"Всесезонка", зимние шины и штрафы за летнюю резину: развенчиваем главные мифы украинских водителей

Читати українською
Автор
Новость обновлена 05 ноября 2025, 18:32

Подготовка автомобиля к зиме включает не только замену шин, но и комплексную проверку всех систем

Первые заморозки становятся неожиданностью для украинских водителей. Кто-то успевает вовремя переобуться, а кто-то продолжает ездить на летней резине, надеясь на "еврозиму". Однако эксперты категоричны: это не просто риск, а прямая угроза безопасности.

"Телеграф" рассказывает, когда именно нужно менять шины, какие штрафы угрожают за несезонную резину, почему "всесезонка" не всегда выход и как правильно подготовить автомобиль к холодам. А еще – почему цены на шиномонтаж взлетели и что делать с реагентами на дорогах.

Правило +7°C: когда пора переобуваться

Шиномонтажник с большим опытом Виталий Николаевич точно определяет момент замены. "Когда среднесуточная температура воздуха у нас плюс 8-10 градусов. Неважно, это октябрь или ноябрь", — объясняет эксперт.

При этом страховые компании в договорах КАСКО часто прописывают конкретные сроки. "С 15 октября по 15 апреля ты должен быть на зимней резине. Не имеет значения, какая погода, плюс 30 на улице или минус 30", – добавляет Виталий Николаевич.

Советы водителям по замене шин на зимние

Автоюрист Александр Швец подтверждает, что законодательного требования по конкретным датам нет. "В правилах дорожного движения вообще относительно сезонности шин существует примечание только, что при условии, когда скользкая дорога, шины должны соответствовать дорожному состоянию покрытия", – говорит Швец. Однако, предостерегает юрист, если водитель попадет в ДТП из-за несезонной резины, привлекут за нарушение другого пункта правил.

Чем рискует водитель на летней резине зимой

Самая большая опасность летней резины на морозе – потеря эластичности. Опытный водитель объясняет: при температуре ниже +5°C летние шины затвердевают и ведут себя как коньки.

Автоюрист Александр Швец развенчивает миф о "несуровых зимах". "Когда человек попробовал, что такое зимой ездить на зимней резине и что такое ездить зимой на летней резине, он чувствует разницу. У него срабатывает инстинкт самосохранения, а не какие-то там выполнения законодательных норм", – отмечает Швец.

Тормозной путь на разных типах шин

При экстренном торможении разница становится критической. Виталий Николаевич приводит пример с шипованной резиной: "Шипованная резина увеличивает в 1,5-2 раза тормозной путь и на льду, и на асфальте. Если у обычной зимней резины на асфальте будет торможение 10 метров, то у шипованной – до 15-20". А летняя резина зимой ведет себя еще хуже.

Кому нужно переобуваться в первую очередь

  • Особое внимание замене шин должны уделить несколько категорий водителей. В первую очередь – новички за рулем. Им не хватает опыта, чтобы почувствовать момент потери управляемости.
  • Владельцы автомобилей с задним приводом также находятся в зоне риска. Опытный водитель советует: "На передний привод лучшую по качеству резину – назад. На шиномонтаже смотрят, какая пара сохранилась лучше. Ту, что лучше – ставим назад. Ведь если будешь тормозить, на худшей резине зад может занести в сторону".
  • Тяжелые внедорожники и водители, часто ездящие за город, нуждаются в особенно качественной зимней резине. Автоюрист Александр Швец уточняет: "Если вы ездите на охоту или живете в лесу где-нибудь, и дороги никогда не чистятся, то совсем другие требования к резине".

Штрафы и правовые аспекты

Пока прямого штрафа за несезонную резину в Украине нет. Однако Александр Швец предупреждает: "В правилах дорожного движения вообще относительно сезонности шин существует примечание только, что при условии, когда скользкая дорога, шины должны соответствовать состоянию дорожного покрытия. Штрафовать за это не могут, но есть общие требования, когда запрещается эксплуатация транспортных средств. То есть, если стоят зимние шины зимой, но они лысые, вот тогда как раз и получите штраф".

Какие штрафы за "неправильные" шины

Минимальная глубина протектора для легковых автомобилей – 1,6 мм. "Меряется малейшая глубина. Если из-за нарушения развала-схождения съело сторону резины, то померяют эту съеденную сторону и скажут, что эксплуатировать нельзя", — объясняет Швец.

Однако уже в ближайшее время штрафы за несезонную "резину" могут появиться. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №11029, предусматривающий штраф 1700 гривен за использование несезонных шин. При повторном нарушении – от 3400 до 8500 гривен плюс лишение прав на 3-6 месяцев.

"Всесезонка": выход или экономия на безопасности?

