Каштаны на мыло, лесные ягоды – на сок: как украинец превращает дикорастущие растения в деньги

Читати українською
Автор

Раскрываем тайны каштанового бизнеса и не только

Украинцы зарабатывают деньги на каштанах — недавно "Телеграф" попытался проследить всю цепочку этого бизнеса: от сдачи плодов на пункты приема вторсырья до переработки и изготовления из них если не лекарств, то хотя бы косметических средств. Впрочем, как выяснилось, каштановый бизнес скрывает много секретов.

Золотые каштаны

Самая главная интрига: как 4 гривны за килограмм сданного сырья (в этом году полтавские заготовители принимают каштаны именно за такие смешные деньги) превращаются в тысячи долларов прибыли для тех, кто отправляет их тоннами за границу? На самом деле мы не знаем точных сумм валютной выручки предприимчивых экспортеров, поставляющих эти полезные плоды в Китай, Германию, США, Польшу, Чехию и Болгарию. Это коммерческая тайна. Но известно, что украинская продукция пользуется спросом, потому что в ней мало гербицидов и ядохимикатов. Наши дикорастущие каштаны ценятся больше, чем специально выращенные на плантациях.

К сожалению, нам не удалось полностью раскрыть эту тему.

Но вот — новость: глава садоводческого товарищества "Мрия" Иван Дегтяр из Решетиловки Полтавской области сообщил, что в межсезонье на его предприятии, которое выпускает продукцию под брендом "Адамовка", тестируют переработку нового плода — каштана конского.

Каштана конского закупили 100 килограммов – для тестирования процесса

"Хотим заработать на этом сами и дать подзаработать местным жителям, подняв цену на это ценное сырье производственным спросом", — подчеркнул Иван.

Конечно, мы расспросили его больше.

Смола пойдет в мыло

— Четыре-пять гривен за килограмм каштанов — мизер, — говорит Иван Дегтярь. — Перекупщикам это выгодно: чем дешевле они приобретут сырье, тем больше навара при перепродаже. Мы же переработчики и производители, поэтому каштаны закупали у населения по 15 гривен, яблоки — не по 3 гривны, как другие заготовители, а по 5–6. Правда, каштана конского закупили всего 100 кг. Хотим протестировать технологию переработки и возможность использования продукта в косметическом мыле, которое сами производим. Для экспериментальной партии этого достаточно.

Как происходит процесс переработки каштанов?

— Технология вообще нам знакома, потому что похожа на переработку овощей и фруктов, что является основным направлением деятельности "Мрии". Сначала измельчаем и сушим плоды, потом перемалываем до состояния муки. Затем заливаем спиртом в специальной емкости и нагреваем до 60 градусов. В таком состоянии смесь нужно выдержать двое суток, чтобы экстрагировать эсцин — биоактивное вещество, которое и делает каштан лечебным. После этого экстракт отделяем от жмыха, а спирт испаряем по специальной технологии и снова пускаем в оборот.

Полученную эсциновую смолу планируем использовать в новой линейке косметических средств (жидкого мыла) или реализовывать как отдельный полуфабрикат.

Начало процесса: вымытые каштаны необходимо измельчить

Вы закупили отдельное оборудование для переработки каштанов?

— Нет. Наши сушилки подходят как для фруктов-овощей, так и для каштанов. Хотя последние имеют специфику – сушка должна происходить медленно и равномерно, при невысокой температуре.

Тестирование показало: нужно немного модернизировать имеющееся оборудование. Но это даже хорошо — сможем более эффективно использовать его в межсезонье.

А почему вы взялись за каштаны?

— Идею подсказали сами заготовители, которые привозят нам яблоки. Говорят, каштаны пропадают под ногами… Мы решили: нужно попробовать. Наша миссия — перерабатывать местную агропродукцию и стимулировать людей к сотрудничеству. Каштаны — такой же природный ресурс, как яблоки или помидоры. Разница лишь в том, что их не нужно растить: природа уже сделала свое дело.

Вы уже нашли рынок сбыта?

— В первую очередь, должны протестировать полученное сырье. Позже будем искать покупателей среди фармацевтических и косметических компаний. А пока готовимся добавить эсциновую смолу к нашему "Дегтярному" мылу — одному из самых популярных продуктов. Это мыло производится на основе березового дегтя, обладает природными антисептическими свойствами и хорошо подходит для людей с проблемной кожей. Некоторые лечат им даже геморрой.

Благодаря свойствам эсцина — укрепление сосудов, уменьшение отеков и воспалений, улучшение микроциркуляции — мыло станет еще более эффективным.

Если все удастся, уже в следующем году можем изготовить большую партию "Дегтярного" мыла с каштаном.

Единственная проблема – дефицит бересты. Бересты, то есть сухой коры березы, из которой добывают деготь, в Полтавской области мало. И собирать ее некому — многие мужчины сегодня на фронте.

Бузина и дикий терн в виде соков

На этом производстве экспериментируют не только с каштанами. Нынешним летом, например, заготавливали ягоды бузины. В то время, когда заготовители платили 10–12 гривен за килограмм, предприятие покупало по 20 и от поставщиков отбою не было. Яблочно-бузиновый сок – одна из новинок "Мрии".

Сок из яблок с добавлением бузины – одна из новинок

Впрочем, переработать бузины столько, сколько ее могли бы принести из окрестностей, малому предприятию не под силу. Тем более все новинки должны пройти прежде всего тестирование потребителей. "Потребителя нужно выращивать под новый продукт", — говорит Иван.

Он вспоминает, как в первый год большой войны, когда пришлось эвакуировать свой бизнес из Адамовки (Славянский район Донецкой области) в Решетиловку, запустили томатный морс.

— Очень крутой продукт на основе концентрированного томатного сока. Но люди не знали, что с ним делать. И он не пошел. Пришлось вернуться к классической пасте "Адамовка", — говорит.

Это уже признанная продукция "Мрии"

Так что сок из дикого терна, который сейчас начали отжимать на предприятии, тоже будет только тестовой партией — не более 500 литров.

— Витамина С в нем больше, чем в цитрусовых, — хвастается Иван. — Он приятен на вкус, немного терпковат. Но все – в руках покупателя. Сырья достаточно. Люди принесут все, что нужно, – стоит только объявить сбор.

Но сколько же этого сока можно выжать из мелкой костлявой ягодки?

— У нас есть два экстрактора: большой на 1,5 тонны и малый на 120 кг. Малый используем для ценных ягод и тестовых партий. Метод экстракции сока позволяет взять из ягоды максимум.

В этом году линейку продукции "Мрии", кстати, пополнили консервированные кабачки, яблочно-морковный, яблочно-тыквенный соки и целые томаты. Всего с конвейера небольшого предприятия в Решетиловке сходит уже более 30 наименований пищевых продуктов.

Маринованные кабачки — новинка сезона этого года

В следующем году, если все пойдет по плану, достроят фасовочно-сортировочный цех и откроют мини-ресторан на вынос под брендом "Адамовка". В нем можно будет приобрести продукцию в течение всего года – от томатной пасты до дикорастущих суперфудов.

Фото предоставлено Иваном Дегтярем