В Украине закрывают лазейку для нарушителей воинского учета: подробности из Рады

Читати українською
Автор
16178
Ирина Фриз Новость обновлена 17 ноября 2025, 19:19
Ирина Фриз. Фото Коллаж "Телеграфа"

В Раде считают, что забронированный должен оставаться в государстве

В конце октября Верховная Рада решила использовать ресурс тех мужчин, кто решил укрыться от призыва по мобилизации. Нардепы приняли закон, которым разрешили временное бронирование для работников критически важных предприятий, имеющих проблемы с военным учетом (находятся в розыске или вообще не имеют документов). Им дали 45 дней бронирования, чтобы решить все проблемы с законом. В теории это должно было бы решить вопрос острой нехватки кадров на предприятиях ОПК.

Впрочем, после принятия этого закона, нардепы столкнулись с другой проблемой: "экспресс-бронирование" может стать удобной схемой, чтобы выехать за границу. Следовательно, в парламенте был зарегистрирован новый законопроект, запрещающий покидать страну даже забронированным. В чем логика таких ограничений и какие схемы существуют на бронировании? На эти вопросы в блиц-интервью "Телеграфу" ответила одна из его авторов, нардепка от "ЕС", член комитета по нацбезопасности и обороне Ирина Фриз.

Что нужно знать

  • 45-дневная бронь стала лазейкой, которой нарушители военного учета могут пользоваться, чтобы уехать за границу из-за фиктивных командировок или отпусков.
  • В Раде предлагают запретить выезд забронированным, если они ранее нарушили закон о военном учете, чтобы остановить коррупционные схемы.
  • Минобороны и Генштаб выступали против 45-дневной брони, предупреждая, что она может превратиться в инструмент легализации уклонистов.

"Забронированный должен оставаться в государстве"

– Ирина, объясните логику законопроекта. Почему необходимо ограничивать выезд забронированных за границу?

– Логика в том, чтобы действующее законодательство не давало возможности (из-за существующей коллизии), создавать схемы, которые будут использовать бронирование как возможность для уклоняющихся исправить свои отношения с законом и уехать за границу.

– А какие здесь могут быть схемы?

– Надо установить соответствующий предохранитель. Нарушившие законодательство о военном учете сейчас получили возможность (бронирование на 45 дней для уплаты штрафа), в том числе, выезжать за границу из-за оформления командировок или отпусков. С точки зрения членов комитета нацбезопасности, обороны и разведки, если человек действительно критически необходим для работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, то до конца действия военного положения он должен оставаться в государстве. Даже, несмотря на то, что он оплатил штраф и урегулировал свои отношения с законом.

– Почему это так актуально стало?

– Вы знаете, что в открытых источниках "гуляла" информация по поводу 1,5 миллиона человек, которые не обновили свои данные, несмотря на установленные четкие сроки в законодательстве. Но нарушившие законодательство о военном учете хотят, могут и нужно, чтобы они работали в ОПК. Но значительная часть людей из-за нечистоплотных дельцов (имеющих "связи" с критическими предприятиями ОПК) может воспользоваться возможностью, чтобы получить бронирование и бежать из страны. То есть, этот предохранитель устанавливается исключительно для тех, кто нарушил военный учет. Он не касается тех, кто был забронирован и честно обновил свои данные и не имеет претензий со стороны правоохранительных органов. То есть является легально забронированным человеком, который действительно может нуждаться в заграничных командировках в рамках работы на предприятии.

– И все же, например, у человека сейчас проблемы с законом, но он устраивается на работу, бронируется, выплачивает штраф и решает все проблемы. Такой человек в будущем сможет выехать за границу?

– Исключительно те, кто нарушил законодательство о военном учете, но необходимы для ОПК, они сейчас получили возможность на 45 дней иметь бронирование, чтобы оплатить административный штраф. Соответственно, далее, по действующему законодательству, эта категория лиц сможет и выезжать за границу.

