Киевпасстранс хочет потратить миллиард на троллейбусы, активисты видят нечестную конкуренцию и требуют прозрачности

Читати українською
Автор
Новость обновлена 09 октября 2025, 12:11

На следующей неделе решится вопрос, какая фирма будет поставлять электротранспорт для столицы

До конца 2025 года коммунальное предприятие "Киевпасстранс" должно получить 10 новеньких троллейбусов и еще 30 в следующем. Такие условия предусматривает тендер на обновление подвижного состояния, проведение которого в последний момент перенесено с 8 на 13 октября. По мнению гражданских активистов, которые отстаивают права пассажиров и мониторят работу общественного транспорта, торги могут пройти на неконкурентных условиях. К тому же они говорят, что приобретение техники не увеличит ее количество на дорогах, ведь КП испытывает нехватку водительских кадров.

"Телеграф" узнал подробности тендера и выяснил, каких троллейбусов не хватает столице и что стоит сделать, чтобы этот вид транспорта работал на полную мощность.

Действительно ли Киев нуждается в новых троллейбусах?

Обновление подвижного состава в целом и троллейбусного парка в частности — это одна из целей, заявленных в стратегическом плане развития КП "Киевпасстранс" на 2023-2025 годы. На момент разработки документа речь шла о необходимости замены 30-40% имеющегося транспорта. Ведь троллейбусы уже проработали более 10-15 лет, к тому же старые высокопольные модели достаточно неудобны для пассажиров, не имеют кондиционирования салона, системы видеонаблюдения и т.д. Приобретением современных моделей предприятие планировало добиться улучшения качества пассажирских перевозок и уменьшения влияния на экологию.

– Уровень загазованности в Киеве очень велик, особенно это чувствуется летом. И чем больше у нас транспорта, работающего на бензине и дизеле, тем хуже будет в столице дышаться. Троллейбусы не производят вредных выбросов во время движения, поскольку работают на электрической тяге. Поэтому столице действительно было желательно развивать троллейбусное движение и использовать полноценно большую троллейбусную сеть,

С учетом ограниченных собственных ресурсов "Киевпасстранс" полагался в приобретении нового транспорта в большей степени на бюджет Киева, государственные субвенции, а также кредиты и гранты Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и инвестиции международных партнеров.

Партию двухсекционных троллейбусов Киев приобрел четыре года назад

Например, в 2021 году город закупил 15 "длинных" троллейбусов, а в 2023 году ЕИБ выделил 50 млн евро, которых должно было хватить по подсчетам "Киевпасстранса" на 74 троллейбуса. Насколько известно, закупка еще не произведена.

Модернизация транспорта заявлена в плане развития Киевпасстранса

А к концу 2025 года стало известно о намерениях КП "Киевпасстранс" потратить 1 млрд гривен собственных средств на закупку новых троллейбусов. Этой суммы, согласно заявке на сайте Prozorro, должно хватить на 40 транспортных средств. То есть ориентирована цена одного должна быть на уровне 25,2 млн. грн. (520 тыс. евро в эквиваленте). Среди важных характеристик в тендерных условиях указан год выпуска — "не раньше 2025 года", длина от 11,9 до 12,7 м, то есть это должны быть односекционные троллейбусы с вместимостью 90-110 пассажиров.

Плюс заявлен низкий уровень пола и наличие мест для колясок и инвалидных колясок, что делает транспорт доступным для разных категорий пассажиров и соответствует общему курсу на инклюзивность городского транспорта. Также троллейбусы должны быть оборудованы системой автономного хода на расстояние не менее 20 км. Последний пункт важен, учитывая постоянные обстрелы столицы, так как делает троллейбусы независимыми от электросети, которая может быть повреждена или обесточена.

Активисты видят тендер под одного заказчика: три тревожных фактора

Казалось бы, организаторы торгов предусмотрели все моменты, чтобы на столичных маршрутах появился современный и комфортный транспорт. Но дьявол, как часто бывает, кроется в деталях, а именно в организации тендера и требованиях к будущему победителю. В частности, на признаки неконкурентных условий обратили внимание представители общественной организации "Пассажиры Киева", а именно:

  • первоначально ограниченный одной рабочей неделей срок приема предложений;
  • авансовая выплата в размере 70% от суммы контракта до поставки первого троллейбуса;
  • условие поставки не менее 10 единиц транспорта до конца года;
  • более высокая на 20-25% цена по сравнению с закупками аналогичных по характеристикам троллейбусов в других городах: 520 тыс. евро/единица в Киеве, в то время как Ивано-Франковск, Кременчуг и Николаев покупали за 400-430 тыс. евро/единица.
Поставить 10 троллейбусов до конца года могут только производители, уже имеющие транспорт.

Как отметил глава ОО "Пассажиры Киева" Александр Рак, тендерная документация не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников. Учитывая это, активист подал жалобу на этот тендер в Государственную аудиторскую службу и получил автоматический ответ, что будет рассмотрена возможность проведения мониторинга.

