Прокуроры после "увольнения" из-за пенсионного скандала получили новые должности: пенсии только выросли
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Прокуроры после якобы увольнения продолжают работать в органах и получают еще большие пенсии
Александр Фильчаков стал одним из целого ряда прокуроров, лишившихся своих должностей из-за спецпенсий. До прошлого года Фильчаков возглавлял Харьковскую областную прокуратуру, однако когда о его пенсии написали десятки СМИ, ему пришлось уволиться.
Работа для Фильчакова нашлась в той же Харьковской областной прокуратуре, однако теперь он занимает должность заместителя начальника одного из отделов. У правоохранителя осталась высокая зарплата и сверхвысокая по украинским меркам пенсия.
Как выяснил "Телеграф", абсолютное большинство "уволенных" после пенсионного скандала должностных лиц осталось работать в прокуратуре. А спецпенсии для коллег Фильчакова до сих пор не отменили. Прокуроры и сейчас могут выходить на пенсию в молодом возрасте и продолжать работу в органах.
Детальнее о том, почему скандал вокруг прокурорских пенсий ничем не закончился и кто до сих пор работает в органах, читайте в материале.
Что нужно знать:
- руководители областных прокуратур, которые через суд добивались назначения и повышения пенсий, в прошлом году были "уволены" только с административных должностей. Они продолжили работу в прокуратурах;
- у некоторых уже бывших глав прокуратур пенсии даже выросли;
- прокуроры выходили на пенсию в молодом возрасте и продолжают это делать, законопроект, который должен это изменить, был принят только в первом чтении.
По-настоящему уволился только генпрокурор
Андрея Костина уволили с должности генпрокурора из-за скандалов с прокурорскими спецпенсиями год назад. Тогда обнаружили две схемы оформления спецпенсий прокурорами. Первый вариант – для молодых прокуроров. Закон "О прокуратуре" разрешает начать получать пенсию (и продолжать работать), если есть 10 лет стажа и инвалидность. При этом через суд такую пенсию можно поднять до 90% зарплаты.
То есть статус лица с инвалидностью предоставляет прокурорам с 10 годами стажа возможность почти вдвое увеличить свою зарплату. Без инвалидности пенсию можно получить с 25 лет стажа (второй вариант). Однако если не хватает терпения подождать, можно пойти в суд и потребовать, чтобы вместо 25 лет назначили пенсию с 20 годами стажа. Аргумент – когда-то была такая норма, значит, были справедливые ожидания. И нарушать их нельзя.
Через суд свои пенсии подняли руководители Запорожской, Ровенской, Тернопольской, Харьковской, Черкасской областных прокуратур и специализированной прокуратуры в сфере обороны Южного региона. Все они уволились еще за несколько дней до Костина.
Однако, если Андрей Костин действительно остался без должности, его подчиненные остались в прокуратуре.
- Сергей Сообщник, уволен руководитель Запорожской областной прокуратуры, теперь работает начальником отдела в той же прокуратуре. Его пенсия – 67,8 тыс. грн в месяц;
- Андрей Рудницкий из Ровенской облпрокуратуры работает заместителем начальника отдела. Пенсия – 35,3 тыс. грн в месяц;
- Андрей Миколайчук снижен до прокурора отдела Тернопольской облпрокуратуры. Его пенсия – 32,2 тыс. грн в месяц;
- Екатерина Шевцова также снижена до прокурора отдела Харьковской областной прокуратуры. Месячная пенсия – 65,4 тыс. грн;
- Андрей Глумаков сейчас работает прокурором в Спецпрокуратуре в сфере обороны Южного региона. Его пенсия – 119,4 тыс. грн в месяц. Кстати, он не только получил повышение пенсии через суд, но и добился перерасчет задним числом. К примеру, 17 июня 2025-го он получил часть задолженности от ПФУ – 486 тыс. грн.
Все упомянутые прокуроры стали пенсионерами в молодом возрасте. Например , Александр Фильчаков (пенсия согласно последней декларации – 87,7 тыс. грн в месяц) получает выплату с 40 лет (сейчас ему 46 лет).
После освобождения от должности руководителя Харьковской облпрокуратуры Фильчаков остался работать в ведомстве и занимает руководящий пост. В настоящее время он работает заместителем начальника третьего отдела процессуального руководства управления процессуального руководства по уголовным производствам следователей территориального управления ГБР Харьковской областной прокуратуры.
"Телеграф" нашел в судебном реестре детали судебного дела, в результате которого прокурор Фильчаков смог получить космическую по украинским меркам пенсию. Оказалось, что это было еще в 2020 году. Он обратился за пенсией в ПФУ, и ему, конечно, отказали. Тогда прокурорам нужно было иметь для пенсии не менее 24 лет и 6 месяцев общего стажа (из них 14 лет и 6 месяцев – на прокурорских должностях. В то время как 40-летний Фильчаков на тот момент имел чуть больше 20 лет стажа).
Харьковский окружной административный суд удовлетворил иск прокурора и обязал Пенсионный фонд применить уже бездействующие нормы закона – уменьшить требование до 20 лет стажа, как это было по закону от 2001 года. Также он воспользовался старой нормой закона и получил пенсию в 90% зарплаты (хотя сейчас максимальная пенсия прокурора – 60% зарплаты).
Главное – спецпенсии не отменили
Единственные увольняющие прокуроры (кроме бывшего генпрокурора) – те, кто оформил себе фейковую инвалидность. К примеру, уволили прокурора Христиновского отдела Уманской окружной прокуратуры Черкасской области Тараса Воробья. Проверка установила, что у него не было оснований для получения инвалидности и сделал это ради пенсии.
В настоящее время Офис генпрокурора проверяет 348 прокуроров с инвалидностью. Но на самом деле причину проблемы не решили – действующий закон и сейчас разрешает прокурорам получать пенсию с 10 годами стажа, имея инвалидность. Кроме того, прокуроры едва ли не единственные, кто может и получать раннюю пенсию (за выслугу лет), и продолжать работать на своем посту.
Здесь следует отметить, что прокурорские пенсии – незначительная часть расходов ПФУ. Всего выплаты получают около 5,7 тыс. прокуроров. Поэтому речь не идет о способе повлиять на расходы. Это скорее о социальной справедливости.
Если абсолютное большинство пенсионеров находится за чертой бедности (ибо получает выплату, размер которой меньше фактического прожиточного минимума), не может существовать отдельная категория "особых" пенсионеров. Иначе это подрывает доверие ко всей пенсионной системе.
Временно эту проблему решили, введя специальные коэффициенты. Все высокие выплаты с января 2025-го и, по меньшей мере, до конца года понижают. При этом снижают часть пенсии, которая превышает размер 23610 грн и при условии, если пенсионер не участвовал в АТО/ООС или в обороне Украины во время военной агрессии РФ.
Законопроект об ограничении спецпенсий уже принял первое чтение (12278). Впереди второе чтение. Но состоится ли оно и удастся ли собрать необходимые голоса, зависит в том числе и от позиции общества.