В Украине разворачивается настоящая катастрофа в системе образования - Алексей Кущ
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Аналитик и экономический эксперт Алексей Кущ о проблемах современного украинского образования
Два года пандемии, три года войны.
У нас разворачивается настоящая катастрофа в системе высшего и среднего образования.
Проблема системная и даже поколенческая.
Независимое международное тестирование показало в прошлом году масштаб проблемы: 60% школьников не дотягивают до базового уровня знаний по математике, природоведческим наукам и работе с текстами.
Например, не могут сложить дроби с разными знаменателями или даже сократить дробь.
Немецкий экономист Бруно Кналл в 1963 году написал книгу "Роль и значение профессионального образования в рамках планирования развития".
Ключевая идея, которая затем стала модификацией теории "порочного круга нищеты", примерно следующая:
"…. отсталая экономика не позволяет выделить достаточных средств для развития образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров, что приводит к низкому уровню квалификации рабочей силы, постоянной нехватке специалистов, что в свою очередь приводит к низкой производительности труда, а значит ещё больше способствует отсталости экономики, которая не может выделить достаточных средств для преодоления существующей тенденции"..
Это примерно один из "кругов нищеты", закольцевавшихся в Украине, о котором я писал еще до войны.
Любая образовательная система — это подготовка человеческого капитала в соответствии с внутренним спросом со стороны реального сектора экономики.
Для кого мы готовим конструкторов, технологов, авиаторов, ученых, если у нас закрываются заводы и сокращаются научные институты?
На заре независимости, украинская экономика по уровню сложности (данные лаборатории экономической сложности Хаусмена и Идальго), входила в топ-40, опережая соседей.
Сейчас мы опустились ниже 50-го места и уступаем почти всем региональным конкурентам.
А будет еще хуже, ведь мы шли не к модели национальной промышленной политики и реновации индустриального ядра, а к модели "простых решений и еще более простых результатов".
У нас нет корреляции между государственной экономической политикой и образовательным заказом и структурой абитуриентов. Между спросом на профессии со стороны бизнеса и предложением профессий со стороны ВУЗов.
Точнее сказать — есть полный дисбаланс.
Система образования в успешных странах базируется на кластерном развитии. В этом ее успех.
Любой ВУЗ должен быть генератором потока знаний и инноваций.
Произойти это может, только в тому случае, если он является одним из элементов технологического кластера наряду с предприятиями реального сектора и научными институтами.
ВУЗ-ы формируют человеческий капитал, наука — генерирует инновации, промышленность формирует на них спрос.
Лучшие клиники на западе — университетские.
В качестве центров трансферта инноваций для обеспечения их диффузии в экономике, выступают государственные и рыночные механизмы, выполняющие центральную роль в кластерной модели развития.
Со стороны государства — центры трансферта инноваций и знаний.
Со стороны бизнеса: бизнес-ангелы и менторы.
На центрах трансферта инноваций и кластерном развитии, основано, например, польское экономическое чудо.
Затем формируются межсекторальные перетоки знаний и инноваций, как это происходит при взаимодействии кластеров в Нидерландах.
А вот в сервисно-сырьевой экономике умные, действительно, не нужны.
Источник: Facebook-страница Алексея Куща.
Мнения, высказанные в рубрике блоги, принадлежат автору.
Редакция не несет ответственности за их содержание.