По совокупности факторов выглядит, что закупка подстроена под одного какого-то производителя, имеющего в наличии уже готовые или почти готовые троллейбусы. Иначе ведь невозможно выполнить условия и обеспечить поставку до конца года десяти транспортных средств. Скорее всего, участник в тендере будет один, соответственно, не стоит ожидать, что цена упадет,

Александр Рак добавил, что слишком высокий процент аванса создает дополнительные риски. Существует вероятность: поставки вообще не будут осуществлены или не будут соответствовать заявленным объемам. Тем более, что в столице уже были такие примеры.

В принципе, как такое авансирование – это неплохо, но в таком соотношении представляет опасность. Компания может просто получить эти деньги и ничего не поставить, вернуть их можно будет только в судебном порядке. У нас такие примеры есть. В случае с метро на Виноградарь подрядчик получил авансовые платежи в несколько миллиардов, а фактически выполнил меньший объем работ,

Дефицит водителей — важная проблема, которую не учли

Еще один ключевой момент, на который обращает внимание общественный активист, это предпочтение при обновлении подвижного состава троллейбусам. Как отмечают в ОО "Пассажиры Киева", КП "Киевпасстранс" постоянно испытывает дефицит водителей. Сейчас на сайте предприятия есть объявления о соответствующих вакансиях во всех троллейбусных депо, кроме того, здесь готовы и сами учить кадры. Но, учитывая такую ситуацию, появление нового транспорта не увеличит его количество на улицах.

С одной стороны, нет пока в стране производителя, который мог бы до конца года поставить десяток 18-метровых сочлененных троллейбусов. Такие выпускала корпорация "Богдан", но она обанкротилась несколько лет назад. Играют роль и условия закупки, если бы поставки были растянуты на год, это не помешало бы другим производителям подстроиться и собрать такие троллейбусы. Но сейчас КП решило закупать единичные троллейбусы,

При этом такие же будут поставляться в рамках приобретения подвижного состава на кредитные средства ЕИБ. Между тем парк длинных троллейбусов, по словам главы ОО "Пассажиры", уже давно не пополнялся. Что не логично в условиях нехватки водителей.

Одно и то же количество водителей могло бы обслуживать большее количество пассажиров. Ведь троллейбусы с двумя секциями имеют в полтора раза большую пассажировместимость, чем единичные, плюс они дают больший комфорт для пассажиров в часы пик. Однако "Киевпасстранс" закупит единичные, соответственно, и ожидания качественных изменений не стоит ожидать. Новые троллейбусы просто заменят работающие сейчас на маршрутах, как это случилось с ранее приобретенными автобусами,

Тендер внезапно перенесли – причины и перспективы

В преддверии торгов, запланированных на 8 октября, в электронной системе закупок появилось сообщение об изменении сроков приема заявок. КП "Киевпасстранс" продлил его до 13 октября. Разъяснения изменений при этом на Prozorro отсутствуют. А активисты предполагают, что потенциальный участник, на которого сделали ставку в коммунальном предприятии, мог просто не успеть приготовить документы.

Также собеседники "Телеграфа" делают предположение, что на это могли повлиять жалобы/вопросы от общественности и производителей. В частности, в рубрике "вопросы" появилось замечание по неравномерной финансовой ответственности сторон. За нарушение сроков выполнения условий договора прописан штраф для продавца от 5 до 20% от стоимости товара. Меж тем покупатель, если несвоевременно за него рассчитается, должен заплатить лишь 0,001% годовых.

Активисты уверены, что длинные троллейбусы лучший вариант для столицы

По мнению авторов обращения, такое условие несправедливо, неравноправно и нарушает права поставщика. КП "Киевпасстранс" в ответ заверил, что разработал документ в соответствии с требованиями законодательства. Представители общественности надеются на реакцию Госаудитслужбы и привлекают внимание к необходимости пересмотра подхода к обновлению троллейбусного парка.

Проблема в том, что в 2016 году на маршруты Киева выходило 450 троллейбусов. Сейчас вдвое меньше — ориентировочно 250. Зато у нас огромная контактная сеть, которая не используется в полной мере. Соответственно, существует необходимость в увеличении количества троллейбусов, но акцент все-таки нужно делать на сочлененных троллейбусах. Пока мы видим другую картину и считаем, что текущий тендер является дискриминационным по своим условиям и "заточен" под одного производителя,

"Телеграф" направил запрос в КП "Киевпасстранс" с вопросами о стоимости и характеристиках троллейбусов, а также видения, как будет покрываться нехватка водителей, и ознакомит с ответом читателей, как только он поступит. Следить будет наше издание и за перипетиями тендера.

Как сообщал "Телеграф", с начала полномасштабного вторжения Киев получил от партнеров десятки автобусов, но не все они вышли на городские маршруты.