трамп отступает. И это повторяется снова и снова.
Трамп горячо высказывается по поводу санкций. Виктор Орбан проводит с ним встречу, и для Венгрии вдруг делают исключение.
Трамп, по сути, очень податлив. Путин оказывает на него влияние. Поэтому на Трампа, а значит, и на Америку, нельзя полагаться.
— Может Трамп вообще потерять интерес к урегулированию войны в Украине?
— Думаю, что это вполне вероятно, ведь перед нами человек со, скажем, очень коротким периодом внимания. Но остается надеяться на здравый смысл и стратегическое мышление — то, что всегда было присуще многим традиционно понимавшим американцам: безопасность Украины означает безопасность Европы, а безопасность Европы — это, в свою очередь, безопасность Соединенных Штатов.
По моему мнению, очень вероятно, что Трамп просто переключит свое внимание на что-то другое, если не сможет добиться личного большого успеха, к которому стремится.
— В то же время мы видим, что Европа продолжает смотреть на Вашингтон в поисках сигналов или помощи в урегулировании войны. Является ли такая стратегия правильной? Следует ли Европе быть более самостоятельной в вопросе Украины?
— Европа должна четко сказать: "Нет, мы сейчас не можем полностью заменить Америку, но мы удвоим наши усилия — увеличим оборонные расходы, инвестируем в стратегические способности и обеспечим уровень поддержки, который нужен Украине". Это то, что европейцы должны сделать.
Ведь попытка держаться за Трампа не принесет успеха.
— Западная разведка предупреждает, что Путин может напасть на Европу уже в ближайшие три-пять лет. Такие оценки реалистичны? Смогут ли европейцы вообще быть готовы к прямому столкновению с российской армией?
— Между оценками разведки, о которых вы упомянули, и реальными европейскими графиками очевидно несоответствие. И это, на мой взгляд, означает, что Европа должна действовать быстрее и значительно ускорить эти сроки.
Недостаточно просто заявить: "Мы увеличим оборонительные расходы до 5% ВВП к 2035 году". Тогда будет уже поздно.
Европе нужно изменение мышления
— Я работаю в Брюсселе уже пять месяцев, и наблюдаю, как все происходит на уровне ЕС и НАТО. Новые программы выглядят хорошо — кредиты, общие оборонные закупки и так далее — но вопрос в том, действительно ли этого будет достаточно в условиях острой угрозы.
— Нет. Нужно полное изменение мышления, которое заставит европейцев осознать: это срочно.
Нужно было начать не менее трех лет назад. Более того, такое мышление должно появиться еще в начале войны 2014 года. И вы видите Брюссель, всем очень удобно, все счастливы. Но они не осознают реальность.
Украина ежедневно и ежедневно подвергается обстрелам — с "дождем" смертоносных ракет и дронов, которые убивают гражданских и разрушают жилье, дома и многоэтажки.
Тем временем Европа продолжает жить как обычно. Нужно и фундаментальное изменение мышления, которое признает: происходящее в Украине является прямой и экзистенциальной угрозой для Европы.
— Дроны, вероятно, российские, уже летают над европейскими столицами, в том числе и над Брюсселем. Напоминание о необходимости срочных действий.
— Совершенно. Россия ведет скрытую войну против Европы с 2014 года — убийства, шпионаж, диверсии, поджоги, манипуляции с национальными меньшинствами. И то, что мы видим сейчас – полеты дронов над Бельгией, Германией, Данией, Польшей – это фактически военные действия России против союзников по НАТО.
Все это — часть российской тактики и доктрины: подрывать целостность государств ниже порога открытой войны. Но это также и выявление слабых мест и тестирование. Где Россия находит слабость, она продолжает давить дальше — и вы, украинцы, хорошо это знаете.
Поэтому нужно применить очень жесткие меры против этих дронов. НАТО должно проявить решимость. Иначе Россия просто будет продолжать провокации.
— Возможно, стоит обновить сценарии и планы реагирования НАТО? Была ли достаточной реакция Альянса на те вторжения дронов, которые мы наблюдали?
— Я не считаю, что этого было достаточно.
Ибо это не демонстрирует силы. Есть и технические проблемы: невозможно сбивать дроны дорогими ракетами. НАТО должно строить оборону как против асимметричных, так и против симметричных угроз.
