Фирташ возвращается? Как долги превращаются в активы — история ОПЗ, которая не заканчивается

Читати українською
Автор
Новость обновлена 05 ноября 2025, 21:35

Как главный должник Одесского припортового завода стал основным претендентом на его покупку

Сериал "Приватизация Одесского припортового завода" продолжается и заходит уже на пятый сезон. Его кульминация запланирована на 25 ноября 2025 года, когда, собственно, и состоится сам аукцион по продаже 99,5667% государственной доли ОПЗ. Интрига и драматизм этого сезона в том, что вырвать ОПЗ из цепких рук Фирташа, похоже, пытается… сам Фирташ. О подробностях возможной сделки читайте в нашем материале. Был добавлен официальный ответ компании Agro Gas Trading.

Генератор убытков

Продавать в войну предприятие такого уровня, каким является Одесский припортовый завод, выглядит, мягко говоря, несколько авантюрным решением. Сейчас заявленная начальная стоимость приватизации составляет всего 4,5 млрд грн, что равняется около $107 млн. Для сравнения: в 2009 году ОПЗ продали за 5 млрд грн, что в то время составило более $625 млн. Торги тогда, кстати, отменили, якобы именно из-за слишком заниженной оценки стоимости предприятия.

С другой стороны – в последние годы ОПЗ является постоянным генератором убытков. В документах, которые публикует перед аукционом владелец ОПЗ, Фонд государственного имущества, отмечается, что по состоянию на 30 июля 2025 года у предприятия имеется задолженность: по зарплате – 184 млн грн; перед бюджетом – 182 млн грн и кредиторская задолженность 16,2 млрд грн (для понимания – в 2022 году было всего 9 млрд). Поэтому избавиться от такого токсичного актива, который еще и имеет достаточно сомнительные перспективы заработка в условиях войны (сейчас завод фактически простаивает), для государства в целом может выглядеть и правильным вариантом.

Рискованная инвестиция…

Сразу после объявления приватизации в августе 2025 года некоторые эксперты сомневались, что на ОПЗ найдется покупатель даже по такой "лояльной" цене.

"Я не думаю, что кто-то согласится его купить. Я думаю, что ни у кого сегодня нет иллюзий по поводу того, что там набежит куча инвесторов", — рассказывал в комментарии "Телеграфу" член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин: во-первых, потенциальных инвесторов могут отпугнуть значительные долги предприятия. А во-вторых, новому собственнику придется организовывать мощную противовоздушную оборону. Причем за свой счет, поскольку в противном случае есть огромный риск потерять и деньги, и сам завод. (По заводу, кстати, уже прилетало, из-за чего он вынужден останавливать и ту не слишком значительную деятельность, которой занимался – по перевалке зерна. – Ред.).

"Это дополнительные миллиардные расходы, которые мало кто готов нести в условиях войны", — отмечал Пендзин.

Здесь стоит напомнить и о долгах предприятия: львиную долю из 17 млрд грн долга ОПЗ задолжал фирташевскому Ostchem Holding Limited. Компании начали "сотрудничать" во времена Януковича — в 2013 году, после чего государственное предприятие стремительно набирало долги. Как писали в своем расследовании журналисты "БизнесЦензор", в 2013 году убыток завода вырос до 1,14 млрд грн со 116 млн грн в 2012 году.

Что касается Ostchem, то компания, напротив, только зарабатывала. Она на то время, по данным журналистов, покупала дешевый газ у "Газпрома" по $265 за тыс. кубов и затем перепродавала его ОПЗ за $430. При этом эксклюзивным покупателем готовой продукции завода, аммиака и карбамида, также была связанная с Фирташем фирма — NF Trading AG, а большинство договоров между заводом и трейдером заключались по заниженным ценам.