Шиномонтажник Виталий Николаевич считает всесезонные шины компромиссом. "Если считать отдельно летнюю и зимнюю резину – выходит в 1,5 раза дороже. "Всесезонка" составляет где-то 75% этой суммы. Минус постоянный шиномонтаж", – говорит эксперт.

Однако он предостерегает: "В основном всесезонную резину ставят на бусы – рейсовые, междугородные перевозки или грузоперевозки. Легковые или на джип – я не знаю".

Автоюрист Александр Швец добавляет важный нюанс: "У нас даже небольшой выбор "всесезонок". Это больше касается американцев. У них автомобили из Штатов, там любят ездить на "всесезонке". Но климат Украины другой, поэтому эксперты советуют не экономить на безопасности.

Шипованная резина: почему она не для нас

В Украине шипованные шины законом не запрещены, но эксперты не рекомендуют их категорически. Виталий Николаевич объясняет: "В нашем климатическом поясе – однозначно нет! Ее даже сейчас нигде не купишь. Продают зимнюю резину под шип, где закладывают специальные места".

Главная проблема – увеличенный тормозной путь.

При экстренном торможении шипованная резина увеличивает в 1,5-2 раза тормозной путь и на льду, и на асфальте.

Автоюрист Александр Швец уточняет правовой аспект: "Она предусмотрена в правилах дорожного движения, а значит, люди могут использовать ее". Однако обязательную ранее отметку "Ш" упразднили, поскольку современные шипы другие по конструкции.

Комплексная подготовка: не только шины

Автоюрист Александр Швец, как опытный автолюбитель, делится чек-листом подготовки. "Меняю всю ходовую, ремонтирую, пересматриваю. Делаю развал-схождение, ставлю резину и меняю дворники. Это минимум, который влияет и на комфорт, и на безопасность", – говорит Швец.

Аккумулятор – критически важный элемент. На морозе его емкость падает, поэтому следует проверить заряд и клеммы.

Стеклоомыватель нужен незамерзающий, рассчитанный на температуру ниже прогнозируемой. Тормозная система требует особого внимания. Виталий Николаевич предостерегает:

Занос при аварийном торможении зависит не от резины, а от системы торможения, состояния колодок, суппортов.

Поэтому проверка обязательна.

Освещение зимой работает дольше из-за более короткого светового дня. Щетки стеклоочистителей лучше менять каждый сезон.

Защита кузова от соли и реагентов

Самая большая угроза для автомобиля зимой – это соли и реагенты на дорогах. Автоюрист Александр Швец советует: "Как минимум, мойте хотя бы раз в неделю. Соли же куча, куда без этого".

Реагенты вбиваются во все щели: кузов, тормозные диски, резиновые элементы. "Под мощной струей вымывается больше. Возможно, применять воски, чтобы не так прилипало", — добавляет Швец.

Эксперт отмечает регулярность:

Не ждите всю зиму на грязной машине. Под колесными арками земля будет смываться водой с колес, но реагенты останутся повсюду.

Резиновые уплотнители двери и замки нуждаются в обработке силиконовыми средствами, чтобы не примерзали. Воски или керамические покрытия создают защитный слой на лакокрасочном покрытии.

Правила зимнего вождения

  • Основное правило – соответствие скорости состояния дороги. Автоюрист Александр Швец объясняет: "Приемы езды должны соответствовать навыкам человека, состоянию транспортного средства и дорожной обстановке, чтобы безопасно управлять".
  • Дистанция зимой должна быть вдвое больше, чем летом. Тормозной путь увеличивается из-за ухудшенного сцепления.
  • Мосты и эстакады – самые опасные участки. Они промерзают первыми, и на них образуется гололед раньше, чем на обычной дороге.
  • Системы ABS и ESP помогают, но не заменяют осторожность. Опытный водитель предостерегает: "До двух лет стажа нужно ездить не быстрее 70 км/ч. Многие допускаемые нюансы, пока ты не попал в ДТП".

Почему выросли цены на шиномонтаж

Частники, арендующие гаражи и боксы, за полгода подняли цену на 10-15%. Виталий Николаевич объясняет две причины:

Руководство гаражных кооперативов поднимает им стоимость электричества. Плюс подорожали расходные материалы.

Грузики для балансировки колес – одноразовые. "Весной поставили, а осенью срезали, потому что колесо балансируется по-новому", – уточняет эксперт.

Цены на шиномонтаж в Киеве
Цены на шиномонтаж в Киеве
Цены на шиномонтаж в Киеве

Общий ценник вырос на 15-20% по сравнению с прошлым сезоном. Переобувка 13-го радиуса стоит около 920-980 гривен, а 17-18-го – от 1300 до 1800 гривен. Поэтому эксперты советуют не откладывать до последнего, когда образуются очереди и можно не успеть вовремя подготовиться к холодам.