Тактика – оставить людей без тепла через убийство газодобычи: экс-министр энергетики о намерениях россиян
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Россияне пытаются исключить поставки газа потребителю даже при его наличии в хранилищах
С учетом почти ежедневных обстрелов ситуация в энергетике настолько динамична, что прогнозировать развитие событий достаточно сложно. Однако этой осенью уже очевидно — россияне пытаются "убить" систему доставки природного газа потребителю. Такая же ситуация и с электроэнергией, которая может быть выработана в достаточном количестве, но не сможет в полном объеме попасть в дома украинцев.
Об этом в интервью рассказал "Телеграфу" экс-министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель.
Ключевые тезисы:
- Цель российских ударов — оказание давления на украинское общество
- Массовые отключения света в Украине — результат срабатывания автоматики из-за перегрузки
- Враг выбирает цели так, чтобы сделать невозможным поставки газа потребителю даже при наличии в хранилищах
Придется комбинировать разные варианты работы системы
- Недавно появились сообщения о повреждениях двух ТЭЦ в Киеве, которые, в том числе, обеспечивают теплом крупные микрорайоны столицы. Есть ли варианты замещения их мощностей?
- Надо понимать, что система теплоснабжения столицы действительно централизована и завязана на теплоэлектроцентралях. Более современные, о которых вы упомянули, построены для того, чтобы снабжать город как электроэнергией, так и теплом. Есть еще бывшая ТЭЦ-3 (теплостанция №1 сейчас – Авт. ), в которой нет когенерации, то есть она работает сейчас только как котельная. И конечно, если будет сложная ситуация с производством тепловой энергии на этих объектах, нужно будет смотреть на другие режимы работы системы. Есть в целом разные варианты комбинаций подачи тепла и передачи теплоносителя в систему, есть резервные виды топлива, резервные котлы. К примеру, можно использовать модульные котельные для догрева теплоносителя в системе центрального отопления. Но это совсем ненормальные режимы работы.
Конечно, по каждому удару нужно смотреть, какие последствия он имеет и как их можно преодолеть. Однозначно, мы подчеркиваем, что это террористические атаки России на гражданскую инфраструктуру. Аргументация о якобы военных объектах не выдерживает никакой критики. Людей лишают отопление в холодный период года, и это, по сути, давление на общество.
- Как альтернатива ТЭЦ, хватит ли нам мобильных котельных, индивидуальных тепловых пунктов, мазута, угля, чтобы устранить нехватку тепловой энергии?
– Здесь у меня, как и у всех украинцев, больше срабатывает надежда, чем холодный расчет. Почему? Потому что объекты электроэнергетики и флот оборудования, который должен обеспечивать резервные источники тепловой и электрической энергии прошлой зимой были не так задействованы и не так нужны. А на сегодняшний день возникает вопрос, все ли это оборудование у нас на месте, и все ли закуплено из того, что было заявлено? Или были другие приоритеты, и финансовые ресурсы, потрачены на них? Потому что создается такое впечатление. Будем смотреть на результаты работы местных и центральных властей, если будут возникать какие-то экстремальные ситуации.
- То есть будем, как говорят, цыплят по осени считать?
– Наверное, правоохранительные органы должны тщательно изучать ситуацию, но есть и факты того, что какие-то работы не были завершены. Я не хочу говорить о первой, второй, третьей защите наших объектов энергетики, которые должны были обеспечить в свое время Госагентство восстановления и развития инфраструктуры и "Укрэнерго". Думаю, имели место более масштабные процессы, ведь были задействованы разные институции, которые принимали решения по проектам – требованиям, согласованию. И к ним возникают вопросы, когда мы находимся в таких экстремальных условиях, почему не согласованы определенные элементы проекта, из-за, к примеру не такой краски, как была нужна. То есть, наши традиционные украинские недостатки в работе даже могут сказываться на таких критических процессах как защита инфраструктуры.