До того в 2010—2011 годах, по данным журналистов, Фирташ благодаря дешевому российскому газу и открытой кредитной российской линии уже купил "Стирол", "Северодонецкий Азот" и "Черкасский Азот", Банк "Надра" и порт "Ника Тера". Это все дало основания говорить о том, что ОПЗ умышленно загоняют в долги, чтобы потом структуры Фирташа могли приобрести его по дешевке. Смена власти в 2014 году как будто помешала планам Фирташа, поэтому он, похоже, решил заработать на нем иначе: через Стокгольмский арбитраж выставил ОПЗ счет в $190 млн, и еще почти $60 млн процентов, которые якобы завод ему задолжал.

25 июля 2016 года Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма обязал ОПЗ оплатить Ostchem Holding Limited $193,26 млн долга и $57,98 млн штрафа. Но в 2021 году Верховный Суд Украины отказал Ostchem во взыскании этих средств.

Рисковые инвесторы

Несмотря на существующие риски, как показало развитие событий, желающие купить ОПЗ по состоянию на сегодняшний день все же нашлись. Один – потенциальный, это агрохолдинг Андрея Веревского Kernel. В сентябре в ответ на запрос ЛБ в Kernel отметили, что "рассматривают такую возможность", впрочем, без лишних деталей.

Резоны Kernel здесь в целом вполне понятны – холдинг заинтересован как собственно в основной продукции ОПЗ, то есть удобрениях, так и в развитой перевалочной инфраструктуре завода, которая позволяет перегружать зерно и другие агропродукты.

Ну а второй пока известный участник, уже открыто заявил об участии в приватизации, ООО "Агро Газ Трейдинг" – компания, занимающаяся поставкой газа на коммерческой основе. Некоторое время основной "статьей заработка" фирмы были именно поставки газового сырья на ОПЗ в качестве давальца.

Компания не впервые заявляет о намерениях приобрести ОПЗ, в 2020 году ее владельцы Александр Горбуненко и Владимир Колот отмечали, что заинтересованы в приобретении как минимум части завода.

Наверное, стоило бы порадоваться за государство, ФГИУ и сам ОПЗ, что, вот, уж точно нашлась фирма, готовая заплатить 4,5 млрд грн за неработающее предприятие, да еще несмотря на военные риски. Если бы не большое и прямо-таки кричащее "но": эти средства "Агро Газ Трейдинг", по версии правоохранителей, мог "заработать", фактически "нагревая" сам Одесский припортовый завод.

"АГТ" как вероятная центральная деталь коррупционной машины

В марте 2020 года НАБУ начало расследовать уголовное производство №12020000000000236, в рамках которого проводились негласные следственные действия по проверке действий должностных лиц "Одесского припортового завода" при заключении и исполнении договоров на переработку давальческого сырья.

Впоследствии фигурантами этого расследования станетт верхушка Фонда госимущества Украины, другие чиновники и должностные лица как самого ОПЗ, так и, в частности, компании "Агро Газ Трейдинг". В марте 2023 года НАБУ выложило его промежуточные результаты. Они оказались настоящей информационной бомбой, которая позже стала известной под названием "пленки Сенниченко".

Согласно материалам расследования НАБУ, в сентябре 2020 года тогдашний глава ФГИУ Дмитрий Сенниченко, привлек своего товарища Сергея Байрака и начал реализацию коррупционной сделки по следующей схеме: ОПЗ, руководство и наблюдательный совет которого были полностью подконтрольны Сенниченко, должен был

. продукции, в том числе аммиака и карбамида. Но не на выгодных предприятию условиях, а по таким ценам, чтобы зарабатывал давалец. При этом давалец должен делиться "прибылями" с участниками преступной схемы.

Сенниченко попросил Байрака подыскать такую коммерческую фирму, которая согласилась бы на сделку, а для поиска нужной фирмы привлек Андрея Гмырина – бывшего советника одного из предшественников Сенниченко в должности главы ФГИУ Игоря Билоуса. Гмирин, в свою очередь, подыскал фирму-исполнителя сделки, которой и оказалось ООО "Агро Газ Трейдинг". Один из основателей этой фирмы Владимир Колот является его родственником.

