На НВМК с участием Зеленского провели первые похороны: но как быть с судебным запретом?
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Участие президента в церемонии захоронения на НВМК фактически "легализовало" строительство кладбища, хотя по решению суда отвод земли под него признан незаконным
На Национальном военном мемориальном кладбище (НВМК) 29 августа состоялись первые захоронения павших героев. Фактически это было официальное открытие главного военного кладбища страны. Хоронили бойцов, имена которых на сегодняшний день не установлены.
В церемонии приняли участие президент Владимир Зеленский, спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук, министр обороны Денис Шмыгаль и министр по делам ветеранов Наталья Калмыкова.
Похороны прошли на фоне массовых протестов местных жителей Мархаловки, которых без всяких церемоний паковали в автозаки. А также в условиях недавнего судебного решения, которым отвод земли под НВМК признан незаконным.
Вообще, тема чествования памяти павших украинских воинов, в том числе и создание с этой целью Национального военного мемориального кладбища (НВМК), чрезвычайно чувствительна для украинского общества. И это точно не та история, где приемлемы непрозрачность, игнорирование мнения общественности, а тем более любые противоправные действия.
Но ответственное за строительство кладбища Минветеранов, похоже, в последнее время делало все возможное, чтобы провоцировать вокруг НВМК скандал за скандалом. Сначала выбор достаточно сомнительных подрядчиков, затем отсутствие прозрачного архитектурного конкурса и игнорирование экологических аспектов. А вот теперь – демонстративный отказ выполнять решение суда об отмене передачи земли под военное кладбище. Да еще и возможное давление на государственных регистраторов, которое попахивает рейдерством. С явным расчетом, что первая церемония — все спишет.
Нынешнее участие президента в церемонии фактически легализует строительство НВМК. Но не стоит ли Госучреждению "НВМК", Минветеранов и лично министру Наталье Калмыковой в конце концов выйти к общественности с разумной коммуникацией, чтобы объяснить, как быть с судебным запретом и экологическими проблемами кладбища?
Игра в молчанку по поводу реальных проблем НВМК
Еще недавно у государственного учреждения Национальное военное мемориальное кладбище (ГУ "НВМК"), которое отвечает за сооружение кладбища вблизи села Мархаловка Киевской области, существовал свой официальный сайт на поддомене Минветеранов — nmmc.mva.gov.ua. И пусть информация на нем была не совсем полной и не слишком оперативной, но давала хотя бы общее представление о том, как будет выглядеть НВМК, и о ходе его строительства.
Сейчас ссылка https://nmmc.mva.gov.ua – ведет в никуда. Видимо, в Минветеранов просто закрыли внешний доступ к сайту, поняв, что даже те крохи информации, которые содержал сайт, не совсем коррелировались с реальностью. Так что узнать информацию из первых рук об НВМК сегодня нет возможности.
Не часто выходили в эфир с коммуникацией относительно НВМК и главные ответственные лица от Минветеранов. А когда и выходили, то обычно говорили, что с НВМК все в полном порядке, тотально игнорируя существующие проблемы кладбища.
Так, последнее сообщение на сайте самого Минветеранов, где упоминалось НВМК, датировано еще июнем 2025 года, когда главный куратор строительства, первый замминистра Виктор Байдачный, встречался с родственниками погибших. Из новости можно понять, что все идет по плану, и у НВМК нет никаких проблем.
У министра Натальи Калмыковой в июльском комментарии также все было в порядке: дополнительный открытый конкурс по общей архитектуре НВМК не нужен, для остановки работ по строительству НВМК нет никаких юридических оснований.
Судебное решение: НВМК в Мархаловке вообще под вопросом
Между тем, даже несмотря на проведение первой официальной церемонии, проект НВМК находится под угрозой. 5 августа Шестой апелляционный админсуд принял решение, подтвердившее решение первой инстанции о незаконности передачи земли под НВМК.
Напомним, Киевский окружной админсуд еще 13 марта 2025 года признал противоправными и отменил пункты распоряжения Киевской военной администрации "Об изъятии и предоставлении в постоянное пользование земельного участка с изменением целевого назначения государственному учреждению "Национальное военное мемориальное кладбище".
С юридической точки зрения, прохождение апелляции означает, что решение суда первой инстанции вступило в законную силу. И теперь любая деятельность посторонних лиц на земле под Мархаловкой (а представители Государственного учреждения "Национальное военное кладбище" и нанятая им на тендере частная фирма в контексте этого решения именно такими лицами и являются) — считается противоправной.
"После того как апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменений, земля под Национальный военный мемориальный комплекс юридически не отведена. То есть учреждение, официально отвечающее за этот объект, просто не имеет права там проводить какие-либо работы. Если они продолжают что-то строить, это уже происходит вне правового поля, и заставить их остановиться могут как контролирующие органы, так и правоохрантители", — объясняет ситуацию в комментарии "Телеграфу" юрист Андрей Ставнюк.