С другой стороны склады/наборы резервного оборудования, такого как модульные котельные, генераторы по идее должны быть в достаточном количестве. Вопрос, насколько оперативно их развернут при экстремальных ситуациях и насколько сделают доступными. И если их не окажется, пусть также правоохранительные органы изучают такие случаи.
Забрать у одних и отдать другим – так это не работает
- Чисто теоретически, если, например, есть потребность "запитать" Киев, то для этого можно взять определенные объемы из нашей объединенной сети? В этом случае кто-то останется без электричества? Это будут соседние области? Или это так не работает?
– Это максимально комплексный вопрос, он не так воспринимается, как где-то взять у кого-то, кому-то отдать. Мы входили в зиму с энергетическим балансом. Имели в работе полный состав блоков на атомных станциях, определенное количество на теплоэлектростанциях, так что если россияне не бьют по объектам генерации, то электроэнергии у нас должно быть достаточно. Но у нас есть проблема, как ее передать и доставить потребителю, потому что уничтожены трансформаторы.
– То есть у нас остается проблема с распределением электроэнергии?
– Есть и с передачей, и с распределением. В зависимости от того, что именно атакуют россияне. И когда, к примеру, нет полного состава генерирующего оборудования, не восстановлена инфраструктура, отпускные мощности, то используются графики поставки электроэнергии. Лимиты потребления доводятся в первую очередь промышленности, затем – населению. И действуют, пока баланс не восстанавливается.
– А что происходят, когда применяются экстренные отключения света, как, например, на днях в Киеве и других регионах?
- Это означает аварийную ситуацию в сети. То есть после обстрелов возникает необходимость перекидывания дополнительных мощностей на определенные участки распределения и транспортировки. Происходит перегрузка, так как увеличилось количество потребителей, напряжение падает и срабатывает автоматика. Нужно применять резервное оборудование, но не всегда оно есть, тогда действительно происходят экстренные отключения.
- Может ли в этот отопительный период помочь экономия?
- Люди действительно максимально в этом заинтересованы, потому что иметь электрическую энергию с определенными ограничениями лучше, чем не иметь ее вовсе. Но одно дело, когда у нас есть плановые графики отключений – это как раз попытка сбалансировать систему и для этого вводятся ограничения для потребителей. Другое дело – аварии и экстренные отключения.
Не столь важно, есть ли газ, сколько, сможем ли его доставить
– С учетом ударов россиян по газодобыче, один из которых был осуществлен накануне, пройдем ли мы отопительный сезон с имеющимися в хранилищах запасами?
- Тема запасов газа была актуальнее недели две назад, и отчасти проблема осталась, ведь все равно нужно искать финансовый ресурс для обеспечения дополнительных объемов. Потому что мы с этим вопросом в зависимости от погоды столкнемся в конце января, или в феврале/марте, когда ресурсы в хранилищах будут иссякать. Но россияне бьют по инфраструктуре – газоперекачивающим, компрессорным станциям, распределительным пунктам, то есть исключают возможность поставки газа потребителю даже при наличии в хранилищах. И вопрос в том, что нужно быстро восстанавливать систему и держать фокус на защите сетей. Понятно, что в такой ситуации газовый баланс, который закладывался, объективно уже нерелевантен. Ситуация настолько динамична, что я бы не столько концентрировался на объемах, хватит нам их или нет, а именно на том, как можно защитить и быстро восстановить систему.
– То есть вопрос в том, что газ может быть, но может просто не дойти до конечного потребителя?
– Да, и я так понимаю, это тактика россиян. Кроме того, они выбивают нашу газодобычу. Так что в этом аспекте желательно, конечно, иметь финансовый ресурс и контракты на закупку импортного газа. Помимо того, учитывать ситуацию в Украине, насколько те или иные потребители влияют на объемы потребления.
Как сообщал "Телеграф", по мнению эксперта Института энергетических стратегий Юрия Корольчука прогноз на текущий отопительный сезон, как и прошлый, пессимистический.