Нужно готовиться к худшему? Будет ли тотальный блэкаут в Украине после ударов по подстанциям АЭС

Читати українською
Автор
Новость обновлена 20 января 2026, 16:17

Полностью система не упадет, но будет больно

Россия рассматривает варианты удара по подстанциям АЭС Украины. Такое сообщение на днях обнародовали в ГУР. По словам разведчиков, путем выведения из строя подстанций, враг стремится отсоединить энергоблоки АЭС от объединенной энергосистемы Украины, вызвав тотальный блэкаут. Действительно ли Россия способна это сделать, и какие сценарии ждут украинцев в случае террора на атомном уровне, разбирался "Телеграф".

Как это работает?

Если очень упрощенно, то передача электроэнергии от АЭС к потребителям происходит через посредничество подстанций.

– Атомные электростанции передают в сеть производимую электроэнергию именно через трансформаторные подстанции. Соответственно, повреждение трансформаторных сетей приводит к тому, что на станциях нужно останавливать блоки. То есть выдача электроэнергии атомным блоком не просто может быть усложнена, а стать вообще невозможной, – объяснял в интервью "Телеграфу" бывший министр энергетики Игорь Насалик.

Какие бывают подстанции?

Пристанционные, которые находятся в непосредственном периметре АЭС и эксплуатируются НАЭК "Энергоатом" и подстанции, так называемой второй линии, принадлежащих НЭК "Укрэнерго".

В ГУР утверждают, что в январе РФ провела разведку десяти соответствующих объектов в девяти областях. Как это произошло?

– Конечно, наш враг знает, где находятся ЛЭП, основные подстанции, ведь до начала полномасштабной войны мы работали в единой энергосистеме с РФ и Белоруссией. Энергосистема строилась в советское время, поэтому, конечно, они знают и понимают, как вывести из строя наши АЭС, – рассказывает "Телеграфу" экспредседатель Государственной инспекции ядерного регулирования Григорий Плачков.

– По-моему, очень вредна была инициатива Галущенко (Герман Галущенко эксминистр энергетики, — Ред. ), когда он говорил, что эксперты МАГАТЭ посещают критические подстанции для выдачи мощностей. Однако они пишут потом отчеты! О защите объектов, применяемых мерах. А в секретариате МАГАТЭ заместитель председателя – Михаил Чудаков от России, – добавляет в комментарии "Телеграфу" эксперт по ядерной безопасности Ольга Кошарная.

По каким подстанциям может ударить РФ?

Пристанционным или эксплуатируемым "Укрэнерго"? В принципе, по любым, но вывод из строя именно пристанционных подстанций это уже история не просто об обесточивании Украины.

– Если россияне отважатся, пересечь красные линии и ударят по пристанционным подстанциям любой АЭС, то появляется риск радиоактивного загрязнения, ведь пристанционные подстанции находятся достаточно близко к атомным энергоблокам. Кроме того, при выведении из строя пристанционной подстанции теряется возможность передавать сгенерированную электроэнергию на распределительную подстанцию "Укрэнерго". И это наибольший риск, – поясняет "Телеграфу" нардеп от "Слуги народа", член комитета по вопросам энергетики Сергей Нагорняк.

Нанести удары по пристанционным подстанциям России легче.

– Врагу проще поразить три пристанционных подстанции АЭС (Ровенской, Южноукраинской, Хмельницкой АЭС, — Ред. ),. Другое дело, что это политически переход красных линий. Впрочем, после того, что они сделали в Буче, Харьковщине, они сегодня мало чего боятся. Тем более они видят, как действует американский президент по отношению к своим союзникам, и им это развязывает руки, – добавляет Нагорняк.

Подстанций "Укрэнерго", два десятка, так что осуществить скоординированный удар одновременно на такое количество объектов, России будет сложнее.

А эти подстанции защищены?

Вообще-то да, но, конечно, не идеально. Что касается пристанционных объектов, то:

– Важно, чтобы "Энергоатом" завершил строительство защитных сооружений на своих подстанциях и произвел перемещение оборудования в эти защитные сооружения, а это целый комплекс работ, — отмечает Нагорняк.

На подстанциях "Укрэнерго" государство с 2023 года строило защитные сооружения первого и второго уровней.

– На каждой подстанции может быть от трех до пяти трансформаторов большой мощности, – объясняет Нагорняк. – Первый уровень защиты – это защитить хотя бы один такой трансформатор. Второй уровень предполагает строительство железобетонных саркофагов для защиты второго трансформатора большой мощности. С первой очередью "Укрэнерго" более-менее справились, а вот количество защищенных трансформаторов второй очереди могло бы быть и больше. Но нужно строить и третью и четвертую очереди. Они точно могут сделать больше.

Почему не сделали? Потому что, как говорят в энергетическом комитете Рады, "Укрэнерго" нужно было создать отдельный департамент капитального строительства, отвечающий за работу с подрядчиками и имеющий технический надзор по строительству защитных сооружений.

– А такой департамент не создали. "Укрэнерго" – компания, занимающаяся энергетикой, а не строительством железобетонных сооружений, – добавил Нагорняк.

Атаку на АЭС можно отразить?

