На смену ТЦК должны прийти офисы: эксперт Николай Журавлев в интервью "Телеграфу"

Читати українською
Автор
3368
Центры военного сервиса могут заменить ТЦК. Фото коллаж "Телеграфа" Новость обновлена 06 ноября 2025, 22:46
Центры военного сервиса могут заменить ТЦК. Фото коллаж "Телеграфа"

ТЦК использует информацию из разных баз, что приводит к путанице в работе системы, считает ученый

Только полная перезагрузка разрешит проблемную ситуацию с ТЦК и СП. Точечные изменения эффекта иметь не будут. Такую точку зрения в интервью "Телеграфу" высказал ученый и общественный деятель Николай Журавлев — разработчик новой модели органов военного местного управления. Она предусматривает подчинение оборонному ведомству, другое название, структуру и подходы в работе с ориентиром на натовские стандарты.

"Совок" в погонах: почему мобилизация буксует уже на старте

- В публичном пространстве встречаются либо эмоциональные истории о бусификации от рядовых граждан, либо заявления политиков и нардепов, что это недопустимо. Голосов ученых не слышно. Знаю, что традиционно перед тем как предлагать что-либо изменять они тщательно анализируют предмет. Проводили исследования и вы, какие ключевые проблемы в работе ТЦК вы можете на основании этого выделить?

- Во-первых, на сегодняшний день остается бумажный учет. К тому же, дублируются базы данных, такие как государственный реестр избирателей, система "Оберег" и т.п., информацию из которых используют в работе ТЦК. Это приводит к путанице и не очень положительно влияет на функционирование системы.

Николай Журавлев предлагает глубокую реформу системы

Второе, это отношение должностных лиц, наделенных правом на проведение мероприятий по мобилизации, к гражданам Украины. Неуважение и принуждение вызывает у людей страх, провоцирует различные скандалы и хаос. В-третьих, принятие непопулярных решений. Например, переадресация жалоб на действия представителей терцентров, поступающих от украинцев в Офис Президента или Уполномоченному ВР по правам человека, именно в те учреждения, где были допущены нарушения. Так не должно быть.

Следующий пункт – это формальный подход к социальной защите семей погибших военнослужащих. Ведь это нонсенс, когда человек отдал свою жизнь, защищая родины, а его родители или жена и дети не могут получить выплаты, предусмотренные законом, из-за потерянных документов. И еще один важный момент, который оказывает значительное влияние на отношение общества к мобилизационным процессам – это коррупция. В частности, бывший спикер Дмитрий Разумков заявил, что теневой оборот средств в структурах ТЦК составляет 2 млрд долларов в год!

- Речь, я так понимаю, о взятках за избегание мобилизации? Какие еще варианты?

– Да, это плата за принятие решений законных и незаконных. К примеру, за снятие с розыска. Если он административный, то это делается на общих основаниях – посещение ТЦК, объяснение, почему не явился по вызову, обновление данных в Едином реестре призывников и снятие соответствующей отметки в системе. Но за это могут потребовать средства работники терцентров. Равно как при принятии решений ВЛК о непригодности к службе и снятии с военного учета может иметь место коррупция. Вспомните историю с Татьяной Крупой – главой центра медико-социальных экспертиз Хмельницкой области, которую поймали на взятке. В стране, в которой идет полномасштабная война, это можно расценивать как диверсию.

Среди проблемных "точек" также в целом устаревшая система подходов к работе, внедренная в военкоматах и продолжающая существовать в ТЦК и СП. А также то, что отдельные представители руководящего состава армии не воспринимают инновации, потому что не знают, как их внедрять. По-новому работать не могут, а это влечет за собой пренебрежение украинского общества к военнослужащим и военной форме. Что в свою очередь подрывает процессы мобилизации и обороны в Украине.

Вот такие ключевые беды, которые выбивают нас из колеи. И плюс – неподготовленные кадры с низкими морально-психологическими качествами, что работают в терцентрах.

Мобилизация онлайн: как технологии могут изменить подход к службе

- В последнее время появляются разнообразные предложения по улучшению ситуации – от повышения зарплат сотрудникам ТЦК как способа преодоления коррупции, привлечения к работе только людей с боевым опытом до изменения подчинения/названия. Такие обновления помогут?

- Вы как раз поднимаете вопросы чувствительные для общества. Начнём со смены названия. Она однозначно нужна, потому что аббревиатура ТЦК вызывает у людей ненависть. Равно как и необходимо провести переподчинение. Раздается много идей, за кем должен быть контроль – оперативным командованием, командованием Сухопутных войск, или Генштабом ВСУ. На мой взгляд как ученого во главе вертикали должно находиться Минобороны. Это стратегический уровень вместе с Департаментом оборонной поддержки. Далее в областях должны быть созданы Управления оборонной поддержки, в городах/районах — центры военного сервиса, в громадах — офисы военного сервиса.

Так должна выглядеть система, что заменит ТЦК и СП

– Как при этом изменятся принципы работы в рамках этой новой структуры?

- Мы должны ввести J-структуру в соответствии со стандартами НАТО. А она предполагает эффективную координацию между подразделениями, взаимозаменяемость сотрудников и т.п. Инновационную модель мы презентовали на международном форуме "Украина – стратегический партнер НАТО и ЕС в условиях глобального кризиса" в присутствии 15 военных атташе иностранных дипучреждений. Получили от них высокую оценку. Некоторые, например, представители Польши, Словакии, Чехии, Румынии и Венгрии, взяли материалы для изучения и возможной апробации. Ибо в этих странах распространена рекрутинговая система. А сегодняшние вызовы доказывают, что нужно иметь и мобилизационный ресурс и уметь с ним работать.

