Чиновники получают от Кличко пендели и всего боятся: архитектор о потерянной ветке метро, "уставших" мостах и жабе на Львовской площади
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Анатолий Фролов рассказал, как чиновники собираются запускать новую линию метрополитена в 2050 году и кто виноват в транспортных проблемах горожан
В столице продолжаются оживленные и порой скандальные дискуссии о транспортной политике Киева. На фоне положительных новостей об открытии новых мостов, развязках и обновлении общественного транспорта город системно все больше погружается в транспортный кризис. А вопросы запуска метро на Троещину, движения транспорта между берегами Днепра или постоянных пробок в центре столицы кажутся безнадежными.
Об этом "Телеграф" говорил во второй части интервью с архитектором, общественным деятелем и главой КМЦ "Украинское общество охраны памятников истории и культуры" Анатолием Фроловым.
*В первой части интервью эксперт подробно объяснял первопричину аварии на синей ветке метро и указывал места, где еще может затопить шахты метрополитена.
О метро на Троещину и "погребенную" ветку с Троещины
— Важный вопрос в продолжении темы метро: из-за аварии на "Лыбедской" — Демиевской", заморозке строительства метро на Виноградарь и дефиците городского бюджета проект подземки на Троещину так и останется вечным мемом?
— Кличко открыл Подольско-Воскресенский мост, который должен стать шагом к запуску метро на Троещину. Обратите внимание, что этот мостовой переход называется уже "Подольско-Воскресенский". Но согласно Генплану и старым картам этот мост должен идти прямо, а его взяли и повернули налево, на Троещину. Спрашиваю почему? Отчасти потому, что старый Генеральный план предполагал запуск еще одной линии метрополитена — "Левобережную". Эта отдельная ветка метро должна идти с Троещины на Осокорки-Позняки, до станции метро "Позняки" (где-то эта линия должна была проходить под землей, где-то над землей, в некоторых местах — над дорогами) с соответствующими инфраструктурными решениями и изменениями.
Однако ее совсем не делали и не сделают. Я городским чиновникам говорю: "Ребята, куда вы эту ветку дели, вы же средства вложили в ее проектирование? Еще при Черновецком (экс-мера Киева. — Авт.) выделяли немалые деньги, чтобы именно напрямую с Троещины до станции "Левобережная" сделать эту линию метрополитена, а затем дальше — на жилмассив "Позняки".
Средства "съели", украли, а дальше — забыли и не доделали этот проект. А бюджетные средства канули в Лету еще, как говорится, при предыдущей "преступной власти". Однако сейчас уже никто не хочет вспоминать об этом, знать о таких планах и узнавать, почему строительство этой линии сорвалось.
А потенциально она могла идти до аэропорта "Борисполь". При этом территории, где должна проходить эта ветка, застраивали. В то время как предыдущим Генеральным планом предполагалось ее возведение.
— Какими тогда мотивами могли руководствоваться чиновники? Возможно, она была неудобной или стоила дороже смены проекта и строительства Подольско-Воскресенского моста с поворотом на Троещину и метрополитеном через этот мостовой переход?
— Что касается удобства: если бы левобережная линия заработала, то я как пассажир садился бы на Троещине, проезжал Воскресенку, подъезжал к "Левобережной" на красной ветке (где очень много людей выходит/садится), или направлялся на метро "Позняки", а там уже пересаживался бы на зеленую ветку метро.
Новая линия должна была бы забрать на себя наплыв пассажиров, которые ехали с Троещины-Воскресенки (с пересадкой на красную линию или на зеленую). И эта линия должна была бы объединить Левый берег. Ведь там больших улиц (дорог и путей), которые проходили бы насквозь этой большой части города, фактически нет. Произошла бы оптимизация автобусного сообщения, уменьшилась бы нагрузка на дороги, можно было бы даже убрать трамваи. Да и многое другое сделать. Значит, это все при новой власти после Януковича выбросили.
При этом проект Генерального плана до 2025 года, который хотел принять Черновецкий, при Кличко уже прячут.
