Россия попрошайничает горючее в Беларуси: спасет ли "капля в море" утопающего
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Эксперты отмечают: раньше Россия отправляла бензин в Беларусь, теперь наоборот – Лукашенко перерабатывает нефть в бензин для Путина
Россия, еще недавно гордо называвшая себя мировой "бензоколонкой", после ударов "добрых" дронов по НПЗ вынуждена просить топливо у соседей. Беларусь в сентябре нарастила экспорт бензина в РФ в четыре раза по сравнению с августом – до 49 тысяч тонн. Еще 33 тысячи тонн дизельного горючего пошли по тому же маршруту.
"Телеграф" рассказывает, почему рост белорусского экспорта бензина не спасет Россию от топливного кризиса и как украинские удары изменили баланс сил на рынке топлива.
Крутое пике "бензоколонки": как Россия за несколько месяцев превратилась из глобального экспортера в попрошайку
Летом 2025 г. в России начался настоящий топливный кризис. В 20 регионах ввели нормирование продаж бензина, на автозаправках появились километровые очереди, а в аннексированном Крыму топливо вообще исчезло. Москва запретила экспорт бензина и дизеля до конца года.
Причина – массированные удары украинских дронов по российским НПЗ. По оценкам экспертов, из строя выведено около 38% паспортных мощностей. Потери производства составляют не менее 20%.
"Мы им убрали где-то 35-40% нефтепереработки. А для рынка это очень существенно", — констатирует в комментарии "Телеграфу" эксперт топливного рынка Леонид Косянчук. По его данным, в 2022 году Россия производила 42 миллиона тонн бензина в год. Кроме того, эксперт называет еще одну возможную причину возникновения бензинового кризиса:
В России из-за проблем с бюджетом, из-за этого сумасшедшего дефицита, решили корректировать статьи, не имеющие непосредственного отношения к ведению войны, а именно убрать 2,6 триллиона рублей, которые в 2025 году заложены на демпфер (господдержка нефтекомпаний для стабильных цен на бензин и дизель, — Ред.).
По его мнению, остановка этих доплат реализаторам горючего, компенсировавших разницу между мировыми и внутренними российскими ценами, сделала невыгодной продажу бензина в РФ.
И, соответственно, оно начинает исчезать из сетей, особенно, если мы видим карту России, где есть бензиновый кризис, там весь восток, —
Увеличение поставок бензина от Лукашенко – это лишь жалкая капля в море российских потребностей
У Беларуси есть два завода — "Нафтан" в Новополоцке и Мозырский НПЗ. У каждого паспортная мощность 12 миллионов тонн в год, но обычно работают на меньшей мощности — около 9 миллионов тонн. При том, что производство бензина в РФ, по последним доступным данным на 2023 г., составило 44 млн т в год при потребности в 38 млн т в год — мощности белорусских НПЗ выглядят просто каплей в море.
"Беларусь не спасет Россию, это надо понимать. Два этих НПЗ помогут, но не спасут", — объясняет главный консультант Национального института стратегических исследований, кандидат экономических наук Иван Ус в комментарии "Телеграфу".
Два завода практически обеспечивали до войны 70% потребности Украины. Насчет того, смогут ли они покрыть всю территорию России и всю потребность, думаю, что нет,
Эксперт топливного рынка Артем Куюн также сомневается, что увеличенные поставки белорусского бензина разрешат топливный кризис в России. "Они в теории даже не могут это покрыть", — говорит эксперт в комментарии "Телеграфу".
"Деньги на бочке": как Лукашенко цинично зарабатывает на топливном апокалипсисе Путина
Александр Лукашенко не торопился помогать Путину. Но когда цены на бензин в России выросли на 50% с начала года из-за дефицита, белорусским дилерам стало гораздо выгоднее продавать топливо соседям, чем на внутреннем рынке. Лукашенко получает прибыль и загрузку для своих НПЗ.
Лукашенко захочет заработать точно на этом. Это не будет поддержка, знаете ли, такая дружеская, —
Еще одна причина того, что белорусский диктатор не бросает все силы на помощь соседу — он боится повторения "картофельного кризиса", когда белорусские аграрии массово экспортировали картофель в Россию по более высоким ценам, а в самой Беларуси овощ резко подорожал и почти исчез с полок. Это было серьезное имиджевое поражение для Лукашенко.
Еще один фактор – зависимость белорусских НПЗ от нефти из РФ через трубопровод "Дружба", который неоднократно останавливали украинские дроны.
Беларусь пытается организовать альтернативные поставки по железной дороге, частично переведя объемы из трубопроводов в цистерны, но это неудобно, долго и дорого,
Москва и Петербург в приоритете, а регионы – к ацетоновой смеси: остаточный принцип распределения топлива
Россия распределяет бензин по традиционному принципу: сначала обеспечивает Москву и Петербург, а остальные регионы получают по остаточному принципу.
В первую очередь они будут закрывать Москву и Петербург. Для них главное обеспечить столицу, Петербург – это второй город государства. Все остальные – по остаточному принципу, –
Белорусский бензин идет преимущественно в западные области России цистернами по железной дороге. "Трубопровод работает… А что касается обратного направления, то это, разумеется, цистерны… поезда должны работать", — добавляет Ус.
Логистика усложняет доставку в Урал и Сибирь. "Эти поставки из Беларуси пойдут, прежде всего, в западные регионы… даже Москву и Питер могут не спасти", — говорит Ус.
Артем Куюн отмечает, что бензин используется для внутреннего потребления, в то время как дизель преимущественно экспортируется:
"Почему нет проблем с дизелем? Потому что экспорт уменьшили просто. И все. Это на внутренний рынок. Ту же армию".
Краткосрочным выходом могут стать импорт и временное снижение стандартов качества, но проблема не решится быстро:
Даже массированными импортами поставляют... быстро это не будет в любом случае, —
В то же время, дефицит создает социальный дискомфорт и может провоцировать протесты. В частности, по словам Куюна, летом в Москве и Петербурге население начало выражать недовольство.
Удивился, когда там минимальный даже "вой" поднялся по поводу того, что бензина нет. Я, честно говоря, думал, что там все люди "схавают", -
Больше всего кризис бьет по отдаленным регионам и оккупированным территориям. В Крыму лимиты максимум 20 литров на человека, очереди на трассе Москва-Казань. Перебои зафиксированы в Кировской, Нижегородской и Костромской областях.
Я вчера разговаривал с людьми из Луганска… бензин идет такой интересный из смеси растворителей… очень воняет ацетоном, —
Проблема, прежде всего, с бензином А‑95. "С дизельным топливом в России пока сравнительно неплохо — его производят с большим запасом, то есть для армии хватает", — добавляет Косянчук.
Фантастическая ирония "Налогового маневра": как Кремль сам себя загнал в ловушку
Эксперты обращают внимание на ироничный момент истории. В 2019 году Россия приняла так называемый налоговый маневр: Беларусь должна была покупать у России меньше нефти и больше нефтепродуктов, чтобы уменьшить работу своих НПЗ и увеличить зависимость от российского бензина. Теперь наоборот — снабжает много нефти, и покупает бензин.
Потому что без их бензина Россия не может. Сам факт того, что Россия из экспортера, причем такого весомого, превращается в импортера нефтепродуктов, конечно, удар по экономике.
По мнению экспертов, полного коллапса с бензином в России не случится. Однако Украина может эффективно лишать горючего многие регионы европейской части РФ. Белорусский бензин эту проблему не решит, поставки от Лукашенко останутся каплей в море российских потребностей даже в случае их увеличения.