Поляки высыпали украинское зерно. Ответим? Что произошло на границе и при чем здесь РФ
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Польские фермеры жалуются на поток украинского зерна
В Польше фермеры высыпали зерно из украинских грузовиков на границе и возобновили блокировку пунктов пропуска, жалобы остаются прежними — таможенный безвиз, повлекший поток тонн дешевого зерна в Европу. Однако на этот раз украинское общество шага поляков с рассыпанным зерном не поняло и восприняло как оскорбление и неуважение. Посевная и жатва в Украине второй год подряд проходили с риском для жизни украинских фермеров и иногда заканчивались трагически, в условиях дефицита ресурсов для разминирования, бомбардировок ангаров с тоннами зерна в портах Черного моря и блокировкой водных маршрутов оккупантами. Телеграф разбирается, что подталкивает европейских фермеров к таким резким действиям.
Причина не только в Украине. Каждый протест уникален
На самом деле, фермеры протестуют не только в соседней с Украиной Польше, но и в Греции, Италии, Испании, Бельгии, ранее эффектные протесты происходили в Германии, Франции, Португалии и Нидерландах. Митингующие перекрывали дороги массивными тракторами, обливали города перегноем, забрасывали стены Европарламента яйцами, жгли шины, устраивали драки с силовиками вплоть до применения слезоточивого газа. И причины гнева у всех них отличаются — от цен на топливо и электричество до новых экологических правил и таможенного безвиза с Украиной (в основном это касается наших соседей). Рассмотрим основные из них.
Экологические правила Европейский зеленый курс (European Green Deal), направленные на борьбу с изменением климата.
Сейчас на сельскохозяйственный сектор приходится 11% выбросов парниковых газов ЕС, которые Союз пытался сократить новой политикой, которая является частью Европейской Green Deal (цель сделать блок климатически нейтральным до 2050 года, включать обязательства для фермеров выделять по меньшей мере 4% пахотных земель под непроизводительные объекты, они также должны уменьшить использование удобрений не менее чем на 20%). Для начала ЕС преследовал цель сократить вдвое использование химикатов до 2030 года в рамках Green Deal. Предложение также включало запрет на использование пестицидов в общественных парках и садах, школах и т.д.
Фермеры протестовали, потому что уверены — ограничения сделают европейский сельскохозяйственный сектор менее конкурентоспособным по импорту. В ответ на протесты 6 февраля в ЕС ослабили часть рекомендаций по сельскому хозяйству. Поэтому из окончательного проекта вычеркнули пункт о сокращении выбросов сельским хозяйством, кроме CO2, на 30% к 2040 году. Однако протесты до сих пор продолжаются.
(!) И польские фермеры тоже не исключение, они требуют отмены климатических ограничений. В Польше 9 февраля фермеры заблокировали центр Познани более тысячи тракторов, взрывали петарды и включили марш "Звездных войн". Самой популярной жалобой, конечно, было то, что "Польшу заваливает зерно из Украины", но на приеме у воеводы фермеры выдвинули 7 требований. И не менее важным требованием было отправить на помойку "Зеленый курс" ЕС вместе с его ограничениями.
Дизельное топливо
В Германии фермеры протестовали в основном против отмены субсидий на дизельное топливо для сельхозтехники. Правительство собиралось отменить эти налоговые льготы в рамках комплекса мер по закрытию "дыры" в федеральном бюджете.
Цены на электроэнергию
Греции фермеры митинговали из-за высоких цен на электроэнергию, дизельное топливо, субсидированный корм, изменения экологических правил ЕС.
Отмена льгот
В Италии беспорядки происходят из-за отмены льгот по налогу на прибыль, изменения вступили в силу в этом году. Во Франции крестьян разозлил правительственный план постепенной отмены налоговых льгот для фермеров на дизельное топливо в рамках более широкой политики перехода на зеленую энергетику.
Протесты распространяются вне ЕС
Пример европейцев вдохновил фермеров в Великобритании, волна митингов достигла города Дувр. Один из организаторов митингов, Джефф Гибсон, признался, что "протесты фермеров в Европе показали нам, чего можно достичь, и, надеюсь, правительство начнет обращать внимание". Британцы жалуются на невыгодные условия для экспорта и считают, что их заполонил дешевый импорт.
На уникальность протестов в каждой стране также обратил внимание предприниматель Роман Матис в Facebook.
