Запретить нельзя приструнить: в Раде назвали две причины, почему не принимают закон по Telegram

Читати українською
Автор
722
Николай Княжицкий планирует настаивать на рассмотрении законопроекта по регулированию Telegram. Фото Коллаж "Телеграфа".
Николай Княжицкий планирует настаивать на рассмотрении законопроекта по регулированию Telegram. Фото Коллаж "Телеграфа".

Дотации в мессенджер составляют 600-700 млн. долларов в год, а среди его инвесторов немало олигархов из окружения Путина.

За пять месяцев с момента регистрации в Верховной Раде так и не рассмотрели законопроект №11115, который должен нормировать деятельность в Украине мессенджера Telegram и других "платформ общего доступа к информации". Причина, по мнению его инициатора — народного депутата и председателя подкомитета по культурной политике комитета ВР по гуманитарной и информационной политике Николая Княжицкого, в том, что популярный мессенджер стал удобным инструментом в руках действующей власти.

В эксклюзивном комментарии "Телеграфу" он объяснил, как законодательные изменения помогли бы в наведении порядка в информпространстве и почему речь не идет о простой блокировке.

— Еще в 2017 году российские интернет-ресурсы "ВКонтакте", "Одноклассники", "Яндекс" были заблокированы в Украине решением Совета по национальной безопасности и обороне. Нужно ли было что-то делать тогда и с Telegram?

— Есть две формы обмена информацией: мессенджеры и платформы доступа к информации. К тому времени Telegram был еще мессенджером, как Signal, в котором вы просто можете писать друг другу сообщения. Каналы в Telegram создали позже. Поэтому в то время такой большой опасности от него не было, как сейчас, потому что Telegram сейчас предоставляет гораздо больше сервисов, чем было в начале его создания.

— Когда стало ясно, что этот популярный мессенджер опасен, можно было применить практику его блокирования решением СНБО? Или нужна законодательная инициатива?

— Поскольку мы сейчас интегрируемся в ЕС, то у нас все же есть определенные ограничения. И в этом плане законодательный уровень имеет очень большой плюс. И проект закона, который мы подали, практически отвечает не только европейской цифровой платформе и цифровому регулированию, но и международной практике. Буквально сегодня была информация о том, что в Индии хотят запретить Telegram именно потому, что они не хотят открыть представительство в стране, не контактируют с местными властями. А это ровно то, что написано в нашем законе и то, что хотели сделать мы.

При отсутствии представительства и из-за непредоставления документов работу провайдера будут считать непрозрачной.

— Ваш закон предусматривает не запрет, а только требование работать в украинском правовом поле и сотрудничать с отечественным регулятором?

— Да, деятельность по украинским законам, которая предусматривает прозрачность работы и финансирования. А в случае, если владельцы определенных требований соблюдать не будут, закон предусматривает запрет на использование Telegram государственными структурами и теми, кто использует персональную информацию. Это, например, банки или "Дія".

— А на военных запрет не будет распространяться?

— По военным должно быть отдельное решение Кабинета министров, потому что иногда использование этого мессенджера для них крайне необходимо. К примеру, с контрразведывательными целями. Поэтому это делается по другому порядку, который тоже предусмотрен в законе.

— Для рядовых граждан предусмотрены какие-то ограничения, потому что многие жалуются, что это удобный канал получения информации и общения?

— В нашем законе запрет для такой категории не предусмотрен.

— Законопроект представлен еще в марте, на календаре — почти сентябрь. Почему он до сих пор не рассмотрен?

Есть две причины. Хотя его подписали представители разных фракций, первой фамилия стоит моя. А у власти принято не рассматривать законопроекты, которые представляют депутаты от оппозиции. Я считаю это полной ерундой, потому что этот подписали и представители провластной партии. Но у них есть такая практика.

Вторая причина того, что власти очень часто используют Telegram, и в частности анонимные каналы в своем пиаре, скажем так. Или в борьбе с оппозицией. И они считают, что это может как-то ударить по ним, хотя закон не предусматривает ограничений для таких каналов. Поэтому пока законопроект не рассмотрен профильным комитетом, я все время на этом настаиваю. Будем дальше работать над тем, чтобы закон все-таки был принят.

Опрос показал, что мессенджер популярен среди украинцев, поэтому должен иметь регулирование.

Добавлю еще, что идеологию предложенного нами законопроекта о деанонимизации Telegram и регулировании на уровне со СМИ поддерживает и Служба безопасности Украины, и Главное управление разведки и многие другие специальные структуры. Поэтому даже независимо от того задержан Дуров или нет, нам это нужно делать. Хотя бы потому, что мы ведем войну, а это мессенджер, наиболее часто используемый российской армией, который мы не контролируем, серверы которого находятся на территории России. И который, что интересно, убыточен.

По вчерашнему выводу известного российского цифрового эксперта Муртазина, дотации в год составляют 600-700 млн долларов. Среди инвесторов этого мессенджера очень много российских подсанкционных олигархов. Так что даже по этим причинам мы могли его и полностью запретить. Я не исключаю вариант запрета путем решения СНБО, как это было с упомянутыми "ВКонтакте" и тому подобными ресурсами, но как депутат предложил законодательный путь урегулирования вопроса, — подчеркнул нардеп.

Автор законопроекта предлагает применить европейскую практику запрета на установку мессенджера на служебные устройства.

На момент выхода материала на сайте партии "Европейская солидарность" появилось заявление о необходимости скорейшего принятия решения по дальнейшей судьбе Telegram. В тесте говорится: то, как российская государственная пропаганда стала на защиту задержанного в Париже владельца мессенджера, доказывает его сотрудничество с режимом страны-агрессора.

"И это, безусловно, представляет серьезную угрозу национальной безопасности Украины. Не сомневайтесь, что российская ФСБ точно знает всех админов украинских анонимных телеграмм-каналов, в том числе и военных. Соответственно, имеет их адреса и многое другое", — считают представители партии. И подчеркивают, что принятие законопроекта №11115 на следующем заседании парламента — "минимальный шаг для защиты национальных интересов в информационной сфере".

Как сообщал "Телеграф", фракция партии "Слуга народа" пока не выработала общую позицию по поводу популярного мессенджера. При этом отдельные ее представители в ВР, в частности, Никита Потураев уверен, что с этим не стоит медлить из-за возможных серьезных последствий.

Материал опубликован на украинском языке — читать на языке оригинала