О городских чиновниках и "пенделях" мэра
— Почему прячут и кому это выгодно сейчас?
— Хоронят, потому что если его поднять, то городские чиновники получат проблемы: прокуратура, НАБУ и все другие органы, которые только есть, будут их "рвать". Никто не читает Генеральный план.
Я был у главного архитектора города и спрашивал: "Что вы будете со старым Генпланом делать?" Предлагал, давайте мы – представители общественности – вам поможем. Мы как киевское "Украинское общество охраны памятников истории культуры" возьмем на себя, например, историческую часть и отработаем ее. Собираем же экспертов, и можем еще многое. Можно договориться с активистами, общественными советами Киева и тому подобное. Вел с КГГА переговоры как быстро разработать обновленный Генеральный план (с четвертой веткой метро на Левом берегу. — Авт.) за девять месяцев со всеми согласованиями, обсуждениями и т.д. Однако это никому не интересно.
Сейчас же, выражаясь языком Кличко, некоторые чиновники получают "пендели" (как в ситуации с "Лыбедской" — "Демиевской". — Авт.). Но зачем получать "пендели", когда можно нормально работать? Сейчас нет общения чиновников с общиной Киева. Чиновники всего боятся и не допускают [рядовых] людей к управлению городом. А деваться некуда — мы в Европу идем.
Там без разрешения общественных, разных местных организаций и людей ничего не делается. С киевлянами сейчас никто не общается, их интересы никто не учитывает. Мы говорили, давайте станем коммуникаторами между властью и киевлянами. Ответ: "Это не интересно".
Об очень "усталых" мостах Кличко
— Как такая позиция местных властей влияет на ситуацию в городе в целом, может, она улучшается, а общественные активисты занимаются деструктивом?
— Обратите внимание: кроме аварийных вещей существуют еще и проблемы с мостами. А именно мостом Метро и мостом Патона. И тот, и другой — в аварийном состоянии, их нужно перекрывать. Мост Патона практически перекрыт, там идет очень небольшое количество транспорта. Этот переход через Днепр очень старый, его нужно обновлять, делать реставрацию. В то же время он является памятником архитектуры, внесенным в реестр. Просто так городским чиновникам не удастся и сделать полноценную Шулявскую развязку. Чиновники снова должны будут что-то делать с этим мостом, искать очень большие деньги.
Поэтому не надо было делать этот дурноватый Подольско-Воскресенский мост. Он бы еще 5-10 лет стоял и ничего. А лучше бы вы четвертую линию метро сделали. Построили бы, и она уже работала бы. Люди удобно пересаживались бы на "Левобережной" или на "Позняках".
Потеряли целую линию метрополитена, которая должна была быть еще в 2010 году. При Черновецком ее готовы были запустить. Но никто не запустил новую ветку и после него. Интересовался этим вопросом у "Киевгенплана". Они мне отвечали, что не поднимают этот вопрос вообще, потому что якобы уже планируют в 2050 году сделать эту ветку. Я им в ответ: "Как? Ведь она уже сегодня может объединить Левый берег!". Согласитесь, было бы гораздо удобнее, садясь на Троещине, через 30 минут уже быть на Позняках. Об этом никто не говорит. Они сами закладывают такие транспортные проблемы.
В этом контексте можно привести пример с печальным выходом из метро на Львовской площади. Станция зеленой ветки "Львовская брама" построена. Но метростроевцы "выйти" на поверхность до сих пор не могут, потому что до сих пор не могут решить, в какую сторону им делать выходы. Выходит, сделали только шахту до поверхности земли.
Законсервировали эту станцию, к сожалению. Теперь же городские чиновники и службы не могут договориться с застройщиками, потому что земля близ Львовской площади роздана под жилую застройку, там в некоторых местах уже построили большие жилые комплексы. Застройщики говорят: "Давайте нам средства, мы вам позволим, и вы сделаете выход из метро, чтобы станция заработала".
Задавила жаба…