"Есть два протеста польских фермеров — один настоящий, а второй" для истерических телеграмм каналов. Самое первое и ключевое это те же требования, что и у аналогичных протестующих в других странах Европейского союза. Потому что фермеры протестуют не только в Польше, но и в Германии, Франции, Испании. Просто с другими странами у нас нет пунктов пропуска на границе, так нам и не рассказывают об этих протестах. А между тем фермерские тракторы блокируют центр Парижа с не меньшим энтузиазмом, чем их коллеги делают это в Варшаве или Дорогуске. Их объединили для протеста требования остановить введение так называемого "Зеленого соглашения", являющегося пакетом политических инициатив Еврокомиссии с целью вывода Европейского Союза на путь экологической трансформации в финальных целях — достижения климатической нейтральности к 2050 году. Эти инициативы влекут введение новых биопрепаратов, генетически разнообразных систем, точного земледелия, новых методов селекции растений и т.п., что, по мнению протестующих, удорожит производство и сделает занятие фермерством абсолютно невыгодным. К этому добавляется тот факт, что благодаря продленному разрешению беспошлинного ввоза агропродукции из Украины на ближайший к нам польский рынок попадают продукты, выращиваемые с использованием дешевых пестицидов. Благодаря чему продукция дешевле и создает нечестную конкуренцию на рынке", — объясняет Матис.
Рассыпанное зерно из Украины
Причина недовольства фермеров в Польше — будто Европейский Союз делает недостаточно, чтобы остановить более дешевый импорт агропродуктов из Украины, который "взрывает" местную продукцию. Они хотят, чтобы ЕС возобновил требование для украинских дальнобойщиков получать разрешение на работу в 27 странах-членах. Подобные требования предъявляют венгерские фермеры.
Однако наибольшее возмущение вызвало самое "зерновое пиратство", когда фермеры остановили фуры с украинским зерном для Литвы. Инцидент произошел 11 февраля вблизи перехода "Ягодин — Дорогуск", где польские фермеры возобновили протесты с блокадой. В Польшу въехали три грузовика, которыми управляли украинские водители, протестующие остановили фуры, повредили автомобили, силой их открыли и высыпали из них по 3 тонны зерна. Водители повернули обратно в сторону Украины. По данным польского издания RFM 24, дело расследует полиция, которая выясняет подробности происшествия и изымает доказательства. По словам польских правоохранителей, аграрии якобы отобрали пробы высыпанного зерна и планируют передать их на исследования на содержание запрещенных веществ. Материалы впоследствии обещают направить в прокуратуру.
Видео из очереди перед Ягодином выложил один из организаторов блокады Рафал Меклер, где похвастался совершенным и подал обидчиков в качестве жертв, мол, польские фермеры вынуждены брать дело в свои руки. Маклер — лидер люблинской организации партии "Конфедерация", очень своеобразной политической группировки, распространяющей антиукраинские лозунги, выступает против оказания помощи Киеву. Партия потеряла популярность после начала вторжения РФ в Украину, но поднялась в рейтингах во время протестов фермеров.
Посол Украины в Польше Василий Зварыч сообщил, что грузовики, из которых высыпали зерно, направлялись в Литву.
"Украинские дипломаты находятся на прямой связи с водителями указанных грузовиков. Мы требуем найти и привлечь виновных к ответственности. Польские органы власти должны решительно отреагировать в правовом поле на это позорное и обидное для украинцев и большинства поляков преступление и не позволить подобных варварских действий в будущем ", — написал посол.
Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба осудил действия польских фермеров.
"Порча украинского зерна на польской границе недопустима. Любой хлебороб должен знать, сколько труда забирает выращивание зерна, особенно в военное время. Ради дружественных украинско-польских отношений виновники этой провокации должны быть привлечены к ответственности", — отметил Дмитрий Кулеба.
Заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Качка заявил, что нехватка реакции со стороны польских властей приведет к ксенофобии и политическому насилию. Единственное, что, по его мнению, может спасти ситуацию – снятие всех блокад и гарантии безопасности украинским грузам в Польше.
"Иначе завтра Меклер и его банда начнут убивать украинцев за то, что они украинцы, — написал должностное лицо в фейсбуке. И добавил: "если безразличие к насилию над украинскими товарами в Польше сохранится, то я не удивлюсь уничтоженным фурам с польским сыром или просто уничтоженным польским товарам на полках украинских супермаркетов.
Пока никаких извинений или объяснений от официальных лиц за уничтоженное украинское зерно не прозвучало. Заместитель министра сельского хозяйства Польши Михал Колодзейчак анонсировал PAP, что Варшава введет проверки всего украинского зерна на границе. Мол, Украина ввозит в Польшу много фуражного зерна. Он говорит, что зарегистрировано 15000 перевозок фуражного зерна, иногда десятками вагонов. Украина отправляет его транзитом, а впоследствии оно возвращается в Польшу.
"Всего в Украину было отправлено и должно было остаться в Польше 6 млрд злотых, то есть 330 тысяч тонн технического зерна", — добавил он и сообщил, что одна из компаний отвечала за импорт зерна на сумму 0,5 млрд злотых.
Он не знает, попало ли это зерно на столы поляков, поскольку большая часть зерна не тестировалась. А чужим тестам Колодзейчак не доверяет.
Как сообщалось ранее, по состоянию на 11 февраля заблокированы остаются два пункта пропуска "Ягодин" и "Рава Русская", где в очередях застряли сотни грузовиков. Также протестующие угрожают заблокировать еще два пункта на границе с Украиной — "Устилуг" и "Угринов".