По версии НАБУ, в результате деятельности преступной группы ОЗУ был нанесен ущерб на сотни миллионов гривен. В изложении на юридическом языке в материалах судебных дел это звучит следующим образом.

"В период с 17.11.2019 по 02.03.2020 ОСОБА_9, реализуя предоставленные ему Законом Украины "О Фонде государственного имущества Украины" и другими актами законодательства Украины полномочия Председателя Фонда вопреки интересам государства, создав преступную организацию, действуя для достижения противоправных целей такой преступной организации" АО "ОПЗ") подконтрольных ему лиц и последующее завладение такими лицами в составе преступной организации средствами АО "ОПЗ" путем установления договорных отношений между АО "ОПЗ" и ООО "АГРО ГАЗ ТРЕЙДИНГ" (далее — ООО "АГТ") на неконкурентных началах по переработке давальческого сырья по заниженным0 В 2021 году АО "ОПЗ" потеряло финансовые ресурсы и получило убытки на сумму 390 970 234,42 грн… " — говорится, в частности, в одной из судебных постановлений, касающихся расследования преступлений, к которым, по версии НАБУ, причастно ООО "Агро Газ Трейдинг".

Фрагмент опубликованной НАБУ расшифровки диалога фигурантов уголовного дела, где упоминается "АГТ" или ООО "Агро Газ Трейдинг"

Что сейчас известно о пребывании и деятельности фигурантов дела по ОПЗ

В октябре 2024 года НАБУ официально заявило о завершении расследования по делу "возглавляемой экспредседателем ФГИ преступной организации". Впрочем, большинство фигурантов дела (а всего среди подозреваемых 10 человек) так и не предстали перед судом, ведь скрываются от стражей порядка за границей.

Криминальная схема хищений на ОПЗ и ОГХК, источник — сайт НАБУ

На сайте НАБУ можно найти датированное еще апрелем 2023 года объявление о розыске 7 из 10 фигурантов дела.

Актуальная информация о розыске подозреваемых по уголовному делу ОПЗ и ОГХК. Источник – сайт НАБУ

Бывший уже глава ФГИУ Дмитрий Сенниченко, который является главным подозреваемым в уголовном деле, где фигурирует ОПЗ, находится в международном розыске. Известно, что в конце 2022 года он зарегистрировал компанию в Испании, но где живет – точно не ясно. В мае 2024 года ВАКС принял решение избрать ему мерой пресечения арест.

Относительно Сергея Байрака, некоторые медиа писали, что он вроде бы стал основным обличителем по этому делу и информатором НАБУ. Упоминалось, что ранее он был одним из топ-менеджеров олигарха Дмитрия Фирташа (действительно, на него до сих пор записано ООО "УА-МЕДИА", принадлежавшее к медиаактивам Фирташа) и имел тесные связи с бывшим директором ОПЗ (также проходит по уголовному делу) Питером Дэвисом.

Об Андрее Гмырине и его семье несколько месяцев назад вышло масштабное расследование "Схем". Оказывается, семья Гмырина начала активно скупать недвижимость в Эмиратах, сразу после того, как НАБУ обнародовало свои "пленки Сенниченко".

"Большинство квартир в Дубае уже продано, но до сих пор, по данным "Схем", в собственности родственников Гмырина остаются апартаменты стоимостью 5,5 миллиона долларов, а также квартира и офисное помещение в аренде до 2025-2026 годов, что может свидетельствовать о том, что семья бывшего должностного лица, вероятно, сейчас живет в ОАЭ", — пишут журналисты.

В расследовании "Схем" также фигурирует Владимир Колот, родственник Гмырина и один из совладельцев ООО "Агро Газ Трейдинг". По данным журналистов, только в 2021 году он потратил на приобретение квартир в Эмиратах 7,3 млн долларов, скупив 910 квадратных метров недвижимости.

Ниточки ведут к Фирташу?