На фоне заявлений президента, что к утру 16 января у Украины не было ракет для некоторых систем ПВО, перспектива выглядит не очень. Впрочем, эффективность ПВО, конечно, не стопроцентная.

– Если нет достаточно плотной эшелонированной ПВО в районе, который нужно защищать, соответственно, вероятность прорыва и уничтожения объекта растет. Если российское командование поставит для себя такую задачу, то они будут пытаться достичь ее любой ценой и, через некоторое время, они смогут нанести этот удар, – объяснил "Телеграфу" военный обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко.

– ГУР вместе с "Укрэнерго" разработали алгоритм подготовки к таким ракетным атакам. Это когда ГУР отслеживает активность вражеских самолетов в районе Каспийского моря. И есть час-полтора подготовить энергоблоки АЭС, – говорит Кошарная.

Судя по имеющейся информации, в ночь на 20 января россияне уже попытались нанести такой удар по подстанциям АЭС. По сообщению МАГАТЭ, несколько электрических подстанций, жизненно важных для ядерной безопасности, пострадали от ракетной атаки. Более того, внешнее электроснабжение потеряла и ЧАЭС. Впрочем, последствия не катастрофические.

– Что-то повредили из подстанций "Укрэнерго" в одной из областей, связанных с АЭС. Но из-за рекорда сбития баллистики и крылатых ракет, все лучше, чем должно быть. ЧАЭС работает на дизель-генераторах. Идет работа по подключению по резервной схеме, – объяснила Кошарная.

То есть, как видим, отбиться Украина может. Но если РФ нанесет массированный удар и он достигнет своих целей…

Тотальный блэкаут возможен?

Это самый принципиальный вопрос. По словам экспертов, в настоящее время три украинских АЭС генерируют около 7,6 ГВт мощностей. Вместе с тем, как сообщал президент, наша энергетическая система способна обеспечить 11 ГВт. Таким образом, без АЭС Украина лишится около 70% генерации. А это очень больно.

Но! Говорить о тотальном блекауте все же преждевременно. Многое будет зависеть от того, по каким именно подстанциям нанесет удар Россия.

– Риск [блэкаута] может, незначительный, будет только при одновременном выводе с работы всех трех АЭС. Это если враг попадет по пристанционному оборудованию всех трех АЭС.

Если враг ударит по подстанциям "Укрэнерго", отвечающим за принятие электроэнергии от АЭС и передаче ее в энергосети Украины, то риск уменьшается. Эти подстанции более функциональны и даже при попадании есть возможность переключить части оборудования и продолжать дальше работать. Возможно, не на полную мощность, которую могут выдавать атомные энергоблоки, но энергию от АЭС они все равно будут получать и передавать ее в сеть, – объясняет Нагорняк.

В ноябре 2022 года россияне такое уже делали.

– Тогда в Украине был единственный настоящий блэкаут, когда россияне одновременно попали в подстанции "Укрэнерго", связанные с выдачей мощностей Хмельницкой, Ровенской и Южноукраинской АЭС. Сработала аварийная защита и реакторы остановились: с 7,6 ГВт установленной мощности, из энергосистемы выпало 6 ГВт. Энергосистема распалась на острова, – напоминает Кошарная.

Но в 2022 году высоковольтные подстанции "Укрэнерго" не были защищены. Сейчас эта защита все-таки есть. Так что риск блэкаута уменьшается. Но с другой стороны, в начале "юольшой" войны была и другая генерация, кроме атомной.

– В 2022 году у нас был профицит установленной мощности, ведь многие ТЭС на угле были остановлены, потому что не было потребления. Но с 2024 года враг системно начал уничтожать ГЭС, ТЭС, повредил сети. Поэтому ситуация с резервами тяжелая. Не хочу пугать людей, но нужно готовиться к худшему. С распадом энергосистемы нельзя исключить блэкаут. Гарантий никто не даст, – подчеркивает Кошарная.

Прогноз Григория Плачкова несколько более оптимистичен:

– Энергосистема будет спасать сама себя от блэкаута. Это [удар РФ] приведет к разделению энергосистемы на острова потребления. То есть полностью система не упадет. Но если энергетики восстановят подстанции и ЛЭП, то потом систему "Укрэнерго" соберет, – объясняет Плачков.

Как быстро соберут систему снова?

И вернут свет. В 2022 году это заняло не больше суток.

– За 14 часов "Укрэнерго" собрал эти острова в единую энергосистему и синхронизировал снова с европейской энергосистемой, – говорит Кошарная.

Чуть больше времени понадобится для возобновления штатной работы АЭС. Но это дни, а не месяцы.

– Оперативный персонал АЭС во время таких событий, по команде начальника смены или диспетчера "Укрэнерго" разгружает энергоблоки, или выводит их в "холодную" или "горячую" остановку. Аварийная разгрузка атомных энергоблоков – не очень хороший режим работы. Если не будет внешней электроэнергии, будут работать дизель-генераторы, как на ЗАЭС. На каждом энергоблоке три дизель-генератора, общестанционные и мобильные, которые питают системы важные для безопасности, – резюмировал Плачков.

Следовательно, сценарий выведения из строя украинских АЭС остается вполне реальным, но не означает автоматического коллапса системы.