Конечно же, в случае с НВМК такое решение суда не слишком приятно. Но в любой цивилизованной стране решение суда должно исполняться. И особенно должно их выполнять само государство, в нашем случае — в лице Минветеранов и подчиненного ему Госучреждения "НВМК", которые должны были прекратить строительство. И искать пути вернуть историю с землей НВМК в законное русло, тем более что таких путей немало.
"Что касается государства, то первый шаг очевиден – кассация. Если и Верховный Суд признает предыдущие решения законными, тогда возможны разные сценарии. Самый простой – попытаться оформить землю уже другим путем, например через решение Кабмина. В крайнем случае даже принять специальный закон, где парламент отдельно пропишет, что эта территория отводится под Национальный военный мемориал. Есть и вариант поменять сам статус земли. Скажем, не оформлять ее как кладбище, как землю обороны или как объект государственного значения. Тогда и процедура будет совсем другая, и легче будет обойти те же экологические требования", — рассказывает о возможных вариантах юрист Андрей Ставнюк.
Ну а в случае, если и эти варианты не сработают, остается вариант искать другие локации для размещения кладбища. Зато тогда это было бы по закону.
Государство – рейдер?
Но то, как поступили в этой ситуации государственные органы, отнюдь не напоминает цивилизованный подход. Скорее – самые плохие практики рейдерства. Государство просто решило игнорировать судебное решение. Да еще, похоже, надавить на государственных регистраторов, чтобы те тоже его игнорировали. Об этом в недавнем довольно эмоциональном сообщении рассказал нардеп 8-го созыва Борислав Береза.
"В этот понедельник обычный украинский суд постановил: Право "Нацвоенного мемориального кладбища" на землю – отменено. Запись о прекращении была внесена в Госреестр. Решение суда вступило в законную силу. Но всего за несколько часов в реестре снова появляется… та же запись о праве пользования тем же участком, за тем же учреждением, но без записи о ПРЕКРАЩЕНИИ! Вообще это – преступление и рейдерство в чистом виде. Или если этим занимаются люди ОП, это нормально? В Украине есть закон?" — пишет Береза и публикует копии соответствующих документов.
Наиболее парадоксально в этой истории выглядит решение "обычного регистратора" Ирины Садыковой, которая берет на себя смелость даже не просто игнорировать судебное постановление, а трактовать его по своему усмотрению, указывая суду на ошибку и оправдывая собственные очень сомнительные действия по сохранению прав на пользование землей ГУ "НВМК".
Ну а руководство ГУ "НВМК" в свою очередь берет на вооружение такое решение регистратора и использует его как основание для продолжения строительства, игнорируя позицию суда.
Руководитель Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко, являющийся одним из инициаторов отмены отвода земли под НВМК, считает, что виновные в таком игнорировании попадают под криминал.
"Будем подавать на "неисполнение решения суда". А это уже уголовная статья. И на директора кладбища (директор ГУ "НВМК" Ярослав Пронюткин. — Ред.), если он оттуда не уберется, будет открыто уголовное производство", — рассказал в комментарии "Телеграфу" Борейко.
По словам эколога, несмотря на решение суда, работы на НВМК сейчас продолжаются, так что перспективы выдвижения уголовного обвинения Пронюткину становятся все более реальными.
"Сейчас они закапывают государственные деньги в землю. И здесь непонятная позиция правительства – ну, Шмыгаль понятно. Но ведь Свириденко – она под этим не подписывались. Поэтому, наверное, могла бы дать команду искать альтернативное решение, не на заповедной территории", — считает Борейко.
Экологические проблемы НВМК никуда не исчезли
Между тем проблемы с затоплением НВМК, о которых ряд экологов ранее говорил только как о возможных, похоже, становятся вполне реальными. В сети распространяются фото, где вода стоит как в выкопанных под захоронение ямах, так и на проложенных каменных дорожках.
"Воду они регулярно откачивают, но она там снова появляется. Вода стоит кругом, а технический водоем переполнен. Все как мы и предупреждали", — рассказывает Борейко.
Пишет об этом и известная общественная активистка, исследовательница и автор проектов кладбищ Дарья Веретюк. По ее словам, на территории НВМК стоит вода, газоны гниют, дренажные системы не справляются даже летом.