Некоторую дополнительную информацию о фигурантах дела подбросил также известный блогер и журналист-расследователь Владимир Бондаренко. По его данным, владельцы "АГТ" могут быть связаны со структурами Дмитрия Фирташа.

"Собственник 50% Агрогаз трейдинга (АГТ) — Горбуненко Александр Игоревич (1986 г.р., Донецк) имеет отца по имени Горбуненко Игорь Алексеевич (1959 г.р., Донецк), который имеет брата по имени Горбуненко Владимир Алексеевич ( 1948 г.н., Донецк), который имеет сына по имени Горбуненко Денис Владимирович (1973 г.р., Донецк). Денис Горбуненко руководил Родовид-банком от фирташистов и "владел" банком "СИЧ" от фирташистов. То есть кузен Дениса Горбуненко – Александр является "совладельцем" Агрогаз трейдинга (АГТ) от фирташа-левочкина", — пишет Владимир Бондаренко.

Что касается Владимира Колота, то через него также отслеживается связь со структурами Фирташа. Так, Колот в свое время был собственником компании ООО " ТАРГЕТ ГРУП " (ныне ООО "СКАЙФЛАЙ+"), руководителем которой некоторое время был некто Владислав Клищар. Клищар, кстати, сейчас также находится в розыске все по тому же уголовному производству, связанному со сделками Сенниченко и Ко.

Как писал "БизнесЦензор", Клищар, в свою очередь, связан бизнес-связями с Павлом Присяжнюком, ниточки от которого и ведут к Фирташу.

Визуализация связей внутри компании EPI Group s.r.o, данные ресурса rejstrik-firem.kurzy.cz

Учредителями чешской компании EPI Group s.r.o. 18.02.2019 выступили три человека:

Владислав Клищар (35%), Мартин Случка (35%) и выходец из "Карпатыгаз" Павел Присяжнюк (30%). 19 августа 2022 года Владислав Клищар вышел из статуса руководителя и завел на свое место сына Леонида. А Присяжнюк вышел в марте 2021 года из совладельцев. Присяжнюк известен в СМИ как управляющий партнер компании AIM GROUP. С 2014 года Павел Присяжнюк занимал должность независимого директора наблюдательного совета компании Misen Energy AB, Швеция. Эта компания владеет "Карпатыгаз" (на самом деле владела "Misen Enterprises AB", которая является дочерней компанией Misen Energy AB. — Ред.), которую СМИ связывали с Дмитрием Фирташем . В 2011 году Укргаздобыча (УГД), когда ее возглавлял менеджер Фирташа – Юрий Борисов, подписала с "Карпатыгаз" договоры о совместной деятельности (СД) в сфере добычи газа. В результате компания стала крупнейшим партнером УГД по договорам о СД. Кроме того, у Присяжнюка также был общий бизнес с Валентиной Жуковской, которая когда-то возглавляла правление фирташевского банка "Надра ", — отмечает издание.

То есть выходит, что владельцы компании, которая сегодня настроена приобрести ОПЗ, через систему бизнес-связей могут быть связаны с Фирташем. И если да, вся эта эпопея с приватизацией ОПЗ чуть ли не за четверть его первоначальной цены (напомним, с самого начала это было более $600 млн, а сейчас чуть больше $100 млн) — не что иное, как найденный достаточно оригинальный способ вернуть подсанкционному бизнесмену Фирташу его долг, который Верховный суд Украины разрешил не платить.

Кстати, на днях на "РБК-Украина" вышло масштабное интервью владельцев ООО "Агро Газ Трейдинг" Колота и Горбуненко. В нем они убеждают, что на самом деле их компания спасла ОПЗ от окончательного упадка и что они совершенно не скрываются от следствия. А если и живут за границей – то исключительно исходя из бизнес-интересов.