Ту еще дело в том, каким образом был прописан закон об этих 45 днях бронирования. Перечня критических предприятий, определенных Кабмином, по состоянию на данный момент еще нет. Я его не видела ни в одном постановлении. То есть, должен быть составлен новый перечень критических предприятий. Около трех недель назад Минстратегпром определял, что таких предприятий более 900. И мы имеем ситуацию, когда нечистоплотные дельцы могут использовать алгоритм бронирования как схему, чтобы коррупционным способом просто зарабатывать деньги на нарушителях.

"Закон о запрете выезда за границу власти не примут"

– Нужен ли стране в принципе фундаментальный закон, который бы поставил точку в вопросе запрета выезда мужчин за границу? Чтобы это регулировалось не постановлением Кабмина и пограничной службой в ручном режиме, а был именно закон, как это собственно и предусмотрено в Конституции.

– Я думаю, что такого закона не будет.

– Почему?

– Потому что эта тема чувствительна для власти. Это же политическая тема. Так же, как и с установлением четких сроков службы, власти не готовы идти на такие шаги. Вряд ли они сейчас будут вносить на уровне закона какие-либо комплексные ограничения. Более того, и наш зарегистрированный законопроект может быть заблокирован.

Вместе с тем следует отметить, что Минобороны и Генштаб выступали против алгоритма бронирования на 45 дней. Они в то время осознавали, что это может принять формы схем, чтобы уклонисты легализовали себя и имели возможность свободного выезда из государства.

"Выезд ребят 22 года не был ошибкой"

– Разрешение на выезд ребят до 22 лет, по вашему мнению, было ошибкой?

– Нет. Я не считаю это ошибкой.

– Объясните?

– Да, я вижу волну новостей, что у нас бизнес начал страдать и так далее, но эти люди не подпадали под мобилизацию до 24 лет включительно.

Во-вторых, с 24 лет человек должен был либо пройти соответствующую базовую военную подготовку, либо определиться относительно дальнейших своих действий. Но в данном контексте решение было принято, но отсрочено по времени. Это и привело к увеличению количества уехавших людей. Та часть людей, которая подпадает под эту категорию (ребята до 22 лет, — Ред. ) наконец-то получила возможность приехать в свои семьи и дома. Такой возможности у них не было, когда действовал соответствующий запрет. Если бы делалось все своевременно и адекватно вызовам, мы не имели бы определенного всплеска [выезда] который получили после принятия этого решения.

- Цифра в 100 тысяч ребят, выехавших после принятия разрешения, это релевантная цифра?

– Не могу подтвердить, ведь от ГПСУ мы не можем получить информацию относительно соответствующего количества [выехавших]. Мы можем только анализировать цифры западных медиа, но релевантны ли они… Желательно, чтобы ГПСУ давала адекватные цифры.

– Да, до 22 лет это не мобилизация, но решения должны приниматься стратегически, с мыслью о будущем. Сейчас не призыв для 22-летних, а три года спустя уже призыв.

– А вот для этого, в том числе, нужно менять идеологию единого марафона, который должен быть заточен на мотивацию людей защищать Украину. Если поток добровольцев уже кончился, то здесь должна работать государственная машина, которая четко и осознанно двигалась бы к увеличению [мотивационных] пакетов для военнослужащих. Изменение информационной политики, которая была бы направлена на призыв на защиту Родины, а не то, что мы наблюдаем в СМИ: "бусификация" ТЦК. То есть искривлена сама картинка того, что есть защита Родины. И в этом виновата власть, в первую очередь.

– А нет ли инициатив в комитете, Минобороны, Генштабе, вернуть все вспять? Я общался со "слугами" и даже они говорят, что выезд до 22 лет был ошибкой .

– По состоянию на данный момент, на комитете, при обсуждении этого вопроса не было замечаний со стороны Минобороны, что это нужно отменять.