"Периодически завозятся сотни тонн песка и щебня, чтобы скрыть и засыпать болото, то и дело выстилается новый газон. На короткие интервалы это решение спасает картинку. К сожалению, только картинку и только интервально. <…> Деньги не пахнут, вода стоит и гниет, лягушки квакают в "тестовых могилах", как они это назвали. Целый день тренируется в возложении венков батальон почетного караула, площадь ждет завтрашнего (29 августа. — Ред.) гонорового открытия и приезда его ясновельможности и мощно-несокрушимости. По деньгам это не самый крупный из зеленых коррупционных шкандалов, конечно, всего пару миллиардов, подумаешь", — отмечала Веретюк, известная своим проектом мемориального кладбища в Тернополе, буквально накануне первой церемонии на НВМК.
Что они собираются масштабировать?
В свою очередь действующий военнослужащий Тарас Ищик, известный разработкой айдентики для ВСУ, обратил внимание на зарегистрированный недавно за подписью премьера Юлии Свириденко в Верховной Раде законопроект о глобальном масштабировании "достижений" НВМК.
По словам Ищика, Минветеранов, являющееся разработчиком законопроекта, пытается говорить о какой-то стандартизации в вопросах захоронений военнослужащих, но при этом сам законопроект никаких стандартов не содержит. Там также полностью проигнорированы и вопросы проведения архитектурных конкурсов, которые в случае с НВМК вызвали немало претензий со стороны общественности, и другие важные вопросы.
"Минвет рассказывает о какой-то стандартизации, но законопроект самих стандартов не содержит, например формы надгробных сооружений отдают полностью определять органам местного самоуправления. Черный гранит, габбро, с автоматом в полный рост — делай, что хочешь, у нас демократия… Отсутствие условия архитектурных конкурсов, конкуренции идей, отсутствие списка объектов, описания материалов, а также независимого органа, который будет заниматься реализацией этих положений и т.д. повлечет угрозу широкого поля для коррупционных действий в контексте "своих" архитекторов и подрядчиков, оценку чему должны дать правоохранительные органы. Министерство ветеранов, которое не смогло открыто и с привлечением всех сторон, желающих помочь, построить Национальное военное мемориальное кладбище, просто и нагло хочет масштабировать свой "опыт" на всю страну. Как всегда некомпетентно, хотя намерения благие", — отмечает военнослужащий.
Слишком далеко зашли
Знали ли в Минветеранов и ГУ НВМК о возможных проблемах в судебной плоскости с отводом земли под кладбище? Конечно, знали. Местные жители Мархаловки с момента выделения земли (август 2023 года) протестовали против этого и не скрывали, что будут идти в суд.
Поэтому когда в марте 2024 года появилось решение КОВА о передаче земли под кладбище (то самое, которое сегодня признано незаконным), уже через три месяца (июль 2024 года) дело попало в суд. В то время работы еще не начинались, и даже еще не был проведен конкурс на первую очередь сооружения НВМК, который состоялся только в августе 2024 года.
Знали ли в Минветеранов о проблемах с экологией? Конечно, знали, ведь о них идет речь даже в выводах экспертизы, проведенной по заказу самого ГУ "НВМК".
Но в Минветеранов времен Порхуна, похоже, проигнорировали возможные риски вместо того, чтобы проследить, чтобы с отводом земли и экологией все было по закону. Впоследствии эту же позицию продолжила и Калмыкова, которая была назначена в начале сентября 2024 года, опять же, когда активные работы на кладбище еще не начались, и ее первый заместитель Байдачный.
Ну а сегодня создается впечатление, что руководство Минветеранов просто стало заложником своей недальновидности. И уже просто не может дать заднюю по вопросу достройки НВМК. Еще бы: на кладбище проведена куча работ, завезены тысячи тонн породы для подсыпки, срублены сотни деревьев, израсходованы миллиарды государственных средств. И в случае окончательного отказа в передаче земли под кладбище – кто-то за это будет отвечать. Может, даже сядет. А отвечать же не хочется, потому и делают чиновники вид, что у них "все окей". Потому так и спешили с проведением первой церемонии.
Первые захоронения прошли, что дальше?
Несмотря на все упомянутые проблемы, первые захоронения на НВМК все же состоялись. Понятно, что в Минветеранов рассчитывают, что участие президента поставит публичную точку в деле претензий, которые сегодня выдвигаются к законности строительства кладбища.
Но что будет делать Минвет, когда и Верховный суд признает выделение земли под НВМК незаконным? Или когда, не приведи боже, оправдаются прогнозы экологов и могилы на кладбище "поплывут"? Будет ли игнорировать проблемы, как игнорирует запрос редакции с похожими вопросами, который мы отправили еще несколько недель назад?
Остается надеяться, что госпожа Калмыкова все же наберется смелости и выйдет на люди с полными разъяснениями. Ну, не заслуживает место, где лежат наши герои, такого негативного шлейфа, который сейчас вокруг него создали.
Редакция будет следить за развитием событий. Не переключайтесь.