В интервью они также рассказывают о "справедливости к простому инвестору" и жалуются, что государство должно, напротив, помогать, а не преследовать таких, как они. И выражают надежду, что предстоящий процесс приватизации ОПЗ не станет "политическим шоу". Так бывает: предприниматели умело сбегают от прокуроров и детективов НАБУ, веря, что по дороге встретят свою прекрасную и всесильную "инвестняню".

"Телеграф" намерен и дальше следить за сюжетными перипетиями сериала с приватизацией ОПЗ. И обязательно обратится во ФГИУ и САП, чтобы узнать, что они думают о перспективах такого неоднозначного участника приватизации, как ООО "Агро Газ Трейдинг". Не переключайтесь.

Офіційна відповідь ТОВ "Агро Газ Трейдінг"

Утверждения, касающиеся деятельности компании Agro Gas Trading и ее деловых отношений с контрагентами, распространены без надлежащей проверки их достоверности и без получения официальной позиции самой компании и без учета ключевых фактов хозяйственной деятельности AGT и ее экономического вклада в стабилизацию работы ОПЗ в 2019-2021 годах.

Мы подчеркиваем:

  • В рамках сотрудничества с ОПЗ AGT обеспечила поставку завода около 1,42 млрд м³ природного газа; на мощностях ОПЗ было произведено ориентировочно 1,735 млн. тонн карбамида и 187 тыс. тонн аммиака, более 90% этой продукции было поставлено на экспорт, что дало валютную выручку стране.
  • Сотрудничество позволило сохранить более 3000 рабочих мест, повысить заработную плату работникам более чем на 20%, возобновить выплаты и премирование персонала, а также погасить 68,1 млн. грн. задолженности перед группой "Нафтогаз".
  • Завод получал согласованную контрактом оплату своих производственных услуг, включавшую повышенные надбавки к тарифу переработки именно для поддержания операционной устойчивости предприятия.

Преднамеренное игнорирование этих фактов в публикации и одновременное приписывание AGT роли "структуры, через которую выкачивали деньги", формирует у неопределенного круга читателей впечатление, что компания как юридическое лицо или отдельные ее представители виновны в совершении уголовного правонарушения.

Утверждение о том, что участие AGT в приватизационном аукционе может быть прикрытием коррупционной сделки, является умозрительным предположением и не подтверждено ни одним фактом, договором, корпоративной связью или каким-либо документом, свидетельствующим о наличии контроля или влияния со стороны Дмитрия Фирташа на AGT, ее бенефициа. AGT официально заявляет, что компания является независимым частным украинским предприятием, не находится в сферах контроля ни одной финансово-промышленной группы, связанной с гражданином Дмитрием Фирташем, не имеет с ним общих активов, общих корпоративных структур или общих бизнес-интересов.

Ссылка авторов материала на многоуровневые родственные связи третьих лиц, построенные по принципу "родственник знакомого когда-то работавшего в структуре, которую медиа связывали с Фирташем", не может считаться доказательством и, наоборот, является классическим примером спекулятивного построения репутационной манипуляции. Такая наклейка ярлыка фактически отождествляет AGT с подсанкционным олигархом и выносит оценочный вывод о якобы коррупционном характере участия AGT в аукционе, прямо вредит деловой репутации компании и создает у читателя ошибочное впечатление о незаконности ее намерений.

Компания подала официальную заявку на участие в приватизационном аукционе ОПЗ в соответствии с процедурами, определенными законодательством Украины, предоставила полный пакет документов и уплатила регистрационный взнос. Намерение компании прозрачно: возобновить производство, модернизировать технологические узлы, повысить эффективность потребления энергоресурсов, сохранить и развить рабочие места в регионе, укрепить экспортную способность страны в сегменте минеральных удобрений и аммиака.

AGT особо подчеркивает: по состоянию на дату этого заявления никакого обвинительного приговора суда в отношении должностных или бенефициарных лиц AGT не существует. Никакого решения суда, устанавливающего вину компании или ее должностных лиц в причинении ущерба ОПЗ, отсутствует. Любое другое представление информации является нарушением принципа презумпции невиновности.