Вы тоже правы, когда говорите, что нужно разработать план действий, провести военные игры, чтобы выяснить, что противник может сделать с вами. А потом принимать меры, чтобы противодействовать этому. Нужно гораздо больше такого мышления.
— На мой взгляд, вопрос в том, чтобы Европа и Украина действовали вместе. Ведь у нас есть колоссальный опыт в обнаружении и уничтожении дронов.
— Европа должна учиться и учитывать украинский опыт и экспертизу. Из 19 дронов, нарушивших воздушное пространство Польши 10 сентября, только три были сбиты.
Если же 500 дронов атакуют Украину, то, вероятно, примерно 420 из них будут сбиты.
У вас очень эффективные решения, которые нужно изучать.
"Захват Покровска поднимет дух Путина"
— Мой следующий вопрос — о ситуации на фронте. Мы видим битву за Покровск. Как вы считаете, смогут ли россияне захватить город, и какое это будет иметь влияние в дальнейшем?
— Обычно я воздерживаюсь от подробных комментариев о линии фронта, потому что, сидя далеко, легко давать оценки.
Но, во-первых, украинские защитники демонстрируют исключительную стойкость и мужество перед лицом изнурительного российского штурма Покровска.
Во-вторых, это наступление продолжается около 18 месяцев. Оно стоило России, вероятно, более 100 тысяч солдат. И при этом они продвигаются очень медленно.
Что получит Россия, если в конце концов захватит Покровск? Руины города.
Повлияет ли это существенно на способность Украины обороняться? Вероятно, нет.
Но это создает риск: это поднимет моральный дух Путина. Он сможет провозгласить "победу" и сказать Трампу: "Мы выигрываем в Украине. Смотри, я только что захватил Покровск".
Конечно, это подпитает нарратив, который может усилить попытки Трампа навязать Украине абсолютно неприемлемое прекращение огня, подобно тем вариантам, которые мы уже видели.
Еще один момент: ситуация для Украины действительно сложная. Украина должна найти способы при поддержке Европы обеспечить не только ресурсы, но и человеческий потенциал, необходимый для ведения этих боев на передовой.
Если россияне все же добьются успеха и захватят Покровск, да, они, безусловно, попытаются продвигаться дальше.
Но с текущими темпами — это очень медленное продвижение. Если Украина сможет найти еще немного резервов, она, возможно, способна будет добиться большего успеха.
Запад должен разработать новую стратегию относительно Украины
— Если вернуться к оценкам западной разведки, которые свидетельствуют, что Россия может вести такие атаки до 2027 года, есть ли что-то, что может по-настоящему истощить военную машину Кремля?
— Есть.
Необходимо, чтобы Европа и НАТО согласовали разработку стратегии поддержки Украины для поражения России. Стратегии, которая сделает Европу целостной, безопасной и свободной от долгосрочной угрозы, которую представляет Москва.
Это потребует плана, который объединит военные средства для поддержки Украины — оборудование, логистику, дроны, артиллерийские боеприпасы, подготовку, организационную поддержку.
Это потребует от Украины очень внимательно посмотреть на то, как она обеспечивает человеческий ресурс для своих вооруженных сил. Это потребует от Запада принятия финансовых и экономических мер, направленных на реальный удар по российской экономике — чтобы подорвать и ослабить ее.
Это будет означать введение вторичных санкций против европейских и других стран, которые импортируют российскую нефть, потому что таким образом они финансируют российскую военную машину. Нужна настоящая решимость. Нужно политическое лидерство.
Нужна смелость. Нужно то изменение мышления, о котором я говорил. При наличии такой стратегии, согласованной и полностью поддержанной европейскими партнерами Украины и другими, такими как Австралия, Канада и Южная Корея, я на 100% убежден, что Украина могла бы не только остановить Россию, но и заставить российских командиров осознать, что они никогда не захватят Украину.
Мы видели, что произошло в конце Холодной войны с Советским Союзом. Фундаментально именно неспособность СССР экономически конкурировать с Америкой и Западом привела к его распаду.
Нам нужно применить подобное мышление и сейчас. Но для этого нужен уровень лидерства и смелости, которого, к сожалению, пока не наблюдаю в европейских дискуссиях.