– Для Украины замена мобилизации рекрутингом или существенное увеличение его роли в текущих условиях невозможно?

- Это неуместно, потому что на сегодняшний день привлечение в армию на добровольных началах не будет играть той роли, как в начале полномасштабного вторжения. Патриотически настроенные люди, желавшие стать на защиту, уже это сделали и служат в ВСУ.

Поэтому стоит работать над восстановлением доверия к тем органам, которые будут заниматься пополнением рядов армии.

- Как можно переломить ситуацию и изменить отношение к ТЦК или тем органам, которые его заменят?

– В том числе и благодаря цифровизации процессов, чтобы увеличить расстояние между гражданами и должностными лицами органов военного местного управления. То есть, решения должны приниматься без прямого "вмешательства" руководителя, автоматически на основе данных, имеющихся в государственных информационных системах.

– Когда у нас будут офисы военного сервиса вместо ТЦК, то есть изменится структура и название, изменятся ли методы работы?

- Будет установлен четкий перечень услуг и документов, которые будут предоставлять/выдавать Центры военного сервиса (заменят ТЦК), и сроки обработки заявок в зависимости от сложности. Например, если нужны материалы из Отраслевого архива Минобороны (это могут быть документы на подтверждение прохождения службы в прошлом, военно-учетной специальности, званий и т.д. – Авт. ), то на это будет даваться до 10 суток.

Для предоставления сервисных услуг будет создано "единое окно", обеспечен цифровой военный учет и "разрыв" между заявителями и представителями соответствующих учреждений. Если, например, человек имеет право на отсрочку от призыва по мобилизации, он представляет документы либо через "единое окно", либо через электронный кабинет. Искусственный интеллект, который будет иметь доступ ко всем базам данных, в том числе к нормативно-правовым актам, обрабатывает заявку и принимает решение. Если основания есть, отсрочка предоставляется автоматически. То есть не надо куда-то ходить, выстаивать в очереди. Уведомление о решении будет поступать через приложение или посредством смс. Также будут информироваться граждане и о готовности документов, которые будут выдавать в "едином окне".

Почему без стабильного финансирования не будет сильной армии

- С отсрочками и документооборотом понятно, а как физически будут привлекаться люди в армию? Будут ли после проведения реформы раздавать повестки и тому подобное?

- Это мобилизационные меры, от которых мы должны постепенно отходить. Комплектование ВСУ должно происходить за счет контрактников, целевого развертывания подразделений резервистов. Для этого, однозначно, необходимо повышать размеры денежного довольствия, улучшать имидж военной службы в обществе, а также создавать программы поддержки членов семей военных. И таким образом выходить из сложной ситуации, которую имеем сегодня.

– Но это упирается в финансирование, которого постоянно не хватает?

- Сейчас у нас неофициально до 1,5 миллионов человек, которые уклоняются от прохождения службы по мобилизации. И ориентировочно 290 тыс. случаев самовольного оставлени части (СЗЧ). Откуда эта статистика? На мой взгляд, из-за качества проведения мобилизационных мероприятий.

Вот вам и ответ на вопрос: если мы не найдем средства на армию, хорошего результата у нас не будет.

- Как можно решить проблему СЗЧ? Звучат предложения по усилению за нее ответственности. Это сработает?

- Статья 407 Уголовного кодекса и без того предусматривает длительные сроки заключения – от 5 до 10 лет. Пока люди не боятся ответственности, потому что понимают, нереально рассмотреть все дела, вынести приговоры и найти сколько мест в тюрьмах. Кроме того, есть военные, которые прошедшли адские бои, имеют нарушения психического здоровья, поэтому нуждаются в помощи, а не наказании. С другой стороны, понимаем, к каким последствиям явление СЗЧ может привести в перспективе. Люди не будут иметь возможности работать, но будут нуждаться в средств к существованию, а это прямой путь к всплеску преступности.

Нам все равно необходимо работать с обществом, стараться создать некомфортные условия для уклонистов от службы по мобилизации. В том числе и ограничивая права на законодательном уровне, например, возможность заниматься определенной хозяйственной деятельностью. К этому необходимо подходить "творчески", не перегибать палку.

В общем, комплекс шагов, среди которых и реформирование ТЦК, в перспективе должен обеспечить ротацию в армии. Люди должны идти служить на определенный период, приобретать военный опыт, возвращаться домой и зачисляться в резерв. Только так мы можем добиться создания боеспособной страны.

– Как быстро может быть введена новая система и что для этого нужно?

– Первое, это политическое решение Офиса Президента. Далее создание рабочей группы в составе представителей Министерства обороны и других силовых ведомств, ученых. Следующий шаг – внедрение новой модели на базе двух областей, например Черниговской и Закарпатской. В процессе выявление недостатков и устранение. Где-то через год, думаю, опыт можно будет распространять на все регионы.

Плюс нужно внести изменения в нормативно-правовые акты, чтобы конституционные права, честь и достоинство военнослужащих были защищены. На втором месте – обеспечение соответствующего финансового обеспечения и поддержки семей.

Как сообщал "Телеграф", по мнению парламентариев в условиях военного положения невозможно отказаться от мобилизации, даже когда заработает новый формат контрактов.